Найти в Дзене
От чтения к сочинению

Как не путаться в стилях речи? Готовим капустную запеканку и продаем новый iPhone 17 Pro Max

Привет, будущие стобалльники! Сегодня будем готовить запеканку и заодно поговорим про сложное задание 3 на ЕГЭ. Задание 3 в ЕГЭ по русскому языку проверяет умение проводить стилистический и лингвистический анализ текста. Нужно определить стиль речи, тип речи, особенности лексики, грамматики и изобразительно-выразительные средства. Возьмем интересный текст из варианта 34 (ЕГЭ 2025, Дощинский, 36 вариантов) про капустную запеканку, кому надо - записываем рецепт😁 Дан мини-текст, с которым надо поработать. ✨Ключевой навык: Выбрать из нескольких данных утверждений о тексте только те, которые являются верными. Укажите варианты ответов, в которых даны верные характеристики текста. Запишите номера ответов.
1) Текст написан в официально-деловом стиле; основные цели автора - сообщить информацию, имеющую практическое значение, и дать чёткую инструкцию по приготовлению блюда.
2) Точность - одно из требований к текстам в жанре инструкции, поэтому в рецепте приготовления данного блюда не допускаетс
Оглавление

Привет, будущие стобалльники! Сегодня будем готовить запеканку и заодно поговорим про сложное задание 3 на ЕГЭ.

Задание 3 в ЕГЭ по русскому языку проверяет умение проводить стилистический и лингвистический анализ текста. Нужно определить стиль речи, тип речи, особенности лексики, грамматики и изобразительно-выразительные средства.

Возьмем интересный текст из варианта 34 (ЕГЭ 2025, Дощинский, 36 вариантов) про капустную запеканку, кому надо - записываем рецепт😁

Дан мини-текст, с которым надо поработать.

-2

✨Ключевой навык: Выбрать из нескольких данных утверждений о тексте только те, которые являются верными.

Укажите варианты ответов, в которых даны верные характеристики текста. Запишите номера ответов.
1) Текст написан в официально-деловом стиле; основные цели автора - сообщить информацию, имеющую практическое значение, и дать чёткую инструкцию по приготовлению блюда.
2) Точность - одно из требований к текстам в жанре инструкции, поэтому в рецепте приготовления данного блюда не допускается выбор ингредиентов.
3) Для обеспечения точности изложения в тексте используется общеупотребительная лексика, имеющая ограниченные возможности синонимической замены.
4) Количество предметов в тексте указано при помощи цифровых обозначений (40-50 градусов, 2 ложки и т. д.), а благодаря использованию глаголов в форме повелительного наклонения (обжарьте, смешайте, варите и др.) обеспечивается предписывающий характер текста.
5) Отсутствие в тексте эмоционально-экспрессивных средств обусловлено его стилистической принадлежностью.

Правильный ответ: 1, 3, 4, 5

Теперь разберем, почему эти ответы верны, а остальные - нет.

Почему вариант 1 - ВЕРНЫЙ

Утверждение: Текст написан в официально-деловом стиле; основные цели автора - сообщить информацию, имеющую практическое значение, и дать чёткую инструкцию по приготовлению блюда.

Объяснение: Хотя рецепты часто относят к инструктивно-предписывающим текстам, их стилистика тяготеет к официально-деловому стилю. Это подтверждается:
Целью: Дать точную, стандартизированную инструкцию для многократного применения.
Функцией: Регулирование действий человека (в данном случае, кулинарных).
Признаками: Стандартизированность формулировок, точность, отсутствие эмоциональности. Таким образом, характеристика стиля и цели автора дана верно.

Почему вариант 2 - НЕВЕРНЫЙ

Утверждение: ...в рецепте приготовления данного блюда не допускается выбор ингредиентов.

Объяснение: Это утверждение опровергается самим текстом. В рецепте есть вариативность, что недопустимо для строгой инструкции, не допускающей выбора. Конкретные примеры из текста:
«...зажарить на сковороде...
или запечь в сметане...» (прямо указан выбор способа приготовления).
«...панировочных сухарей,
масло, соль по вкусу» (количество этих ингредиентов не строго регламентировано, а оставлено на усмотрение готовящего).
«100-150 граммов...» (указан не строгий вес, а диапазон, то есть допускается выбор).
Следовательно, утверждение о недопустимости выбора ложно.

Почему вариант 3 - ВЕРНЫЙ

Утверждение: Для обеспечения точности изложения в тексте используется общеупотребительная лексика, имеющая ограниченные возможности синонимической замены.

Объяснение: Текст состоит из слов, понятных широкому кругу людей (обжарьте, смешайте, варите, капуста, яйцо). Эти слова сложно заменить синонимами без потери точности. Например, глагол «обжарьте» имеет конкретное кулинарное значение, и его замена на «пожарьте» или «подрумяньте» может исказить смысл. Это требование точности, характерное для инструкций.

Почему вариант 4 - ВЕРНЫЙ

Утверждение: Количество предметов в тексте указано при помощи цифровых обозначений..., а благодаря использованию глаголов в форме повелительного наклонения... обеспечивается предписывающий характер текста.

Объяснение: Утверждение абсолютно точное и легко проверяется по тексту:
Цифровые обозначения: «40-50 градусов», «2 ложки», «100-150 граммов».
Глаголы в повелительном наклонении: «обжарьте», «смешайте», «варите», «добавьте». Именно эти глагольные формы придают тексту прямой, предписывающий характер, свойственный инструкциям.

Почему вариант 5 - ВЕРНЫЙ

Утверждение: Отсутствие в тексте эмоционально-экспрессивных средств обусловлено его стилистической принадлежностью.

Объяснение: Текст сухой, информативный и лишен каких-либо эпитетов, метафор, восклицаний или эмоционально-окрашенной лексики. Это прямое следствие его принадлежности к официально-деловому (или инструктивному) стилю, где главные требования - это точность, объективность и стандартность, а не выразительность или эмоциональное воздействие.

Итог: Верные характеристики - 1, 3, 4, 5. Утверждение 2 неверно, так как содержит ложный тезис о недопустимости выбора, который опровергается содержанием текста.

Краткая и понятная шпаргалка по стилям

Давайте представим, что мы купили новый айфон и продаем его. Зачем? Не знаю , не спрашивайте, просто надо.😂

-3

Научный стиль:

Цель: Сообщить, объяснить, доказать.
Приметы: Термины, определения, обобщенные понятия, безличность ("считается", "исследуется"), логичность.
Как звучит? Как учебник или научная статья.

-4

Официально-деловой стиль:

Цель: Информировать, предписывать, регулировать.
Приметы: Штампы, клише ("на основании", "в соответствии с"), точность, не допускающая двусмысленности, стандартная форма.
Как звучит? Как закон, заявление, инструкция.

-5

Публицистический стиль:

Цель: Сообщить информацию и воздействовать на читателя, убедить его.
Приметы: Сочетание строгих фактов и эмоциональной оценки, риторические вопросы, восклицания, общественно-политическая лексика.
Как звучит? Как газетная или журнальная статья, выступление политика.

-6

Разговорный стиль:

Цель: Неформальное общение.
Приметы: Простота, неполные предложения, разговорные и просторечные слова ("здорово", "ой ли?"), диалоги.
Как звучит? Как обычная бытовая беседа.

-7

Художественный стиль:

Цель: Эмоциональное воздействие, создание художественного образа.
Приметы: Все богатство языка: метафоры, сравнения, эпитеты, стилистические фигуры. Главное - образность.
Как звучит? Как рассказ, роман, стихотворение.

-8

Алгоритм выполнения задания 3:

Внимательно прочитайте текст целиком. Поймите его основную тему и идею.

Определите стиль речи. Задайте вопросы: Какова цель автора? Кто адресат? Какие языковые средства преобладают?

Определите тип речи (повествование, описание, рассуждение).

Анализируйте каждое утверждение в задании.
Сверяйте его с текстом.
Помните, что примеры в утверждении должны
точно и однозначно подтверждать тезис. Если есть хоть малейшее несоответствие - утверждение неверно.

Выбирайте только те варианты, в которых нет никаких ошибок.

Надеюсь, этот подробный разбор поможет вам уверенно справляться с заданием 3!🙂