Этим летом был финально утверждён и подписан Президентом РФ Федеральный Закон «Об отдельных вопросах регулирования платформенной экономики в Российской Федерации», который в СМИ часто называют «законом о маркетплейсах». Это важная веха в развитии платформенной занятости и, как следствие, занятости самозанятых исполнителей, так как закон не только вводит новые статусы для участников платформ, но и впервые наделяет каждого из участников определённым перечнем гарантий. «Моя смена» внимательно ознакомилась с текстом закона и хочет рассказать вам, к чему готовиться самозанятым и как изменится подработка уже в следующем году, когда закон вступит в силу.
Зачем был нужен закон
Благодаря платформенной занятости у миллионов россиян появилась возможность получения легального дополнительного дохода без привязки к месту жительства, офису или фиксированному графику. Эта модель занятости позволяет людям самостоятельно управлять своим временем и выбирать подработки в удобном для них месте, в том числе и на платформе «Моя смена». Через «Мою смену» в статусе самозанятого можно ежедневно выходить в различные торговые сети в рамках доступных для НПД функционалов и подрабатывать вне зависимости от основного вида занятости. Так, с момента своего запуска, платформа помогла более чем 1 000 000 человек найти дополнительный заработок, что существенно повлияло на их финансовое положение и дало возможность улучшить качество жизни.
Более того, платформы лояльны и инклюзивны, что открыло для граждан старшего возраста, а также, например, слабослышащих людей, перспективы повышения доходов за счёт доступа к широкому спектру предложений, которые часто остаются недоступными при традиционном найме. По некоторым данным, возможностью получать дополнительный доход через платформы пользуются не менее 25% работающих россиян, или более 18 млн человек в возрасте от 16 до 75 лет.
Однако, несмотря на преимущества, платформенная экономика, хотя и стремительно набрала обороты за последние годы, до недавнего времени развивалась в условиях минимального или фрагментарного регулирования. Это породило ряд системных вызовов: от отсутствия прозрачности и адекватной социальной поддержки до нечёткого распределения ответственности и определения прав и обязанностей платформ, предоставляющих услуги платформенной занятости. В общем-то, закон был нужен для окончательного прояснения возможностей каждой из сторон в рамках правового поля, а также для дополнительной защиты прав как потребителей услуг платформ, так и исполнителей.
О чём закон
Если коротко, то о гарантиях безопасности для самозанятых, платформ и самого государства. Но есть нюансы.
До принятия закона сфера платформенной занятости регулировалась лишь частично, что давало сторонам неясный статус и часто создавало неприятные прецеденты при спорах. Например, самозанятый, действуя в рамках закона о налоге на профессиональный доход, был по сути лишён большей части социальных преимуществ, присущих занятости по найму (больничный, отпуска, трудовой стаж, пенсионные отчисления), если только не позаботится о подушке безопасности самостоятельно. Сами платформы также сталкивались с рядом рисков из-за отсутствия юридически чёткого позиционирования такого типа занятости, что влекло за собой риск переквалификации гражданско-правовых отношений в трудовые с вытекающими налоговыми и социальными обязательствами, что заставляло платформы перестраховываться и ограничивать для пользователей свободу выбора подработок. Более того, эти риски сопровождались возможными репутационными потерями из-за недобросовестных партнёров, халатных исполнителей и «подставных» пользователей. И, наконец, само государство также испытывало правовой «дискомфорт» не только в связи с быстрым ростом этого экономического сегмента, но и с ростом «серых» схем для обхода налогов. Встал вопрос о трате дополнительных ресурсов на выявление недобросовестных работодателей, использующих договоры с подменой трудовых отношений.
Для разрешения этой неопределённости в декабре 2024 года премьер-министр М. Мишустин поручил разработать закон о платформенной экономике, а уже летом 2025 года закон был подписан Президентом РФ Владимиром Путиным. Среди масштабных изменений, которые принёс закон, были отмечены не только единые требования к деятельности цифровых платформ, но и профильные статусы для каждого участника отрасли, определяющие персональные зоны ответственности.
Кто есть кто по новому закону
Всего законопроект обозначил 17 основных статусов, но для самозанятых исполнителей, особенно выходящих на подработку через платформу «Моя смена», полагаем, будут актуальны те, что напрямую связаны с исполнителем. Какие это статусы: «Цифровая платформа», «Владелец цифровой платформы», «Оператор посреднической цифровой платформы», «Пользователь посреднической цифровой платформы», «Посредническая цифровая платформа».
Чтобы было легче разобраться, давайте вместе с пользователем «Моей смены» Петром Мурочкиным посмотрим, как будут применяться эти статусы на практике.
Пётр Мурочкин зарегистрирован на цифровой платформе - в мобильном приложении «Моя смена», где он ищет краткосрочные подработки на выходных. Пётр теперь, согласно Федеральному Закону, имеет статус «партнёр-исполнитель».
В свою очередь, «Моя смена», которая даёт Петру доступ к выбору смен и выходу на них, становится владельцем цифровой платформы. Такой статус, согласно Федеральному Закону, ООО «Моя смена» получила не только потому, что разработала приложение, но и потому, что установила правила публикации и бронирования предложений о подработках.
Пётр забронировал смену в магазине «Ромашка» в качестве грузчика через цифровую платформу «Моя смена». ООО «Ромашка», которая разместила заказ на поиск временных исполнителей на субботнюю смену для разгрузки 20 паллет, теперь, согласно Федеральному Закону, не просто заказчик, а «пользователь-заказчик». Так как ООО «Ромашка» также зарегистрирована на посреднической цифровой платформе «Моя смена», как и Пётр.
При этом, если Пётр будет обладать лишь одним статусом, то ООО «Моя смена» будет, помимо перечисленного, также являться оператором посреднической цифровой платформы, так как, приняв заказ от «Ромашки» и разместив его в приложении для исполнителей, обеспечивает взаимодействие между «Ромашкой» и Петром, который выходит на подработку и через платформу «Моя смена» получает выплату от «Ромашки».
Что изменится для меня, как самозанятого
Глобально наличие статуса «партнёра-исполнителя» никак не повлияет на подработку, а лишь дополнительно защитит вас от:
- неправомерных взаимоотношений, похожих на трудовые;
- нарушения ваших прав, как самозанятого;
- утечки личных данных, в том числе банковских, в силу непрозрачности внутренних процессов на платформе;
- несправедливого разрешения конфликтных ситуаций, включая неправомерную блокировку, штрафы и иные санкции от платформы.
Благодаря единому Федеральному Закону, который задаёт общие стандарты, ваши права как «партнёра-исполнителя» будут одинаково защищены на любой платформе, ведущей деятельность по новым правилам.
Более того, вы теперь сможете видеть заранее уровень надёжности платформы и не бояться подрабатывать через новый для вас сервис, так как появится отметка о том, что платформа входит в государственный реестр, а значит, она априори исключает вероятность мошеннических действий (предоплаты за доступ к выбору предложений о занятости, выполнение услуг без оплаты, иные спорные ситуации).
Значит, теперь подработки стали ещё доступнее и надёжнее? Да, именно так. Вне зависимости от выбранной вами платформы и способа дополнительной занятости (от онлайн-подработок до смен в торговых сетях), вы, как самозанятый, с вступлением Федерального Закона в силу можете быть полностью уверены в качестве и легальности своей дополнительной занятости. Конечно, наличие нового статуса в рамках платформенной отрасли не снимает с вас персональных обязанностей налогоплательщика: вам всё так же необходимо будет формировать чеки самозанятого в приложении «Мой налог» и уплачивать налоги. Однако теперь вы сможете гораздо быстрее и, что самое важное, с дополнительной законодательной поддержкой добиваться справедливого урегулирования конфликтов с заказчиком ваших услуг.
Платформа «Моя смена» убеждена, что внедрение новых юридических стандартов не только укрепит доверие к платформенной занятости, но и создаст более справедливые и безопасные условия для самозанятых исполнителей.