Найти в Дзене
Семь плюс

Как снимали «Вий» (1967): Закулисье и интересные факты о советском хорроре. Кадры со съемок и секреты создания фильма «Вий»

Советский кинематограф подарил миру множество картин, ставших классикой, но лишь одна из них носит звание первого официального фильма ужасов. Речь идёт о «Вие» – ленте, которая, несмотря на прошедшие десятилетия, продолжает будоражить воображение зрителей своей уникальной атмосферой, практическими эффектами и тайнами, окутывавшими съёмочный процесс. Идея экранизировать одно из самых мистических произведений Николая Гоголя витала в воздухе давно, но путь к её реализации был тернист. В эпоху государственного атеизма и строгой цензуры обращение к повести, наполненной религиозными образами, чертовщиной и загробной силой, было смелым, если не рискованным шагом. Режиссёры Константин Ершов и Георгий Кропачёв, взявшиеся за эту задачу, проявили remarkable дипломатичность. Они представили проект не как мистический триллер, а как экранизацию классического литературного произведения, подчеркнув его фольклорные и сатирические корни. Сценарий, написанный Александром Птушко и самими режиссёрами, ма
Оглавление

Как снимали «Вий» (1967): Закулисье и интересные факты о советском хорроре.

Советский кинематограф подарил миру множество картин, ставших классикой, но лишь одна из них носит звание первого официального фильма ужасов. Речь идёт о «Вие» – ленте, которая, несмотря на прошедшие десятилетия, продолжает будоражить воображение зрителей своей уникальной атмосферой, практическими эффектами и тайнами, окутывавшими съёмочный процесс.

-2

Зарождение идеи и вызов цензуре

Идея экранизировать одно из самых мистических произведений Николая Гоголя витала в воздухе давно, но путь к её реализации был тернист. В эпоху государственного атеизма и строгой цензуры обращение к повести, наполненной религиозными образами, чертовщиной и загробной силой, было смелым, если не рискованным шагом. Режиссёры Константин Ершов и Георгий Кропачёв, взявшиеся за эту задачу, проявили remarkable дипломатичность. Они представили проект не как мистический триллер, а как экранизацию классического литературного произведения, подчеркнув его фольклорные и сатирические корни. Сценарий, написанный Александром Птушко и самими режиссёрами, максимально бережно относился к тексту Гоголя, хотя от некоторых моментов, таких как прямое упоминание молитв, всё же пришлось отказаться, чтобы получить добро от худсовета.

-3

Кастинг: Лицо страха и обаяния

Выбор актёров стал ключевым моментом. На роль философа Хомы Брута искали человека, способного передать и простонародный юмор, и настоящий, животный ужас. Леонид Куравлёв, уже известный по комедийным ролям, оказался идеальным кандидатом. Его Хома – не просто трусоватый семинарист, а живой, искренний человек, попадающий в невообразимые обстоятельства. Куравлёв мастерски сочетал комедийные сцены в корчме с абсолютно достоверным страхом в финальных ночных сценах.

Но настоящей находкой стала юная Наталья Варлей, для которой роль Панночки стала звёздной. На момент съёмок ей едва исполнилось девятнадцать лет, и до этого она была известна mainly как цирковая артистка. Её необычная, холодная красота и пластика идеально подходили для образа ведьмы. Режиссёрам удалось разглядеть в хрупкой девушке ту роковую силу, которая сводит с ума главного героя.

-4

Трансформация в Панночку: Испытание гримом

Процесс превращения Натальи Варлей в Панночку был, по её собственным воспоминаниям, одним из самых тяжёлых испытаний. Грим наносился по несколько часов каждый день. Для создания эффекта мёртвенной бледности использовалась особая краска, которую вечером приходилось снимать с помощью чистого спирта, что было очень болезненно для кожи. Контактные линзы в те времена были диковинкой и неудобны, поэтому актрисе приходилось играть с почти нулевой видимостью. Её знаменитый пронзительный взгляд – во многом заслуга операторской работы и её собственного актёрского таланта. Интересно, что после выхода фильма образ Панночки оказался настолько пугающим, что Наталье Варлей даже запретили участвовать в главной детской телепередаче – «Голубом огоньке», посчитав, что появление «ведьмы» может напугать маленьких зрителей.

-5

Создание монстров: Спецэффекты по-советски

Главной гордостью создателей фильма стали спецэффекты, созданные без помощи компьютерной графики, которой просто не существовало. Всё делалось вручную, с помощью комбинированных съёмок, хитрых механических приспособлений и каскадёрской работы.

-6

  • Полёты Панночки: Сцены, где Панночка летает на спине у Хомы, снимались с использованием специального станка-качели. Куравлёва и Варлей сажали на конструкцию, которая двигалась по рельсам, а тряску и «полёт» создавали раскачиванием. Съёмка велась на фоне чёрного бархата, который потом заменялся на ночной пейзаж.

-7

  • Вий: Человек внутри великана: Легендарный монстр, чьё лицо с железными веками стало символом фильма, был сложным механическим костюмом. Внутри него находился не актёр, а гример и пиротехник Александр Засядько. Костюм Вия, сделанный из поролона, ваты и резины, весил около тридцати килограммов. Движение огромной головы и опускание век управлялись с помощью специальных тросиков изнутри. Сцена, где Вий смотрит на Хому, снималась через стеклянный пол, чтобы создать нужный ракурс.

-8

  • Ночь у гроба: Три ночи, описанные у Гоголя, стали апогеем фильма. Оживающие мертвецы, летающий по церкви гроб, черти – всё это создавалось методом покадровой анимации (как в мультфильмах), комбинированными съёмками и работой каскадёров в костюмах. Для создания толпы нечисти были приглашены студенты местных институтов и спортсмены. Сцены снимались в настоящей старой церкви, что добавляло атмосферности.

-9

Мистика и легенды съёмочной площадки

Как и полагается настоящему фильму ужасов, со съёмками «Вия» связано множество мистических историй и легенд. Ходили слухи о «проклятии» картины, поскольку некоторые участники съёмочной группы ушли из жизни через несколько лет после её завершения. Сами актёры рассказывали о странных снах и ощущении тревоги во время работы, особенно в павильонах, где стояли декорации церкви и гробы. Леонид Куравлёв вспоминал, что после многочасовых ночных съёмок в мрачной атмосфере ему было сложно вернуться в нормальное состояние.

-10

Наследие «Вия»

Несмотря на скепсис критиков, фильм «Вий» сразу же после выхода на экраны стал настоящим хитом. Его посмотрели миллионы зрителей. Картина оказала огромное влияние на развитие не только советского, но и мирового кинематографа, доказав, что настоящий ужас рождается не из кровавых сцен, а из атмосферы, навязчивых образов и игры с подсознанием зрителя. Она остаётся эталоном жанра и ярким примером того, как талантливая команда, вооружённая лишь смекалкой и энтузиазмом, способна создать произведение, которое будут помнить и бояться ещё долгие годы.

-11

  1. Первый официальный хоррор. «Вий» — первый и единственный фильм ужасов, официально снятый в СССР с соответствующей маркировкой «фильм ужасов».
  2. Строго по канонам. Сценарий был написан с удивительной точностью к оригиналу Гоголя, хотя цензура все же потребовала убрать некоторые религиозные моменты.
  3. Актер-долгожитель. Леонид Куравлев (Хома Брут) стал одним из самых снимаемых актеров в истории советского и российского кино.
  4. Возраст Панночки. Наталье Варлей на момент съемок было всего 19 лет, и роль ведьмы стала для нее звездной.
  5. Грим, который сводил с ума. Грим для Варлей наносился по 4-6 часов, а снимался с помощью спирта. Актриса признавалась, что процедура была очень мучительной.
  6. Запрет для актрисы. После роли Панночки Наталье Варлей запрещали участвовать в новогоднем «Голубом огоньке», считая образ слишком пугающим для детей.
  7. Три ночи у гроба. Легендарная сцена с оживающими мертвецами снималась три ночи подряд, чтобы добиться нужной атмосферы.
  8. Настоящий сарай. Сцену в сарае снимали в настоящем заброшенном здании под Запорожьем, что добавило натуралистичности.
  9. Спецэффекты по-советски. Все трюки и полеты были сделаны без компьютерной графики. Использовались каскадеры, хитрые подвесы и комбинированные съемки.
  10. Вий — не человек. Громоздкий костюм Вия весил около 30 кг, и внутри него находился не актер, а гример и пиротехник Александр Засядько.
  11. Проклятие фильма? Существует миф о «проклятии» фильма, так как некоторые участники съемок умерли вскоре после них (режиссер Константин Ершов скончался в 1984, оператор Виктор Пищальников — в 1972).
  12. Музыка страха. Композитор Карен Хачатурян использовал для саундтрека новаторские для того времени электронные звуки, создавая ощущение тревоги.
  13. Популярность за рубежом. Фильм имел огромный успех в странах соцлагеря, а в США его показывали в полуночных кинопоказах как культовый хоррор.
  14. Искалеченный негатив. Оригинальный негатив фильма был сильно поврежден при хранении, но его удалось восстановить для цифровых релизов.
  15. Отсылка к Гойе. Образ Вия был частично вдохновлен офортами испанского художника Франсиско Гойи из серии «Капричос».
  16. Проблемы с цензурой. Изначально цензоров смущала слишком откровенная, по их мнению, сцена соблазнения Хомы Панночкой.
  17. Не тот Хома. Изначально на роль Хомы Брута рассматривался другой актер, но в итоге выбрали Леонида Куравлева.
  18. Кинотеатральный хит. При бюджете в 450 000 рублей фильм собрал в прокате 32,8 миллиона зрителей только в 1967-68 годах.
  19. Короткометражный первоисточник. До этого существовала немая версия «Вия» 1909 года и более ранняя экранизация 1936 года во Франции.
  20. Вещие сны Хомы. Сцена с кошмарами Хомы снималась с использованием специальных деформирующих линз, чтобы создать эффект искаженной реальности.

Ставьте палец вверх, чтобы видеть в своей ленте больше статей.

Подпишитесь на канал, чтобы не пропустить новые публикации!