Найти в Дзене
Рязанский кремль

Где покоится Святитель Василий Рязанский?

Епископ Русской церкви Василий Рязанский жил в 14 веке и был современником Великого князя Олега Ивановича Рязанского. Он упоминается в Лаврентьевской летописи. По летописям мы знаем и о событиях, предшествующих его рукоположению в епископа города Муром. После опустошительных монголо-татарских набегов сожжённый дотла Муром в 1293 году исчез со страниц русских летописей. При князе Юрии (Георгии) Ярославиче в 1351 году Муром был отстроен на старом месте. Были восстановлены и храмы - церковь Благовещения и храм св. страстотерпцев Бориса и Глеба (Глеб одно время княжил в Муроме). Князь Юрий пригласил возглавить епископскую кафедру Василия - "мужа праведна и благочестива". После рукоположения в епископа в Москве Василий вернулся в Муром, но своего благодетеля, князя Юрия Ярославича, уже не застал - тот в 1355 году был изгнан с престола князем Феодором Глебовичем и умер в темнице. Как пишет свт. Филарет Черниговский: "Волнения сильные происходили тогда в Муроме, и они, конечно, были в связи

Епископ Русской церкви Василий Рязанский жил в 14 веке и был современником Великого князя Олега Ивановича Рязанского. Он упоминается в Лаврентьевской летописи. По летописям мы знаем и о событиях, предшествующих его рукоположению в епископа города Муром.

Муром в наши дни
Муром в наши дни

После опустошительных монголо-татарских набегов сожжённый дотла Муром в 1293 году исчез со страниц русских летописей. При князе Юрии (Георгии) Ярославиче в 1351 году Муром был отстроен на старом месте. Были восстановлены и храмы - церковь Благовещения и храм св. страстотерпцев Бориса и Глеба (Глеб одно время княжил в Муроме). Князь Юрий пригласил возглавить епископскую кафедру Василия - "мужа праведна и благочестива".

После рукоположения в епископа в Москве Василий вернулся в Муром, но своего благодетеля, князя Юрия Ярославича, уже не застал - тот в 1355 году был изгнан с престола князем Феодором Глебовичем и умер в темнице.

Как пишет свт. Филарет Черниговский: "Волнения сильные происходили тогда в Муроме, и они, конечно, были в связи с печальной судьбой блаженного святителя. Эти волнения, плод княжеских раздоров, объясняют нам происхождение клеветы, взведённой на святителя, клеветы дикой, мало доступной для простодушного народа, без участия стороннего".

О какой же клевете идет речь?

Василия заподозрили в порочной связи: якобы в его келье видели девушку. Под ропот толпы были оглашены обвинения. И знать, и чернь требовали, чтобы Василий оставил Муром. Некоторые даже угрожали убить епископа, который настаивал на своей невиновности. В итоге разбирательство дела было отложено до трех часов следующего дня, и толпа разошлась.

Василий всю ночь молился в храме мучеников Бориса и Глеба, с наступлением дня совершил литургию, после отслужил молебен перед иконой Богородицы Муромской. Возложив надежду спасения на Небесную Заступницу, епископ взял икону и отправился к Оке, чтобы навсегда покинуть город.

Подойдя к реке, Василий явил чудо. Сняв с себя мантию, он положил ее на воду и взошел на нее, как на плот, держа в руках икону. На глазах у изумленных жителей Мурома сильный ветер быстро понес епископа против течения. Вскоре Василий уже доплыл уже до первой столицы Рязанского княжества (ныне - Старая Рязань).

Николай Шумов. Икона Св. Василий Рязанский. Конец 19 - начало 20 вв.
Николай Шумов. Икона Св. Василий Рязанский. Конец 19 - начало 20 вв.

Князь и народ рязанский и весь священный клир вышли с крестами навстречу чудному пловцу. С тех пор чудотворная икона Муромская пребывала в Рязанской земле. Согласно преданию, история её такова: в начале 12 века икона Богородицы была принесена в Муром св. князем Константином Муромским, пришедшим туда из Киева. Св. Константин убеждал язычников принять христианство, но они упорствовали и решили убить князя. Узнав об этом, он вышел к заговорщикам с иконой Божией Матери. Благодать, исходившая от Ее Лика, тронула сердца язычников. Они переменили свои намерения и сами стали просить совершить над ними Крещение.

Список с Муромской иконы Божией Матери, написанный Симоном Ушаковым в 1677 году
Список с Муромской иконы Божией Матери, написанный Симоном Ушаковым в 1677 году

Три года спустя после пришествия своего в Старую Рязань, святитель Василий избрал для своего жительства более защищённое от монголо-татарских набегов место – Переяславль Рязанский (современный город Рязань). Там утвердил в 1358 году кафедр, туда перенёс и икону Муромскую.

Святитель Василий упокоился 3 июля 1360 года. Его тело было погребено в Борисо-Глебском соборе Переяславля Рязанского.

В 1568 году в результате изменения местоположения Борисо-Глебского храма расположенное внутри него захоронение святителя Василия оказалось снаружи. В 1609 году, в Смутное время, для утверждения русского народа в неотступности Милости Божией архиепископ Рязанский и Муромский Феодорит обрёл мощи святителя и перенёс их 10 июня в Рязанский кремль - в Успенский (ныне - Христорождественский) собор Рязани. С того времени имя святителя Василия поминается во всех церквах Рязанской епархии, а на день перенесения мощей было установлено местное празднование памяти Василия Рязанского.

Мощи были положены под спудом на левом клиросе. Но одна святыня - десница святителя Василия - открыто хранилась в соборе в ковчеге. У места захоронения Василия пребывал чудотворный образ Пресвятой Богородицы Муромской.

Император Николай II на молебне в Христорождественском соборе. 1914 год. На фронтоне слева от сцены Рождества Христова - изображения Святителя Василия Рязанского
Император Николай II на молебне в Христорождественском соборе. 1914 год. На фронтоне слева от сцены Рождества Христова - изображения Святителя Василия Рязанского

После октябрьских событий 1917 года Христорождественский собор некоторое время ещё оставался действующим, о чём свидетельствуют архивные документы, но со временем разделил судьбу многочисленных культовых сооружений нашей страны. Церковные ценности из кафедрального собора были экспроприированы. Муромская икона Божией Матери бесследно исчезла.

До начала 21 века в Христорождественском соборе находился Государственный архив Рязанской области.

Вопреки всему в самые трудные для Церкви Христовой годы к собору шли люди, чтобы поклониться святому покровителю Рязанской земли - святителю Василию - и попросить его предстательства. Для многих рязанцев северная стена Христорождественского собора, за которой покоятся мощи святителя, стала тогда "стеной плача". Сейчас на этом месте установлена памятная плита.

Памятная плита на стене Христорождественского собора
Памятная плита на стене Христорождественского собора

В 2002 году Христорождественский собор был заново освящён, службы в нём возобновились, он вновь стал кафедральным.

Усыпальница Святителя Василия Рязанского внутри Христорождественского собора
Усыпальница Святителя Василия Рязанского внутри Христорождественского собора