Найти в Дзене
Италия PRO

Высочайшая скорбь и дивная радость жизни Мантеньи

Оглавление

Уже в ХVl веке многие авторы писали о "великолепном рисунке", "натуралистической правде", "техническом совершенстве" Мантеньи и особенно восхищались его удивительными рисунками. Таким образом, Мантенью относят к художникам Ренессанса, стремившимся изобразить реальность с помощью перспективы, четко обозначенных объемов и археологически точных форм. Андреа Мантенья (1431-1506) был уроженцем Падуи. К несчастью, почти все ранние фрески, которые принесли ему известность, погибли при бомбардировке Падуи во время Второй мировой войны. Однако другие работы художника демонстрируют его мощную силу рисовальщика и живописца, который с равным мастерством мог выразить и высочайшую скорбь, и бьющую через край радость жизни.

Творческая свобода Падуанского периода

Имя Мантеньи впервые упоминается в падуанских документах в 1441 году, где он назван учеником и приемным сыном художника Франческо Скварчоне, с которым он посетил Венецию в 1447 году, но от опеки которого он вскоре отказался. В возрасте 17 лет Мантенья самостоятельно создал свое первое произведение.

Андреа Мантенья. "Полиптих Святого Луки". Церковь Санта-Джустина в Падуе
Андреа Мантенья. "Полиптих Святого Луки". Церковь Санта-Джустина в Падуе

В Падуе молодой художник приобрел жизненный опыт, творческую значимость и свободу. Мантенья утверждает свой суровый и жесткий стиль, впечатляющий силой рисунка и резкостью перспектив. В 1453 году художник получает заказ на "Полиптих св. Луки" для церкви Санта-Джустина в Падуе, исполненный в традиции поздней готики, а вскоре появляется шедевр мастера — алтарь в церкви Сан-Дзено в Вероне, состоящий из шести створок, обрамленных роскошным резным украшением, сделанным по рисунку самого художника и вдохновленным работой Донателло в базилике Санто в Падуе. Это произведение было распилено и увезено во Францию, вместе с другими трофеями Наполеона.

Андреа Мантенья. "Алтарь в церкви Сан-Дзено в Вероне
Андреа Мантенья. "Алтарь в церкви Сан-Дзено в Вероне

В 1815 году "Мадонна с младенцем" в окружении двух групп святых была возвращена в Италию и хранится ныне на своем прежнем месте, а три пределы оказались в разных музеях ("Распятие", Париж, Лувр; "Моление о чаше", "Воскресение", Тур, Музей изящных искусств;). Ансамбль представлял собой замечательное единство архитектуры и декорации — Мантенья специально поместил открытый проем справа, чтобы соединить этот единственный источник света с живописным освещением центральной части алтаря.

Мантенья в семье прославленных венецианских живописцев

В 1453 году, после женитьбы на Николозии Беллини, дочери Якопо Беллини и сестры Джентиле и Джованни Беллини, художник стал членом этой могущественной семьи венецианских художников. Когда в 1456 году Лодовико Гонзага впервые пригласил Мантенью на службу, он в своем письме обращается к нему как к уже знаменитому художнику и состоятельному человеку. В Мантуе, куда художник переехал в 1459 году и где он был придворным художником до самой своей кончины, Мантенья создал свои главные произведения.

Андреа Мантенья,"Святой Себастьян"
Андреа Мантенья,"Святой Себастьян"

В этот период он пишет "Св. Себастьяна" (Вена, Музей истории искусств), с шахматным полом, "Мадонна с ангелами" (Милан, пинакотека Брера), "Принесение во храм" (Берлин-Далем, музей), в которых кристаллизовалась связь Мантеньи и Джованни Беллини, а также "Мертвый Христос" (Копенгаген, Гос. художественный музей) и "Мадонна делла Каве" (Флоренция, Уффици), тщательно написанные произведения, полные тончайших световых эффектов. В 1463 году Мантенья работал в герцогских резиденциях Кавриана и Гоито, тесно общался с гуманистами. Покровителем художника был герцог Гонзага, который подарил ему дом. У Мантеньи была и собственная мастерская, где создавались картины для гобеленов, свадебные сундуки ("кассоне"), ювелирные изделия.

Андреа Мантенья, "Мадонна с ангелами"
Андреа Мантенья, "Мадонна с ангелами"

Исключительный эрудит, пусть и колкий на язык, Мантенья оставался не только слугой, который заработал свои привилегии, но также придворным и компаньоном. Его ценили как тонкого знатока классического искусства. Кардинал Франческо Гонзага умолял отца позволить Мантенье и музыканту Мальгизе приехать и остаться с ним в Болонье на пару дней, чтобы развеять скуку: "Я с удовольствием покажу Андреа свои камеи, бронзовые фигурки, и мы вместе изучим их и обменяемся мнениями".

Андреа Мантенья. "Мадонна с младенцем"
Андреа Мантенья. "Мадонна с младенцем"

Когда Мантенья отказался выполнять заказ на маленькую картину для герцогини Милана, объясняя, что эта работа скорее для миниатюриста, маркиз Франческо Гонзага ничуть не рассердился и даже оправдал его, сказав, что "эти признанные мастера вольны в своей причудливости, и лучше брать у них то, что они сочтут нужным дать".

Андреа Мантенья. "Мертвый Христос"
Андреа Мантенья. "Мертвый Христос"

Фантазия, мощь и трагизм в творчестве художника

Более поздней, но великолепной работой Мантеньи стала серия больших картонов одинакового формата, хранящихся во дворце Хэмптон Корт близ Лондона. Это — шедевры живописи на мифологические сюжеты, обладающие редкой декоративной ценностью. Художник здесь отказался от привычных для себя холодных тонов и прибегает к монохромности, великолепно подчеркнутой уверенным рисунком.

Андреа Мантенья. Серия из девяти картонов "Триумф Цезаря". Дворец Хэмптон Корт, Лондон
Андреа Мантенья. Серия из девяти картонов "Триумф Цезаря". Дворец Хэмптон Корт, Лондон

В 1486 году Мантенья начал работу над циклом "Триумф Цезаря", состоящим из девяти огромных панно, заказанных Франческо Гонзагой для украшения стен дворцового театра в Мантуе. Огромные холсты, каждый около трех метров длиной, составляют непрерывную ленту — фриз длиной около тридцати метров.

Андреа Мантенья."Триумфы Цезаря"
Андреа Мантенья."Триумфы Цезаря"

На каждом изображен фрагмент шествия: проходящие справа налево воины, рабы, пленники, кони, слоны, несущие трофеи Цезаря, добытые в Галльской войне: штандарты, драгоценности, оружие, дорогая утварь. Фигуры изображены почти в натуральную величину, с очень низкого горизонта, в сильных ракурсах, что усиливает их монументальность и величие изображенных сцен.

Андреа Мантенья. "Триумфы Цезаря"
Андреа Мантенья. "Триумфы Цезаря"

Этот собирательный образ римского триумфа — символ славы Рима и воинской доблести. Суровость стиля усилена до такой степени, что изображенные фигуры кажутся вырезанными из камня. Этим произведением восхищался выдающийся мастер Северного Возрождения Альбрехт Дюрер. В 1492 году, хотя картины еще не были завершены, их сюжеты появились в гравюрах. В ХVll веке они были проданы английскому королю Карлу l.

Андреа Мантенья. "Триумфы Цезаря"
Андреа Мантенья. "Триумфы Цезаря"

В 1496 году Мантенья создает две композиции "Парнас" и "Миневра, изгоняющая Пороки из сада Добродетелей", которые в 1630 году были приобретены Ришелье и ныне хранятся в Лувре. Более значительными являются монохромные картины на библейские сюжеты, трактованные с удивительной тонкостью и точностью.

Андреа Мантенья. "Парнас"
Андреа Мантенья. "Парнас"

Мантенья демонстрирует здесь полную гармонию с теорией Возрождения, изображая сухие и тяжелые формы с ясными классическими пропорциями. Среди лучших поздних произведений можно назвать также "Святое собеседование" (Дрезден, Картинная галерея) и "Мадонну с младенцем, св. Иоанном и св. Марией Магдалиной" (Лондон, Нац. галерея).

Андреа Мантенья. " Мария с младенцем, св. Иоанном и св. Марией Магдалиной"
Андреа Мантенья. " Мария с младенцем, св. Иоанном и св. Марией Магдалиной"

Хотя службой при дворе Мантенья смог добиться богатства, высокого социального статуса и известности (многие именитые флорентийцы получали признание в своем городе только благодаря своим успехам на придворном поприще), постоянная должность приносила ему и некоторые неудобства. Прежде всего Мантенья лишился возможности определять свою судьбу. Его карьера, как придворного художника, зависела от воли единственного человека, что рождало неуверенность, тормозившую творческий рост. Мантенья жаловался Лодовико Гонзага: "У меня нет другого способа отличиться, и больше не на что надеяться, кроме как на вашу милость". Смерть или опала правителя, наветы завистников могли положить конец безбедному существованию художника при дворе. К счастью Мантенья пережил трех мантуанских правителей рода Гонзага, и неизменно оставался для каждого из них "лучшим мастером".

Андреа Мантенья. "Битва морских божеств"
Андреа Мантенья. "Битва морских божеств"

Хотя живопись играла главную роль в творчестве Мантеньи, о ней говорить достаточно трудно потому, что большинство фресковых циклов утрачено, а станковые картины плохо сохранились. Размах Мантеньи в полной мере раскрывается в его гравюрах, которые соперничают с работами его флорентийского коллеги Антонио дель Поллайоло в изобретательности и новой трактовке. К этому времени такие произведения "в античной манере" — с их сказочными мифическими существами вроде кентавров, сирен, нереид и сатиров — заняли нишу, где традиционно господствовали средневековые уродцы и остроумные натуралистические мотивы.

Андреа Мантенья "Битва морских божеств"
Андреа Мантенья "Битва морских божеств"

У Мантеньи античные образы выходили далеко за пределы фасадов зданий и иллюстраций на полях книг и служили экстравагантным доказательством не только фантазийной виртуозности, но и учености мастера. Неслучайно они вдохновляли единомышленников Мантеньи (среди них наиболее ярко выделяется немецкий художник Альбрехт Дюрер). Причудливость Мантеньи можно рассматривать как неотъемлемую часть его природной личности.

Андреа Мантенья "Вакханалия"
Андреа Мантенья "Вакханалия"

Известный библиограф творчества Леонардо да Винчи и многих других известных живописцев — Вазари, упоминает следующие работы мастера: две "Вакханалии", две "Битвы морских божеств", "Положение во гроб", "Мадонну с младенцем", "Христос со св. Андреем и Лонгином". К числу самых возвышенных произведений Мантеньи принадлежит и рисунок "Юдифь", принадлежавший самому Вазари. Мантенья также был талантливым миниатюристом, скульптором и архитектором. На закате своей жизни Мантенья словно уходит в себя, не допуская в свое искусство открытий нового поколения — Леонардо, Джорджоне, Микеланджело, Рафаэля.

Андреа Мантенья "Положение во гроб"
Андреа Мантенья "Положение во гроб"

Вместо заключения

Художник, избежавший какой бы то ни было классификации, стоявший вне школ и направлений, Мантенья был создателем целого репертуара форм (античных медальонов, кортежей, чудовищ, декоративных мотивов) и часто торжественного, холодного и рассудочного мира, в котором постоянно чувствуется интеллектуальное напряжение и мощь, порой граничащие с трагизмом. Произведения Мантеньи были новаторскими, и даже в наше время их принимают не все. Некоторых зрителей отторгает странное противоречие пафоса идеализации персонажей и жестокий натурализм в изображении деталей. Кроме того, в сравнении со многими произведениями его современников в живописи Мантеньи отсутствует привычная христианская идеализация образов. Недаром его называли "язычником". Даже библейские фигуры и евангельские персонажи Мантенья уподоблял барельефам римских саркофагов и статуям триумфальных арок. Не случайно в изображении художника человеческая плоть напоминает камень. После Мантеньи такой подход к изображению стали называть "падуанским стилем". Мантенья скончался 13 сентября 1505 года в Мантуе и был похоронен в базилике Сан-Андреа.