Найти в Дзене

Познавательные процессы: ощущение, восприятие, представления

В этой статье собраны практические упражнения для изучения познавательных процессов. С их помощью вы сможете не только познакомиться с теорией, но и на собственном опыте исследовать, как работают ощущения, восприятие, внимание, память, воображение, мышление и речь. Цель:
Познакомить студентов с понятием абсолютного порога ощущений и индивидуальными различиями в чувствительности. Материалы (раздаточный материал): Ход упражнения: Вопросы для обсуждения: Цель:
Показать, как разные ощущения могут изменять восприятие друг друга (синестезия, эффект контраста). Материалы (раздаточный материал): Ход упражнения: Вопросы для обсуждения: Цель:
Продемонстрировать, что восприятие не всегда отражает реальность и зависит от контекста и особенностей восприятия человека. Материалы (раздаточный материал):
Распечатайте лист с изображениями: Ход упражнения: Вопросы для обсуждения:
Оглавление

В этой статье собраны практические упражнения для изучения познавательных процессов. С их помощью вы сможете не только познакомиться с теорией, но и на собственном опыте исследовать, как работают ощущения, восприятие, внимание, память, воображение, мышление и речь.

Упражнение 1. «Изучение сенсорных порогов»

Цель:

Познакомить студентов с понятием абсолютного порога ощущений и индивидуальными различиями в чувствительности.

Материалы (раздаточный материал):

  • Ватные палочки или зубочистки.
  • Небольшой контейнер с холодной водой и с теплой водой (температура разнится примерно на 10°С).
  • Таймер или часы.
  • Таблица для записи результатов:

Ход упражнения:

  1. Студенты работают в парах: один — исследователь, второй — испытуемый.
  2. Испытуемый садится с закрытыми глазами.
  3. Исследователь слегка прикасается ватной палочкой к коже на тыльной стороне руки, постепенно усиливая нажатие.
  4. Как только испытуемый ощущает прикосновение, он говорит: «Стоп!».
  5. Исследователь фиксирует уровень минимального давления.
  6. Повторите то же самое с теплой и холодной водой — слегка касаясь кожи пальцем, смоченным в воде.
  7. Затем студенты меняются ролями.
  8. В конце пара заполняет таблицу и обсуждает результаты.

Вопросы для обсуждения:

  • У кого из участников чувствительность оказалась выше?
  • Какие факторы могут влиять на различия в порогах ощущений?
  • Почему важно учитывать сенсорные пороги в профессиональной деятельности (например, у врачей, музыкантов, дегустаторов)?

Упражнение 2. «Взаимодействие ощущений»

Цель:

Показать, как разные ощущения могут изменять восприятие друг друга (синестезия, эффект контраста).

Материалы (раздаточный материал):

  • Ломтик лимона.
  • Щепотка сахара.
  • Чашка с теплой водой и чашка с холодной водой.
  • Таблица для заполнения:
-2

Ход упражнения:

  1. Студенты работают индивидуально или в парах.
  2. Испытуемый пробует лимон и описывает вкус — фиксирует ощущения в таблице.
  3. Затем пробует сахар и также фиксирует ощущения.
  4. После этого пробует лимон, сразу за ним — сахар.
  5. Далее проводит температурный тест: сначала опускает палец в холодную воду, затем — в теплую, и наоборот.
  6. Все наблюдения фиксируются в таблице.

Вопросы для обсуждения:

  • Как изменились ощущения при сочетании стимулов?
  • Почему вода кажется холоднее или теплее в зависимости от предыдущего воздействия?
  • Какие примеры подобных эффектов встречаются в повседневной жизни?

Упражнение 3. «Оптические иллюзии и субъективность восприятия»

Цель:

Продемонстрировать, что восприятие не всегда отражает реальность и зависит от контекста и особенностей восприятия человека.

Материалы (раздаточный материал):

Распечатайте лист с изображениями:

Куб Неккера
Куб Неккера
Фигура «Утка-заяц»
Фигура «Утка-заяц»
-7

Ход упражнения:

  1. Студенты работают в группах по 3-4 человека.
  2. Каждому показывается лист с иллюзиями.
  3. Задача — сразу описать, что они увидели первым.
  4. Результаты фиксируются в таблице.
  5. После обсуждения студенты повторно смотрят на изображения и пытаются увидеть альтернативный вариант.
  6. Ведущий объясняет, как мозг «достраивает» картинку, и как прошлый опыт влияет на восприятие.

Вопросы для обсуждения:

  • Почему участники видят разные изображения?
  • Какое значение имеют оптические иллюзии для понимания работы мозга?
  • Где важно учитывать субъективность восприятия (например, в юриспруденции, медицине, дизайне)?

Список источников

  1. Регуш Л. А. Практикум по наблюдению и наблюдательности — содержит множество упражнений по наблюдению.

    Доступно:
    https://mopsgmr.ru/wp-content/uploads/2021/07/regush-l.-a.-nablyudenie-kniga.pdf mopsgmr.ru
  2. Практикум по общей и экспериментальной психологии. Учебно-методическое пособие с практическими и исследовательскими заданиями.

    Доступно:
    https://e-univers.ru/upload/iblock/bd0/qixmncqjfxlrjhhjirxads99ethu1amd.pdf e-univers.ru
  3. Практикум по общей психологии: учебно-методическое пособие под редакцией Л. И. Ларионовой и др. — содержит планы практических занятий и упражнения.

    Доступно:
    https://publications.hse.ru/pubs/share/direct/511568737.pdf publications.hse.ru
  4. Жарикова Т. П., Линькова А. А. Основы общей и экспериментальной психологии — учебное пособие с методическими материалами и практическими заданиями.

    Доступно:
    https://samara.mgpu.ru/files/library_elektron/psih_ped/Jarikova_Osn_ob_psih.pdf samara.mgpu.ru
  5. Источник иллюзии-квадратов (онлайн-статья)

    «Хитрая иллюзия японского профессора завела в тупик миллионы людей, что не так с этими квадратами?»

    Доступно:
    https://www.novochag.ru/family_and_children/fun/hitraya-illyuziya-yaponskogo-professora-zavela-v-tupik-milliony-lyudey-chto-ne-tak-s-etimi-kvadratami/