Самостоятельно выбрать моторное масло бывает непросто. За помощью обращаются к друзьям, знакомым механикам, советы ищут на форумах. Самый простой и правильный способ – найти нужную рекомендацию в руководстве по эксплуатации авто или в профессиональном онлайн-подборщике смазочных материалов.
А что если хочется не просто довериться рекомендации, но и самому лучше понять, что значит весь этот калейдоскоп букв и цифр на этикетке искомой канистры с маслом? На самом деле ничего сверхсложного здесь нет. Все обозначения понятны и логичны. Рассмотрим их на примере флагманского продукта LUKOIL GENESIS ARMORTECH5W-40.
Вязкость по SAE
Фундаментальный параметр, определяющий характеристики масла в двух температурных режимах — «на холодную» и «на горячую». Записываются эти характеристики коротким кодом, например: 0W-20 или 5W-40.
Первая часть кода (0W, 5W и т. д.) обозначает «зимнюю» пусковую вязкость масла. Отсюда и литера W (Winter — «зима»). Чем ниже показатель, тем легче стартеру провернуть коленчатый вал и запустить непрогретый двигатель. В средней полосе России достаточно вязкости 5W-X, но в районах Крайнего Севера лёгкий запуск обеспечит масло класса 0W-X. Чтобы определить ориентировочную минимальную температуру запуска, от числа перед W нужно отнять 35 — получится температура по Цельсию.
Примеры маркировки на этикетке:
· 0W — обеспечивает лёгкий запуск ДВС при температуре до –35 °С;
· 5W — до –30 °С;
· 10W — до –25 °С;
· 15W — до –20 °С.
Второе число (после дефиса) указывает на высокотемпературную вязкость (8, 12, 16, 20, 30, 40, 50, 60). Разные двигатели предъявляют разные требования к «летней» вязкости. Для многих современных авто рекомендованы маловязкие масла — чаще всего XW-20 и XW-30. При этом большая часть действующего автопарка всё ещё рассчитана на среднюю вязкость — XW-40.
Более густому смазочному материалу в теории легче защищать двигатель от износа, поскольку он образует устойчивую масляную плёнку. На практике это не всегда так — вязкость должна соответствовать конструктивным особенностям конкретного двигателя: размерам каналов, зазорам между трущимися деталями, возможностям масляного насоса. Когда смазочный материал подобран грамотно, двигатель лучше защищён от «масляного голодания», износа, перегрева и образования отложений.
Итого: вязкость выбираем в строгом соответствии с рекомендациями производителя, учитывая климатические условия.
Классификация по API
Рядом с вязкостью на этикетке LUKOIL GENESIS указан класс масла по системе API(Американского института нефти).
В рамках классификации выделяются две большие группы масел, обозначенные первыми буквами индекса, следующего за аббревиатурой API: S или С. Они определяют тип двигателя по технологии воспламенения топливно-воздушной смеси. Соответственно, S — это Spark («искра»), то есть бензиновые, а C — это Compression («сжатие»), то есть «дизельные». Второй общепринятый вариант расшифровки этого же индекса: S– масла категории Service(т.е. бензиновые легковые и малые грузовые авто), C – Commercial (дизельные грузовики и автобусы). Индекс может быть как одиночным — например, API SN, — так и двойным: API SL/CF, что свидетельствует об универсальности масла.
Вторая буква индекса обозначает версию стандарта: чем она дальше по алфавиту, тем позже он был введен и тем более строгим требованиям соответствует масло. Самый современный класс для бензиновых двигателей SQ введен в марте 2025 года, а для дизелей наиболее актуальна версия CK от 2017 года.
Важно знать: у этих классов есть обратная совместимость, то есть масло по APIновейшего класса SQможет заменить более ранние SP, SN, SMи так далее. Но в другую сторону это не работает: например, использовать SN там, где требуется SP, нельзя.
Кроме того, на некоторых этикетках некоторых LUKOIL GENESIS можно встретить добавочный индекс – RC (SP-RC или SN-RC). Это значит, что масло соответствует дополнительным требованиям по энергосберегающим свойствам (RC – от Resource Conserving), то есть способствует экономии расхода топлива.
Классификация по ACEA
Ниже, под вышеупомянутой спецификацией API, встречается и другое обозначение — класс по системе ACEA(Европейской ассоциации производителей автомобилей).
Здесь сориентироваться будет чуть сложнее, но тоже вполне реально. Для начала, масла разделены по типу двигателя на четыре категории: A, B, C, E.
· A — легковые бензиновые двигатели.
· B — легковые дизельные двигатели.
· С — двигатели с системами доочистки выхлопных газов
· E — тяжелонагруженные, то есть коммерческие дизельные двигатели.
После буквы идет цифра, она указывает на категорию масла и его определенные эксплуатационные характеристики, закодированные отраслевым институтом ACEA. Например, цифры после Cкосвенно указывают на уровень зольности (т.н. SAPS – сульфатной золы, фосфора и серы): двигателям, оснащенным разными системами доочистки выхлопных газов, могут рекомендоваться малозольные и среднезольные масла.
Каждый автопроизводитель устанавливает свои требования к смазочным материалам, поэтому важно придерживаться той спецификации ACEA, которая относится к вашему авто. Среди популярных стандартов: A3\B3, A3\B4, A5\B5, A7\B7, С3 и С2.
Как альтернатива классификации ACEA, на канистрах продуктов GENESIS также может указываться категория ILSAC(Международного Комитета по Стандартизации и Апробации Моторных Масел), применяемая японскими и многими американскими автопроизводителями для бензиновых двигателей. Отсюда в наименовании этих стандартов ставится индекс GF (Gasoline Fuel, бензиновое топливо). Требования ILSAC схожи с градацией API, но с акцентом на топливную экономичность масел. Чем выше число в индексе, тем современнее и экологичнее стандарт. Самый современный из них – ILSAC GF-7 – принят в марте 2025 года.
Классификация от автопроизводителей
Вышеописанные международные стандарты являются базовыми для всех марок и моделей. Но многие автопроизводители (OEM, original equipment manufacturers) создали собственные требования, которые указываются в сервисной книжке каждого конкретного автомобиля. Действующих спецификаций ведущих автоконцернов более 1000! Приведем несколько примеров:
· VW 502 00/505 00;
· Porsche A40;
· Renault RN 0700/0710;
· BMW LL-01;
· MB229.5/226.5.
Масло может отвечать требованиям широкого спектра спецификаций OEM. Информация о соответствии этим требованиям, как правило, присутствует на этикетках моторных масел, но менее акцентирована, чем ключевые стандарты международных отраслевых институтов. В случае с продуктами ЛУКОЙЛ спецификации указываются на оборотной этикетке. Заметим, что многие азиатские автопроизводители не стали развивать собственные стандарты, и ориентируются в своих рекомендациях на отраслевые «спеки» API и ILSAC. Соответственно на маслах, специально разработанных с учетом конструкционных особенностей японских и корейских авто, могут не указываться спецификации OEM.
Классификация масел LUKOIL GENESIS
Максимально упрощает выбор собственная классификация внутри линейки LUKOIL GENESIS, разработанная с учетом специфики ведущих производителей двигателей из разных стран:
· FOR EUROPEAN CARS — для большинства автомобилей европейских брендов;
· DIESEL (For Diesel Engines) — для дизельных автомобилей, оборудованных фильтром сажевых частиц;
· GC (For German Cars) — для автомобилей немецких брендов;
· JP (For Japanese сars) — для автомобилей японских брендов;
· HK (Hyundai/Kia) — для автомобилей корейских брендов;
· FD (For Ford Engines) — для американских авто, преимущественно Ford;
· DX1 (For GM Engines) — для автомобилей концерна General Motors;
· CN (For Chinese cars) — для автомобилей китайских брендов.
Итого
Правильно читая этикетку моторного масла, можно узнать о его основных свойствах и соответствии стандартам отраслевых институтов и автопроизводителей. Сопоставив эти данные с информацией из руководства по эксплуатации, вы точно определите, подходит ли масло вашему автомобилю. А для полной уверенности рекомендуем воспользоваться нашим удобным онлайн-подборщиком и приобрести оригинальное масло ЛУКОЙЛ в фирменном интернет-магазине.
Реклама ООО "ЛЛК-Интернешнл"
erid: 2VtzqxNXERt