При отмене рейса из-за угрозы БПЛА пассажир имеет право на полный возврат билета, бесплатное горячее питание через 4 часа ожидания и проживание при задержке свыше 6-8 часов. Авиакомпания обязана предоставить справку о форс-мажоре, предложить альтернативный рейс или денежный возврат. Претензию можно подать в течение 30 дней, компенсацию дополнительных расходов через суд или страховую. Грамотные действия помогут не только вернуть деньги за отмену рейса из-за БПЛА, но и получить положенное обслуживание.
Статистика отмен и задержек рейсов из-за атаки БПЛА
Июль-август 2025:
- 5–7 июля, Пулково, Шереметьево и Стригино более 2 000 отмененных и задержанных рейсов.
- 19–21 июля, четыре московских аэропорта закрывались трижды: были отменены и перенаправлены свыше 1 000 рейсов.
- 21 июля в Челябинске отменены 4 рейса, еще 1 задержан почти на 6 часов.
- 22 августа из-за атаки дронов аэропорт приостановил полеты в 10 регионах (Казань, Ростов и др.)
- 23 августа в Уфе отменено и задержано 14 рейсов из-за закрытия воздушного пространства над Пулково.
Сентябрь 2025:
- 9–10 сентября польские аэропорты Варшава-Шопен, Варшава-Модлин, Жешув–Ясионка и Люблин временно были закрыты.
- 17–18 сентября введен план Ковер в Саратове (Гагарин), закрыт Курумоч в Самаре, ненадолго приостановлены рейсы во Волгограде.
Статистика показывает: раньше отмена рейса из-за БПЛА была редкостью, сейчас это стало обыденностью для российской авиации и туристов. О том, что делать, если атака беспилотников настигла вас в отпуске, написали в статье: «Что делать при атаке БПЛА: инструкция для туристов и мирных жителей».
Причины закрытий аэропортов
Атака дронов создает реальную угрозу безопасности: беспилотники могут нарушить навигацию самолета и спровоцировать столкновение. Для защиты пассажиров вводят особый режим: закрытие воздушного пространства под кодовым названием план Ковер (решение Росавиации).
Юридически такая ситуация считается форс-мажором согласно статье 401 ГК РФ и 120 ВК РФ. Это значит, что авиакомпания не несет вины за отмену рейса из-за дронов, но права пассажира при этом сохраняются в полном объеме.
Когда приходит уведомление о закрытии аэропорта, важно понимать: это не каприз перевозчика. С другой стороны, решение не освобождает авиакомпанию от обязательств перед пассажирами.
Права пассажиров и обязательства авиакомпании
1. Возврат денег
Если отменили рейс из-за БПЛА, вам вернут 100% стоимости билетов. И не важно, какой тариф вы покупали, даже если он «невозвратный». Компенсация происходит без всяких удержаний. Никаких «минус сервисный сбор» или «минус комиссия» - возврат стоимости билета должен быть полным.
Как вернуть деньги за билет у разных авиакомпаний
2. Обслуживание
Обслуживание пассажиров при задержке рейса из-за угрозы БПЛА зависит от длительности ожидания: через 2 часа вам обязаны предложить прохладительные напитки и связь, через 4 часа - горячее питание, далее каждые 6 часов днём и 8 часов ночью. Хранение багажа бесплатно весь период ожидания. Если ждать приходится больше 6 часов ночью или 8 часов днем, авиакомпания оплачивает гостиницу и трансфер.
Важный момент: обслуживание пассажиров при задержке рейса должно происходить автоматически. Но на практике эту услугу иногда «забывают» предоставить. Не стесняйтесь напоминать сотрудникам в аэропорту.
3. Компенсация
Получить компенсацию при отмене рейса из-за атаки беспилотников возможно, но это довольно сложный процесс. Если форс-мажор (как, например, закрытие воздушного пространства), авиакомпания не компенсирует убытки за саму отмену. Но если при этом вам не предоставили положенные по закону услуги (уведомление, еду, отель), вы можете требовать компенсации этих расходов. Подробнее о том, как получить компенсацию при отмене рейса, писали в статье: «Компенсации за отмену рейсов: полное руководство для пассажиров 2025».
4. Страховка
Страховка от отмены рейса в таких ситуациях работает лучше всего. Хорошая страховка покроет ваши расходы на новые билеты, проживание и питание, даже если авиакомпания ни в чем не виновата. При покупке полиса обязательно проверьте, что в нем прописано покрытие именно таких случаев, как атака дронов.
Что делать при отмене и задержке рейса из-за угрозы БПЛА: пошаговая инструкция
Шаг 1: Зафиксируйте факт
- Получите справку от авиакомпании с указанием причины;
- Поставьте штамп на посадочном талоне;
- Сохраните SMS, email или уведомление о закрытии аэропорта.
Справка от авиакомпании ваш основной документ для дальнейших разбирательств.
Шаг 2: Требуйте обслуживание
В первую очередь при задержке рейса из-за плана «Ковер» необходимо требовать положенное обслуживание: бесплатное хранение багажа, питание, напитки, связь, при необходимости и проживание.
Шаг 3: Выбирайте варианты
Авиакомпания может предложить альтернативный рейс или возврат денег. Это ваш выбор, и никто не может принуждать к определенному решению.
Шаг 4: Собирайте доказательства
Это могут быть чеки, фото, видеозаписи происходящего в аэропорту. Доказательства отмены или задержки рейса пригодятся для компенсации расходов.
Шаг 5: Действуйте по закону
Если ваши права были нарушены и вы хотите получить компенсацию за рейс, то подайте претензию в течение 30 дней в авиакомпанию. Если авиакомпания отказывается возмещать расходы, получить компенсацию можно через суд, обратившись к юристу. На горячей линии АТОР расскажут, как получить компенсацию за рейс.
Как заранее подготовиться к отмене или задержке рейса из-за угрозы БПЛА
- Оформите страховку от отмены рейса при покупке билета;
- Планируйте запас времени при стыковочных рейсах;
- Держите под рукой power-bank и базовые лекарства;
- Изучите условия возврата стоимости билета и компенсации вашей авиакомпании.
Куда обращаться, если авиакомпания нарушает права пассажира
Обращение в Роспотребнадзор - эффективный способ защиты прав пассажира при отмене рейса. Ваши права защищены законом и при отмене рейса их нельзя игнорировать.
Права пассажира при отмене рейса можно отстоять через:
- Горячие линии авиакомпаний,
- Роспотребнадзор,
- АТОР (Ассоциация туроператоров России),
- Суд (в крайних случаях).
Вопросы и ответы
1. Обязана ли авиакомпания переоформить билет на другую дату при отмене рейса из-за БПЛА?
Нет, по закону авиакомпания не обязана предлагать перенос билета. Ее основная обязанность: вернуть деньги за несостоявшийся перелет. Однако многие перевозчики делают это по своей политике в качестве жеста доброй воли. Вы можете согласиться на предложенный вариант или потребовать полный возврат средств.
2. Можно ли вернуть деньги за невозвратный билет, если рейс отменили?
Да, обязательно. Тариф «невозвратный» означает, что вы не можете добровольно отказаться от полета и вернуть билет. Но если рейс отменила авиакомпания, вы имеете право на полный возврат стоимости билета, независимо от тарифа. Это правило действует даже в случае форс-мажора.
3. Действуют ли те же правила, если авиакомпания иностранная?
Права пассажира защищаются законодательством страны, которое регулирует перелет. Для рейсов из/в Россию и внутри страны применяется российское законодательство. Для международных рейсов также могут действовать международные соглашения (например, правила ЕС для перелетов из/в Европу на рейсах европейских авиакомпаний). Ключевое значение имеют пункты вылета и назначения.
4. Положена ли компенсация расходов на еду и отель, если авиакомпания не предоставила их при длительной задержке?
Да. При длительной задержке авиакомпания обязана предоставить пассажирам питание, а при необходимости ночлег и трансфер. Если она этого не сделала, вы можете оплатить эти услуги самостоятельно, а затем потребовать возмещения расходов. Обязательное условие: сохранить все чеки и квитанции. При отказе компенсацию можно взыскать через суд.
5. Сохраняются ли мои права, если билет куплен не напрямую у авиакомпании, а через посредника (агрегатор, турагентство)?
Да, полностью. Договор воздушной перевозки заключен между вами и авиакомпанией, независимо от точки продажи билета. Все ваши права (на возврат, компенсацию) сохраняются. Вы можете предъявлять претензии как авиакомпании, так и агенту. Если агент отказывает в возврате, обращайтесь напрямую к перевозчику.
6. Могут ли отказать в возврате, если я не пришел в аэропорт, узнав об отмене рейса из других источников?
Нет, не могут. Обязанность уведомить пассажира об отмене лежит на авиакомпании. Если официального уведомления вы не получали, ваша неявка на рейс не считается нарушением. Факт отмены можно подтвердить скриншотами с сайтов, данными онлайн-табло аэропорта или другими способами.
7. Что делать, если рейс отменили за границей?
Если вы покупали билет в России или летели российской авиакомпанией, вы можете подать иск в суд по своему месту жительства в РФ. В случае с иностранным перевозчиком ситуация сложнее, но часто российские суды также принимают такие иски. Рекомендуется проконсультироваться с юристом.
8. В какие сроки нужно подать претензию или иск?
Претензию авиакомпании лучше подать сразу, в течение месяца после инцидента. Общий срок исковой давности по таким спорам в России составляет 3 года. Однако для международных перелетов некоторые международные соглашения устанавливают сокращенный срок - 2 года. Чтобы не упустить возможность, действуйте оперативно.
Заключение
Отмена рейса из-за угрозы БПЛА - неприятно, но не катастрофично. Знание прав пассажиров при отмене или задержке рейсов поможет не только сохранить нервы, но и вернуть потраченные деньги. Главное, действовать спокойно и методично, собирать документы и все фиксировать. Современная реальность такова, что атака дронов может случиться в любой момент. Закрытие воздушного пространства ради безопасности лучше, чем риск в полете.
Где остановиться и как спланировать поездку
Чтобы сделать ваше путешествие максимально комфортным, рекомендуем заранее позаботиться о бронировании жилья, транспорта и экскурсий:
🔹Экскурсии и развлечения – интересные туры с местными гидами можно выбрать и забронировать тут.
🔹Отели – найдите и забронируйте лучший вариант проживания по выгодной цене здесь.
🔹 Пакетные туры – продуманные маршруты с включенным перелетом, проживанием, транспортом и многим другим ждут вас здесь.
🔹 Билеты на мероприятия – концерты, выставки, фестивали и другие события в вашем городе или по маршруту путешествия ищите и бронируйте заранее здесь.
Планируйте путешествие заранее: бронируйте жильё, экскурсии, билеты и туры, чтобы успеть увидеть больше, попасть на интересные мероприятия и насладиться поездкой без лишних забот!