Роман "Женщина в белом" Уилки Коллинза долго томился в моей очереди на чтение, и я даже жалею, что не прочитала его раньше. Книга пленила меня с первой главы атмосферой викторианской Англии и прекрасным слогом. Мой любимый 19-ый век!
Да, эпистолярный жанр! Удивительно, но здесь он мне зашел даже легче, чем в "Дракуле". Начинаю думать, что, кажется, даже полюбила эту форму!
Что сподвигло прочитать, наконец, именно в этом году? - так это многократные упоминания о нем здесь, у литературных дзен-блогеров, огромное количество положительных отзывов, ну и, конечно, разнообразный "литературный движ", который тут на Дзене так мне нравится. А именно:
Марафон на канале Книжная полка Джульетты "Книжное разноцветье"
Челлендж "Собираем Книжное Бинго" на канале Ветер в книгах
В общем, огромное спасибо всем, так как я получила настоящее удовольствие с длительным послевкусием.
Коротко о сюжете
Молодой художник Уолтер Хартрайт по рекомендации друга, профессора Песка, получает место учителя рисования в поместье Лиммеридж. По пути туда он встречает загадочную женщину в белом одеянии — она отчаянно пытается откуда-то сбежать. Встреча описана мастерски! Мне было действительно жутковато
Не могу не отметить, что в детстве нас пугали какой-то женщиной в белом. Тогда как-то и укрепилось в голове, что это какой-то зловещий призрак. И, честно говоря, до прочтения романа, я так и думала, что будет история про призрака 😅 А ведь действительно, есть немало легенд в разных странах об этом образе - Женщины в белом.
Ладно, что-то меня 31 октября само по себе клонит в мрачную сторону 😈
В общем, Уолтер помогает незнакомке, но вскоре узнаёт: эту женщину ищут как сбежавшую из сумасшедшего дома.
В Лиммеридже Уолтер знакомится с обитателями:
- Фредерик Фэрли — взбалмошный владелец поместья;
- Лора Фэрли — его племянница, добрая и кроткая наследница;
- Мэриан Голкомб — сводная сестра Лоры, любящая и верная.
Уолтер поражён: Лора невероятно похожа на таинственную незнакомку в белом, встреченную ночью. Между ним и Лорой зарождается чувство, но девушка уже обещана другому — сэру Персивалю Глайду, баронету.
Уолтер не смог смириться с этим фактом и по совету Мэриан решает уехать, дабы не скомпрометировать невесту. В эти же дни приходит анонимное письмо, в котором сообщается, что Персиваль Глайд опасен. Мэриан и Уолтер пускаются в расследование, но успехов не добиваются.
А после свадьбы (вот уж неожиданно!) Глайд меняется: исчезает обходительность, проявляется жестокость. Поверенный семьи, Винсент Гилмор, вынужден подписать невыгодный брачный контракт: в случае смерти Лоры всё её состояние переходит к мужу. А еще в поместье появляется друг Глайда — граф Изидор Оттавио Фоско, умный и коварный человек.
Моя самая любимая часть – это, безусловно, события после свадьбы, рассказанные от лица Мэриан. Я перечитала их дважды, настолько они меня покорили. Здесь есть всё, что я обожаю: уютное, но в то же время таинственное поместье с парком, ограниченный круг персонажей (всего шесть-семь человек), и, конечно, клубок интриг, зловещих планов и напряженных слежек. Главы настолько увлекательны, что невозможно оторваться. Я искренне переживала за Мэриан, гораздо больше, чем за Лору!
О создании романа
Немного расскажу, что удалось найти по поводу создания этого романа, связанного с личными переживаниями автора, его дружбой с Чарльзом Диккенсом и интересом к реальным уголовным делам.
Существует несколько версий о том, что послужило толчком к созданию романа:
- Встреча с женщиной в белом. По одной из легенд, в 1855 году Коллинз и его друзья услышали крик и увидели женщину в белом платье, которая бежала от преследователей. Позже выяснилось, что её держал взаперти безумный любовник. Некоторые биографы считают, что это событие могло повлиять на сюжет, но другие сомневаются в достоверности этой истории.
- Реальные уголовные дела. Коллинз упоминал, что во время поездки в Париж с Диккенсом он наткнулся на старинные тома с описаниями французских преступлений. Одним из источников вдохновения стало дело маркизы де Дуо, которую агенты её брата опоили и заключили в тюрьму под вымышленным именем. Этот сюжет лег в основу некоторых элементов романа.
- Личные отношения. Прототипом одной из героинь могла стать Кэролайн Грейвз — женщина с таинственным прошлым, с которой Коллинз имел длительные отношения. Её уязвимость и умение скрывать правду могли отразиться в образах Анны Катерик и Лоры Фэрли.
Роль Чарльза Диккенса
Дружба с Чарльзом Диккенсом сыграла важную роль в карьере Коллинза. Диккенс помог ему войти в литературный круг Лондона и поддерживал его творчество. «Женщина в белом» была опубликована в журнале Диккенса «Круглый год» (All the Year Round), что способствовало росту продаж.
Личные впечатления
Восторг свой я уже вам показала, теперь немного о персонажах дополню.
Мэриан, безусловно, является идеальным рассказчиком и персонажем этой книги для меня. Однако, я не могу отделаться от ощущения, что чувства графа Фоско представлены в романе несколько преувеличенно, возможно, на фоне скудости других женских образов в его окружении. Мэриан же обладает ярко выраженной точкой зрения и не стесняется ее озвучивать – качество, которое, вероятно, было весьма редким для женщин в ту эпоху. Но, признаюсь, сам Фоско настолько колоритен, что его образ завораживает! В сравнении с ним Мэриан кажется менее выразительной. Позвольте мне немного поворчать на этот счет! 😉
Роман затрагивает острые проблемы эпохи: бесправие женщин, брачные манипуляции и злоупотребление властью. Эта тематика мне близка, особенно после прочтения в прошлом году "Незнакомки из Уайлдфелл-Холла" Энн Бронте, где угнетение показано еще более пронзительно и ярко.
Подобные сюжеты, несомненно, вызывают сильный отклик у читателей, особенно у женской аудитории. Возникает острое желание справедливости, стремление вмешаться в повествование и изменить ход событий. Хотя, если быть честной, перед обаянием Фоско я бы, скорее всего, растерялась так же, как и бедная Лора. Но в мечтах... 😉
«Человеческая изобретательность пока что открыла только два способа подчинить женщину мужчине. Один способ — это ежедневно колотить ее, — метод, широко применяемый в грубых, низших слоях населения, но совершенно не принятый в утонченных, высших кругах. Второй способ, требующий продолжительного времени, более сложный, но не менее действенный, — держать женщину в постоянном подчинении и никогда ни в чем не уступать ей. Так следует поступать с животными, детьми и женщинами, которые являются не чем иным, как взрослыми детьми. Спокойная настойчивость — вот качество, которое отсутствует у животных, детей и женщин. Если им хоть раз удалось поколебать это высшее качество в их господине, они выходят у него из повиновения. Если им никогда не удается сделать этого, он держит их в постоянном подчинении».
Граф Фоско
Почти сразу после прочтения я посмотрела экранизацию 2018 года. В целом, получилось неплохо, но, к сожалению, не все актеры смогли воплотить своих персонажей. Мэриан мне пришлась по душе, чего нельзя сказать о Фоско. В книге он – воплощение мощи и внушительности, настоящий гигант ростом под два метра. На экране же он выглядит едва ли выше Лоры Фэрли, что стало для меня настоящим разочарованием и искажением образа. 😎
Снова-таки, не могу не упомянуть отличный Киномарафон на канале Библио Графия. Хотела с этой книгой поучаствовать, но, конечно, не успела)
Собственно, ни в одно из перечисленных движений и марафонов я не попала, так как я улитка, а тут вихрь всего происходит, но я всегда мысленно со всеми Вами - книжными спортсменами )