В этой статье собраны практические упражнения для изучения познавательных процессов. С их помощью вы сможете не только познакомиться с теорией, но и на собственном опыте исследовать, как работают ощущения, восприятие, внимание, память, воображение, мышление и речь.
Упражнение 1. «Изучение сенсорных порогов»
Цель:
Познакомить студентов с понятием абсолютного порога ощущений и индивидуальными различиями в чувствительности.
Материалы (раздаточный материал):
- Ватные палочки или зубочистки.
- Небольшой контейнер с холодной водой и с теплой водой (температура разнится примерно на 10°С).
- Таймер или часы.
- Таблица для записи результатов:
Ход упражнения:
- Студенты работают в парах: один — исследователь, второй — испытуемый.
- Испытуемый садится с закрытыми глазами.
- Исследователь слегка прикасается ватной палочкой к коже на тыльной стороне руки, постепенно усиливая нажатие.
- Как только испытуемый ощущает прикосновение, он говорит: «Стоп!».
- Исследователь фиксирует уровень минимального давления.
- Повторите то же самое с теплой и холодной водой — слегка касаясь кожи пальцем, смоченным в воде.
- Затем студенты меняются ролями.
- В конце пара заполняет таблицу и обсуждает результаты.
Вопросы для обсуждения:
- У кого из участников чувствительность оказалась выше?
- Какие факторы могут влиять на различия в порогах ощущений?
- Почему важно учитывать сенсорные пороги в профессиональной деятельности (например, у врачей, музыкантов, дегустаторов)?
Упражнение 2. «Взаимодействие ощущений»
Цель:
Показать, как разные ощущения могут изменять восприятие друг друга (синестезия, эффект контраста).
Материалы (раздаточный материал):
- Ломтик лимона.
- Щепотка сахара.
- Чашка с теплой водой и чашка с холодной водой.
- Таблица для заполнения:
Ход упражнения:
- Студенты работают индивидуально или в парах.
- Испытуемый пробует лимон и описывает вкус — фиксирует ощущения в таблице.
- Затем пробует сахар и также фиксирует ощущения.
- После этого пробует лимон, сразу за ним — сахар.
- Далее проводит температурный тест: сначала опускает палец в холодную воду, затем — в теплую, и наоборот.
- Все наблюдения фиксируются в таблице.
Вопросы для обсуждения:
- Как изменились ощущения при сочетании стимулов?
- Почему вода кажется холоднее или теплее в зависимости от предыдущего воздействия?
- Какие примеры подобных эффектов встречаются в повседневной жизни?
Упражнение 3. «Оптические иллюзии и субъективность восприятия»
Цель:
Продемонстрировать, что восприятие не всегда отражает реальность и зависит от контекста и особенностей восприятия человека.
Материалы (раздаточный материал):
Распечатайте лист с изображениями:
Ход упражнения:
- Студенты работают в группах по 3-4 человека.
- Каждому показывается лист с иллюзиями.
- Задача — сразу описать, что они увидели первым.
- Результаты фиксируются в таблице.
- После обсуждения студенты повторно смотрят на изображения и пытаются увидеть альтернативный вариант.
- Ведущий объясняет, как мозг «достраивает» картинку, и как прошлый опыт влияет на восприятие.
Вопросы для обсуждения:
- Почему участники видят разные изображения?
- Какое значение имеют оптические иллюзии для понимания работы мозга?
- Где важно учитывать субъективность восприятия (например, в юриспруденции, медицине, дизайне)?
Список источников
- Регуш Л. А. Практикум по наблюдению и наблюдательности — содержит множество упражнений по наблюдению.
Доступно: https://mopsgmr.ru/wp-content/uploads/2021/07/regush-l.-a.-nablyudenie-kniga.pdf mopsgmr.ru - Практикум по общей и экспериментальной психологии. Учебно-методическое пособие с практическими и исследовательскими заданиями.
Доступно: https://e-univers.ru/upload/iblock/bd0/qixmncqjfxlrjhhjirxads99ethu1amd.pdf e-univers.ru - Турусова О. В. Практикум по экспериментальной психологии — содержит упражнения и лабораторные работы.
Доступно: https://repo.ssau.ru/bitstream/Uchebnye-izdaniya/Praktikum-po-eksperimentalnoi-psihologii-Elektronnyi-resurs-ucheb-posobie-dlya-studentov-psihol-fak-73348/1/%D0%A2%D1%83%D1%80%D1%83%D1%81%D0%BE%D0%B2%D0%B0%20%D0%9E.%20%D0%9F%D1%80%D0%B0%D0%BA%D1%82%D0%B8%D0%BA%D1%83%D0%BC%20%D0%BF%D0%BE%20%D1%8D%D0%BA%D1%81%D0%BF%D0%B5%D1%80%D0%B8%D0%BC%D0%B5%D0%BD%D1%82%D0%B0%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D0%BE%D0%B9.pdf Samara University Repository - Практикум по общей психологии: учебно-методическое пособие под редакцией Л. И. Ларионовой и др. — содержит планы практических занятий и упражнения.
Доступно: https://publications.hse.ru/pubs/share/direct/511568737.pdf publications.hse.ru - Жарикова Т. П., Линькова А. А. Основы общей и экспериментальной психологии — учебное пособие с методическими материалами и практическими заданиями.
Доступно: https://samara.mgpu.ru/files/library_elektron/psih_ped/Jarikova_Osn_ob_psih.pdf samara.mgpu.ru - Источник иллюзии-квадратов (онлайн-статья)
«Хитрая иллюзия японского профессора завела в тупик миллионы людей, что не так с этими квадратами?»
Доступно: https://www.novochag.ru/family_and_children/fun/hitraya-illyuziya-yaponskogo-professora-zavela-v-tupik-milliony-lyudey-chto-ne-tak-s-etimi-kvadratami/