Найти в Дзене
Лазерные компоненты

Преимущества навигационных приборов на фотонных интегральных схемах по сравнению с МЭМС

Развитие навигационных технологий требует высокой точности,
устойчивости к внешним воздействиям и миниатюризации оборудования. На
сегодняшний день широкое распространение получили
микроэлектромеханические системы (МЭМС), однако с появлением фотонных
интегральных схем (ФИС) наблюдается значительный прогресс в области
чувствительности и устойчивости инерциальных навигационных систем. В
данной статье рассматриваются физические основы, архитектурные различия,
а также ключевые преимущества ФИС по сравнению с МЭМС в задачах
навигации. Навигационные системы играют важную роль в автономных транспортных
средствах, беспилотниках, аэрокосмической технике и робототехнике.
Традиционно инерциальная навигация опирается на гироскопы и
акселерометры, основанные на МЭМС, благодаря их компактности и низкой
стоимости. Однако эти устройства имеют ряд ограничений по точности,
долговременной стабильности и устойчивости к температурным колебаниям.
Фотонные интегральные схемы, использующие интерф
Оглавление

Аннотация

Развитие навигационных технологий требует высокой точности,
устойчивости к внешним воздействиям и миниатюризации оборудования. На
сегодняшний день широкое распространение получили
микроэлектромеханические системы (МЭМС), однако с появлением фотонных
интегральных схем (ФИС) наблюдается значительный прогресс в области
чувствительности и устойчивости инерциальных навигационных систем. В
данной статье рассматриваются физические основы, архитектурные различия,
а также ключевые преимущества ФИС по сравнению с МЭМС в задачах
навигации.

Введение

Навигационные системы играют важную роль в автономных транспортных
средствах, беспилотниках, аэрокосмической технике и робототехнике.
Традиционно инерциальная навигация опирается на гироскопы и
акселерометры, основанные на МЭМС, благодаря их компактности и низкой
стоимости. Однако эти устройства имеют ряд ограничений по точности,
долговременной стабильности и устойчивости к температурным колебаниям.
Фотонные интегральные схемы, использующие интерферометрические принципы,
открывают новые возможности в этой области.

Обзор технологий

МЭМС-навигационные приборы

МЭМС-устройства основаны на взаимодействии микроразмерных подвижных
структур и электрических сигналов. Гироскопы и акселерометры
регистрируют инерционные силы за счёт колебаний или перемещения
микроэлементов.

Их преимущества:

  • Компактность и низкая стоимость
  • Совместимость с кремниевой микроэлектроникой
  • Низкое энергопотребление

Недостатки:

  • Низкая точность
  • Высокая чувствительность к температуре
  • Ограничения в масштабируемости

Фотонные интегральные схемы

ФИС используют световые волны в оптических волноводах,
интегрированных на чипе. Навигационные устройства, основанные на ФИС,
применяют интерферометрические принципы (например, эффекты Саньяка) для
измерения угловой скорости или ускорения.

Сравнительный анализ

-2

Ключевые преимущества ФИС

Повышенная точность

ФИС позволяют реализовывать интерферометрические методы измерений,
где фазовые сдвиги света дают более точную информацию об угловом
перемещении или ускорении.

Отсутствие дрейфа и механического износа

Фотонные приборы не содержат подвижных частей, что исключает механический износ и минимизирует ошибки.

Широкий температурный диапазон

Оптические материалы обладают стабильными свойствами в широком температурном диапазоне.

Иммунитет к электромагнитным помехам

Сигнал переносится светом, что снижает уязвимость к ЭМ-помехам.

Масштабируемость и интеграция

ФИС можно интегрировать на чипе с другими компонентами, создавая полноценные навигационные системы.

Ограничения и вызовы

Хотя ФИС обладают очевидными преимуществами, их повсеместное внедрение сдерживается следующими факторами:

  • Более высокая стоимость
  • Сложность производства
  • Ограничения в миниатюризации

Перспективы развития

С развитием фотонных КМОП-технологий и массового производства
наблюдается снижение себестоимости ФИС. Это делает их всё более
конкурентоспособными в навигационных приложениях.

Заключение

Фотонные интегральные схемы представляют собой мощную альтернативу
МЭМС в навигационных приложениях, особенно там, где критичны точность и
устойчивость. Их внедрение будет расширяться по мере удешевления
технологий.

Дополнительные технические пояснения

Интерферометр Саньяка

Δϕ = (8πAΩ) / (λc)
Где Δϕ — фазовый сдвиг, A —
площадь петли интерферометра, Ω — угловая скорость, λ — длина волны, c —
скорость света. Эта формула описывает принцип действия оптического
гироскопа на эффекте Саньяка.

Интерференционная интенсивность

I = I₀  cos²(Δϕ / 2)
Где I — измеряемая
интенсивность, I₀ — максимальная интенсивность при нулевом фазовом
сдвиге, Δϕ — фазовая разность между двумя лучами света.

Чувствительность оптического гироскопа

S = (Δϕ_min λ c) / (8πA)
Где S — минимально
измеримая угловая скорость (чувствительность), Δϕ_min — минимальный
фазовый сдвиг, λ — длина волны, c — скорость света, A — площадь петли.