Как украсть деньги так, чтобы это не считалось кражей? Над решением проблемы уже три с половиной года бьются лучшие умы Евросоюза. Речь идет об активах Центробанка РФ, замороженных в Бельгии. Сумма – около 200 миллиардов евро. Деньги нужны для финансирования Украины.
Сейчас схема работает так. Украине выделен многомиллиардный кредит. Кредиторы погашают его из доходов, которые ежегодно приносят российские активы. Только из доходов, само «тело» замороженной суммы остается нетронутым.
Хорошо, но мало. Украина – бездонная прорва, требующая денег ещё и ещё. Горячие эстонцы и циничные американцы призывают к полной конфискации. И те, и другие ничем не рискуют. А вот бельгийцы, французы, немцы и руководители Европейского центрального банка – колеблются.
С правовой точки зрения, допустимой считается конфискация активов страны, с которой находишься в состоянии войны. Но войны в юридическом смысле между Россией и Евросоюзом нет. Значит, будущими судами изъятие российских миллиардов будет квалифицировано как преступление. Со всеми вытекающими, неприятными для ЕС последствиями.
Кроме того, резко негативной может оказаться реакция стран глобального Юга, которые держат резервы в евро. Если можно присвоить российские активы, то почему нельзя, например, арабские? Начнётся отток средств из зоны евро, европейские финансовые институты потеряют репутацию. А репутация в мире больших денег – главный ресурс.
Вот почему надо не просто украсть, а украсть красиво, как говорят в криминальном мире. Ещё Остап Бендер утверждал, что ему известно 400 сравнительно честных способов отъёма денег. Именно такой «сравнительно честный способ» продвигает сейчас европейское начальство.
Если совсем схематично, то суть в следующем. Активы у России не конфискуют, их берут в долг. Российские миллиарды изымаются из бельгийского депозитария, их заменяют облигациями, которые обеспечиваются странами ЕС. Облигация – это по сути долговая расписка.
Изъятая сумма выдается в качестве кредита Украине. Которая – следите за руками – обязуется вернуть кредит после достижения мира и выплаты Россией репараций. То есть, никогда! Кредит так неформально и называется – «репарационный».
Всё шито белыми нитками. Соблюдено некое подобие законности, а на самом деле – типичная мошенническая схема в стиле 90-х гг. Выдача кредита, который гарантированно не будет возвращён.
На пути прямой конфискации стоит ещё один барьер. Взбунтуется Венгрия и, возможно, Словакия. А решение должно быть принято единогласно всеми странами ЕС. Но если деньги, как планируется, будут выведены из депозитария в какой-то новоиспечённый фонд, то решать можно простым большинством. Тоже известная криминальная схема: отстранение неугодных акционеров от принятия решений.
Вроде бы канцлер Германии Мерц дал согласие на эту аферу (до сих пор Германия была противником конфискации). Против пока выступают Бельгия и Франция. И чиновники Европейского центробанка, которые, в силу профессии, более трезво оценивают риски.
Точный прогноз дать невозможно. ЕС устроен таким образом, что даже несогласие одной-двух стран может застопорить процесс.
Если дело реально дойдет до изъятия активов, у России, полагаю, найдётся чем ответить. И симметрично, и асимметрично.
Макс Литвинов специально для проекта @wargonzoya