Согласно действующему законодательству с 1 сентября 2025 года в российских школах действуют ограничения времени на выполнение домашних заданий. Согласно приказу Минпросвещения №704, установлены следующие временные рамки для каждого класса:
Начальная школа:
1 класс — не более 1 часа;
2–3 классы — до 1,5 часов.
Средняя школа:
4–5 классы — до 2 часов;
6–8 классы — до 2,5 часов.
Старшая школа:
9–11 классы — до 3,5 часов.
Тем не менее, выпускникам, готовящимся к поступлению в ведущие вузы, необходимы неординарные результаты. И каким образом выстроить самостоятельную программу обучения, собственные лимиты - об этом хочу написать в этой статье.
Первая мысль прозвучит, возможно, не ново, но именно этот факт объясняет, почему план самостоятельной домашней работы должен быть именно таким, как я опишу ниже: мозг - это мышца. Если регулярно не тренировать навыки вспоминания и размышления, нейронные связи ослабевают или вовсе нарушаются, приводя к когнитивной деградации. Теперь по-простому: если не заниматься тренировкой осознанной мыслительной деятельности: не читать, не писать, не запоминать, не учить, не решать, то нельзя надеяться что со временем, на экзамене, например, эта способность волшебным образом возникнет из ниоткуда. Согласно данным психологических исследований, человеческий мозг классифицирует неиспользуемую информацию как ненужную, и через определённый достаточно короткий промежуток времени, мы теряем доступ к этой информации.
Пример: на уроке учитель показал, как решаются задачи на относительное движение лодки по реке. Есть шаблон: решение задач такого рода через таблицы, есть более продуктивный способ решения - с помощью рисунка-схемы, - в любом случае, этот класс задач изучается в школе. На кружке ученику показали, как получить собственную скорость лодки и скорость течения одной формулой, если известна скорости движения лодки по течению и против течения. Вопрос? Через какое время навык решения такого рода задач будет утерян, если не потренироваться в самостоятельном решении таких задач в течение суток? Ответ: будет безвозвратно утерян. Большинство людей не обладает фотографической памятью, среднестатистический мозг "забывает'' 60% новой информации через 12 часов после её появления. На следующие сутки в памяти останется не более 25% информации, и так далее. Получается, если ученик не применил полученных знаний, не повторил новое, то через два дня ему необходимо заново изучать эту тему.
Исходя из этого, я разработала систему, по которой учусь сама и рекомендую ею пользоваться в обучении моим ученикам:
1) часть домашнего задания должна быть выполнена в тот же день, когда задание было задано
2) перед выполнением практических задач, необходимо просмотреть конспект урока, выделить в нём основные теоретические положения: определения, правила, законы, формулы, методы и подходы к решению задач
3) сложные теоретические конструкции (теоремы и формулы) должны быть выучены
4) прежде чем приступить к решению домашних задач, необходимо заново решить все задачи, решённые на уроке (без подглядывания в ход решения или подглядывая, но только в случае полного отсутствия идей дальнейшего решения. Если пришлось, подсмотреть, то подсматриваем только текущий шаг, а следующие шаги пытаемся проделать самостоятельно. Подглядываем только в случае отсутствия идей. Если пришлось подглядеть три и более раза, то такую задачу необходимо пометить, и вернуться к её решению на следующий день).
5) домашние номера должны выполняться в полном объёме. Если не получается решить одну, вторую, третью задачи - это не повод останавливаться. Может не получаться ни четвёртая, ни пятая, а вот на шестой задаче, например, возникает озарение, и все предыдущие номера потом даются легко. Даже если это не так, полезно заново попытаться решить эти задачи на следующий день.И ещё на следующий - к каждой трудной задаче необходимо делать не менее трёх подходов, растянутых во времени.
6) необходимо повторять пройденное, как теоретический материал, так и практику: открывать задачи, которые были решены два-три месяца назад, и прорешивать их снова.
При таком подходе обучение будет качественным. Вопрос: а сколько времени нужно, чтобы учиться так? Включаем математику.
Если мы говорим о выпускнике 11 класса, то у него уже должно быть отличное знание русского языка, чтобы на подготовку к этому экзамену не требовалось значительного дополнительного времени. Таким образом, два-три сдаваемых предмета с серьёзным и вдумчивым подходом к решению домашних задач, должны отнимать по 1,5 часа каждый ежедневно.
Я не могу концентрироваться на одной задаче или одном предмете подолгу - мне нужны перерывы. 35 минут интенсивной работы, 10 минут - отдых и расслабление, снова 40 минут работы и 5 минут - переключение внимания. Так мои полтора часа более продуктивны, чем если бы я сплошняком сидела и училась.
Это мои рекомендации по максимально эффективному обучению.
А что помогает учиться Вам?