Аффанди Кусума - индонезийский художник-модернист, на картине выше представлен его экспрессивный стиль: мазки-вихри, закручивающиеся и перетекающие друг в друга формы, а также необычный выбор цветов с отсылкой к чему-то тропическому, может быть. Настоящая экзотика. Хотя, если посмотреть на картину ниже, то можно увидеть, что и в достаточно традиционной манере (традиционной для европейской живописи), Аффанди также умел писать:
Модернистскую манеру, в духе Ван Гога, а также - даже в гораздо большей степени - Оскара Кокошки - ему удалось очень здорово и уместно интегрировать в игру с азиатской культурой. Когда я увидел его работы, мне показалось, что это ожившие духи:
В фольклоре Бали Лейак - это существо в виде летающей головы с внутренностями (сердцем, лёгкими, печеньюи т.д.), которые всё ещё прикреплены. Лейак ищет беременную женщину, чтобы выпить кровь её ребёнка или новорождённого. Но и на других людей эти духи могут напасть - считается, что многие болезни вызываются их влиянием.
Рангда - демоническая королева лейаков на Бали, согласно традиционной балийской мифологии. Ужасающая своим видом, пожирательница детей, Рангда возглавляет армию злых ведьм против предводителя сил добра - Баронга. Битва между Баронгом и Рангдой показана в танце Баронга, танец представляет собой вечную битву добра и зла. Как мы видим, темы своего творчества художник черпал из театра, об этом еще позже скажу.
Какой пронзительный взгляд. Очень эмоциональный и атмосферный художник, с узнаваемым почерком. Его колорит я бы назвал ночным - Аффанди не стесняется использовать черный цвет и сочетать его с золотыми нитями, а также много желто-зеленых оттенков.
На картине выше можно увидеть именно тот эффект, который я назвал "золотыми нитями", то есть буквально. А ниже мы можем наблюдать тот же эффект "золота", но в более традиционной для нас манере:
Обратите внимание, что Аффанди достиг в своем творчестве определенного уровня мастерства - как тонко он передает, например, полупрозрачность одежды девушки. А ниже мы можем видеть другую грань его творчества:
Интересно, что Аффанди работал театральным художником, рисовал эскизы для традиционного индонезийского театра теней (Ваянг), и отчасти в его творчестве именно эта традиция соединилась с экспрессионистской живописью. Выглядит Ваянг так:
Портреты танцовщиц народных танцев своего региона - одна из важных тем в творчестве Аффанди:
Еще:
И конечно же, куда без петушиных боев:
Тема, кстати, редкая, но также в европейском искусстве присутствует, хочется сравнить на контрасте, с вот такой работой Жана-Леона Жерома:
Совсем другой эффект.
Спасибо за внимание!
К сожалению, правила данной площадки не позволяют мне выкладывать абсолютно любые живописные произведения, поэтому я приглашаю вас также и в мой телеграм-канал с дополнительными материалами - Целая Бочка Вина и Живописи.
Также нажмите 🔔 - чтобы получать уведомление о каждом моем обзоре!