С 1 января 2026 года в России планируется повышение ставки налога на добавленную стоимость (НДС) с 20% до 22%. Это решение уже вызывало широкий общественный резонанс, поскольку НДС – это один из ключевых источников доходов федерального бюджета и одновременно один из самых «чувствительных» налогов для потребителей.
Повышение НДС коснется не только производителей и продавцов товаров, а вообще всех людей, поскольку данный налог всегда «закладывается» в итоговую цену любого товара. Поэтому давайте сегодня разберемся, что такое НДС, как он работает и на что конкретно влияет. А самое главное – к чему готовиться россиянам на практике?
Всем привет! Вы читаете блог сотрудников интернет-магазина MFshop.ru! Мы рассказываем о необычных гаджетах, технологиях и «закулисье» мира интернет-торговли. Всем заранее спасибо за лайки, подписки и комментарии!
У нас открылся филиал в Санкт-Петербурге – SPB812.ru. Добро пожаловать!
Что такое НДС?
Для начала немного базовой информации. Не волнуйтесь, мы не будем «душнить» и углубляться в экономические дебри – скажем лишь самое необходимое для понимания основных принципов.
Налог на добавленную стоимость (НДС) – это косвенный налог, взимаемый с добавленной стоимости товаров, работ и услуг на каждом этапе их производства и реализации. Он включается в конечную цену товара и фактически уплачивается конечным потребителем.
Ключевая особенность НДС: налог платит не производитель, а покупатель (через цену). Начисляется он на каждом этапе цепочки «производство – оптовая торговля – розничная торговля – потребитель».
Самое главное, что нужно знать для понимания влияния данного налога на ценообразование – существует 2 типа НДС: входной НДС и исходящий НДС.
Входной НДС – это НДС, который платит бизнесмен, когда ПОКУПАЕТ что-то для своего бизнеса.
Исходящий НДС – это НДС, который бизнесмен начисляет, когда ПРОДАЕТ свой товар.
Например, владелец пекарни, когда покупает муку за условные 100 рублей, при ставке НДС 20% платит поставщику 120 рублей. Потом он делает из этой муки булочку, назначает на нее цену 150 рублей и при этом снова добавляет к ней 20% НДС – итого конечному покупателю булочка продается за 180 рублей.
В данной цепочке 20 рублей – это входной НДС, который владелец пекарни ЗАПЛАТИЛ, когда покупал муку у поставщика, а 30 рублей – исходящий НДС, который владелец пекарни ПОЛУЧИЛ, когда продал булочку. Из суммы исходящего НДС вычитается сумма входного НДС: 30 – 20 = 10 рублей – это итоговая сумма НДС, которую заплатит владелец пекарни в качестве налога в бюджет.
Возможно, звучит немного сложно и запутанно, но далее мы разберемся во всем на конкретном примере.
Как работает НДС: конкретный пример при ставках 20% и 22%
Представим стандартную экономическую цепочку:
- Производитель: выпускает товар.
- Оптовик: покупает товар у производителя и продает ритейлеру.
- Ритейлер: продает товар конечному потребителю.
Допустим, производитель выпускает некий товар за 100 рублей. Оптовик делает наценку на товар 30 рублей, ритейлер делает наценку еще 20 рублей – итого стоимость товара для конечного потребителя составляет 150 рублей без НДС.
Теперь возьмем ставку НДС 20%, которую каждый участник цепочки должен добавлять к цене товара при его продаже. Производитель должен добавить к цене товара 20 рублей и всю эту сумму потом честно заплатить в бюджет, потому что у него нет входного НДС. У оптовика входной НДС – 20 рублей, исходящий – 26 рублей, итого он платит в бюджет еще 6 рублей. У ритейлера входной НДС – 26 рублей, исходящий – 30 рублей, итого он платит в бюджет еще 4 рубля.
В итоге цена товара с НДС 20% для конечного покупателя составит 180 рублей вместо 150.
При ставке НДС 22% ты же самая цепочка будет выглядеть следующим образом. Производитель добавит к цене товара не 20, а 22 рубля. У оптовика входной НДС – 22 рубля, исходящий – 28,6 рубля – он платит в бюджет еще 6 рублей 60 копеек. У ритейлера входной НДС – 28,6 рубля, исходящий – 33 рубля, итого он платит в бюджет еще 4 рубля 40 копеек.
В итоге цена товара с НДС 22% для конечного покупателя составит 183 рублей вместо 150.
При повышении НДС с 20% до 22% в данном примере конечная цена товара для потребителя выросла со 180 до 183 рублей, то есть на 1,67%. Рост цены меньше, чем рост ставки НДС (с 20% до 22% – это +10% относительно старой ставки), потому что НДС начисляется на стоимость без налога, а не на цену с налогом.
Зачем повышают НДС? Как это влияет на экономику страны и людей?
В России НДС – второй по значимости источник доходов федерального бюджета после налога на добычу полезных ископаемых (НДПИ). По оценкам Минфина, повышение ставки на 2% может приносить в бюджет дополнительно до 400 миллиардов рублей в год. Это должно помочь хотя бы частично компенсировать дефицит бюджета в нынешнее непростое время.
Повышение НДС, учитывая суть данного налога, отражается буквально на всех жителях страны. Цены растут, особенно на товары с высокой долей НДС, то есть – на товары непосредственно от производителей. При этом реальные доходы населения снижаются, так как часть покупательной способности уходит в бюджет. Также практически гарантированно ускоряется инфляция.
Так что первое и главное, к чему стоит готовиться нам всем в 2026 году – к подорожанию всего и вся. Причем, не на 2%, а больше. Например, бытовая техника и электроника должна подорожать на 3-4% – такой прогноз дал ведущий аналитик Mobile Research Group Эльдар Муртазин.
А что с НДС в других странах?
Может показаться, что очередное повышение НДС в России делает его «грабительским», но это не так. Вот несколько примеров данного налога в других странах:
- Германия – 19%;
- Франция – 20%;
- Швеция – 25%;
- Венгрия – 27%;
- Китай – 13%.
Как видно, Россия находится в среднем диапазоне по ставкам НДС среди развитых стран. Повышение до 22% приблизит Россию к уровню Франции и Германии, но налог будет все еще ниже, чем в Скандинавии или Венгрии.
А бывают вообще интересные исключения. Например, в США вообще нет такого налога, как НДС. Вместо него используется так называемый «налог с продаж» (sales tax) на уровне штатов. Ставка устанавливается штатом самостоятельно и варьируется от 0 до 10%, а на федеральном уровне данный налог не взимается. При этом для некоторых типов товаров и услуг налог с продаж вообще отсутствует.
В Японии тоже нет «классического» НДС – там тоже используется «налог с продаж» на уровне 10%. Причем, в этой стране ставка тоже была повышена с 8% до 10% относительно недавно – в 2019 году.
Кстати, для нашей страны ставка НДС 22% не является рекордной. В современной России НДС появился в 1992 году и имел основную ставку аж 28%. Правда, уже в 1993 году ставка была снижена до 20%, а в 2004 году произошло еще одно снижение – до 18%. В 2019 году ставку вновь подняли до 20%, и вот теперь – еще одно повышение.
Что в итоге?
Повышение НДС – это способ быстро и достаточно эффективно пополнить бюджет страны в непростое время. Мера действенная, но, увы, небезболезненная для экономики и граждан. Хотя рост цен будет умеренным (в среднем, на 2-3%), он затронет практически все сферы потребления, кроме льготных категорий, которые облагаются налогом по ставке 10%. Это, например, лекарства, детские товары, продовольствие.
А вот уже упомянутая бытовая техника, электроника, гаджеты и многое другое подорожает. И мы рассказываем вам об этом потому, что тоже будем вынуждены поднять цены на наши товары в 2026 году. Именно ВЫНУЖДЕНЫ, а не потому, что мы – «обнаглевшие барыги». Поверьте, мы сами этому не очень рады.
Кстати, как вы думаете, в будущем возможно ли снижение ставки НДС, или это теперь навсегда (ну или, как минимум, надолго)? Пишите свои мысли в комментариях – обсудим.