Найти в Дзене

В каком возрасте люди хуже всего водят и почему? Научные данные

Для начала давайте разберёмся – что значит «плохо водить»? Возможно, кто-то представляет себе медленно едущую по правой стороне машинку или человека, который паркуется с десятой попытки. Но если объективно, то плохое вождение – это: а) провоцирование аварийных ситуаций (даже если столкновения и не было) б) попадание в ДТП в) нарушение ПДД Если подобных вещей не происходит, то человек может водить как угодно осторожно, критерию «плохо» это не соответствует. Научные исследования показывают, что способность управлять автомобилем связана с физическими, когнитивными и психологическими факторами, которые меняются с возрастом: Рассмотрим подробнее. Многие считают, что самая высокая аварийность у начинающих водителей, но это не так. Например, в 2024 году на категорию 30-39 лет пришлось около 24% всех ДТП, что выше, чем у молодёжи 18-24 (около 13%). Самые молодые автомобилисты чаще всего неверно выбирают скорость и не соблюдают дистанцию. Из-за этого они регулярно наезжают на препятствия и стоя
Оглавление

Для начала давайте разберёмся – что значит «плохо водить»?

Возможно, кто-то представляет себе медленно едущую по правой стороне машинку или человека, который паркуется с десятой попытки. Но если объективно, то плохое вождение – это:

а) провоцирование аварийных ситуаций (даже если столкновения и не было)

б) попадание в ДТП

в) нарушение ПДД

Если подобных вещей не происходит, то человек может водить как угодно осторожно, критерию «плохо» это не соответствует.

Почему люди плохо водят?

Научные исследования показывают, что способность управлять автомобилем связана с физическими, когнитивными и психологическими факторами, которые меняются с возрастом:

  • С одной стороны, префронтальная кора мозга, которая отвечает за принятие решений и контроль импульсов, продолжает развиваться до середины 20-х лет, поэтому молодые водители склонны к ошибкам на дороге.
  • С другой – психологические факторы тоже никто не отменял. В расцвете лет люди часто попадают в ДТП из-за излишней самоуверенности.
  • В пожилом возрасте на первое место вновь выходит физиология – внимание и скорость реакции уже не те.

Рассмотрим подробнее.

Молодой возраст: недостаток опыта и лихачество

Многие считают, что самая высокая аварийность у начинающих водителей, но это не так. Например, в 2024 году на категорию 30-39 лет пришлось около 24% всех ДТП, что выше, чем у молодёжи 18-24 (около 13%). Самые молодые автомобилисты чаще всего неверно выбирают скорость и не соблюдают дистанцию. Из-за этого они регулярно наезжают на препятствия и стоящие автомобили.

-2

Впрочем, проблемы лихачества есть и тут. Молодёжь чаще игнорирует необходимость пристегиваться ремнём безопасности, что существенно повышает риск травм и летальных исходов в случае аварии. Согласно исследованию ЦОДД, среди водителей в возрасте от 18 до 24 лет более 40% не используют ремни безопасности во время движения, тогда как среди водителей старших возрастных групп этот показатель значительно ниже.

Кроме того, более 30% молодых водителей признаются, что иногда гоняют именно ради демонстрации своего мастерства или статуса среди друзей. Это поведение значительно увеличивает вероятность аварийных ситуаций и ДТП с тяжёлыми последствиями.

Если говорить про пол, то девушки совершают меньше рискованных нарушений, их аварии часто менее тяжёлые, а средняя стоимость ремонта ниже, чем у мужчин того же возраста. Кроме того, женщины реже садятся за руль в состоянии опьянения, что снижает риск серьёзных ДТП.

Возраст 30-40 лет: отвага и алкоголь

-3

Водители 30-40 лет составляют самую аварийную группу. Есть разные данные, но все они сходятся в одном – именно в этом возрасте люди чаще рискуют (за что и платятся). Допустим, на возрастную группу 30-34 года приходится 17% аварий, на 35-39 лет – 16%, а в целом водители 30-40 лет виновны в 29% всех происшествий по ОСАГО. По другим источникам – на водители на четвёртом десятке лет виноваты в 27,5% всех ДТП, а также наибольшее число погибших и раненых (27,8% и 27,9% соответственно).

Мужчины в данной категории чаще попадают в ДТП с тяжёлыми последствиями, чем женщины. Исследование ВШЭ показало, что мужчины в два раза чаще садятся за руль нетрезвыми, а 75% ДТП с тяжёлыми травмами или летальным исходом происходит по их вине.

Возраст 40-50 лет: всё то же, всё те же

Водители 40-50 лет по-прежнему активно участвуют в ДТП, занимая третье место по количеству аварий. В 2023 году на водителей 40-49 лет пришлось 13% устроенных аварий, и эта категория стабильно демонстрирует высокий уровень тяжести последствий.

-4

Мужчины в этой категории чаще становятся виновниками аварий из-за рискованного вождения и нарушений ПДД. В исследовании ЦОДД отмечается, что женщины совершают меньше ДТП, а среди них значительно реже встречается агрессивный и алкогольный стиль вождения.

Возраст 50-60 лет: ухудшение внимания

-5

Водители старше 50 лет совершают менее частые, но более тяжелые аварии. Они не пропускают пешеходов и хуже замечают дорожные знаки, особенно мужчины. Взрослые люди меньше участвуют в «гонках», но совершают ошибки при парковке и перестроениях.

По данным МВД, именно эта возрастная группа отличается наиболее серьёзной тяжестью последствий в ДТП: показатель смертности и тяжёлых травм у водителей 50-60 лет выше, чем в других возрастных категориях.

Женщины старше 50 лет обычно осторожнее мужчин, однако с возрастом растут ошибки, связанные с снижением внимания, реакций и ухудшением здоровья.

Возраст 60-70 лет: ниже скорость реакции

-6

Возрастные водители подвержены снижению внимания и скорости реакции, что увеличивает риск ДТП на определённых участках дороги – например, при перестроении или поворотах. Несмотря на это, их аварийность по количеству ниже, чем у молодых водителей, за счёт аккуратности и опыта.

Мужчины в этой группе всё ещё попадают в серьёзные аварии чаще женщин, которые по-прежнему более осторожны, но испытывают сложности с выполнением сложных манёвров.

Возраст старше 70 лет: когнитивные изменения

-7

Согласно данным расследования портала «ЛенАвтоТранс», после 70 лет количество водителей снижается, но тяжесть последствий ДТП повышается из-за физиологических ограничений: у возрастных водителей ниже внимание и медленнее реакция.

Как обмануть возраст?

Хорошие новости: всё это – «средняя температура по больнице», и конкретно вы можете водить лучше, чем свойственно вашей возрастной категории.

Для этого:

  1. Соблюдайте скоростной режим. Всегда. Большинство аварий происходят именно из-за того, что кто-то «хотел проскочить», «думал, что успеет», «не смог вовремя среагировать» – это всё проблемы движения на слишком высокой скорости.
  2. Есть смысл хотя бы раз в пару лет проходить вопросы-ответы по ПДД. Знания забываются, и на дороге нет-нет да попадётся редкий знак или нестандартная ситуация.
  3. Проходите регулярные медицинские обследования.
  4. Тренируйте внимание! Например, играя в компьютерные игры, собирая паззлы, выполняя логические задания. Это не только на дороге пригодится.
  5. Следите за психологическим состоянием: стресс, усталость, раздражительность — риски для любой возрастной группы. Если чувствуете негативные эмоции или усталость, отложите поездку до восстановления сил.
  6. Самое сложное: работайте над самоконтролем. Не разрешайте себе «чуть-чуть нарушить», даже если возможности автомобиля к этому располагают. Помните, что проявление сдержанности также свидетельствует о силе характера. А стремление подрезать, «наказать» или продемонстрировать превосходство – наоборот.

-8

Материал подготовлен брендом Havens

Havens – моторные масла премиум-уровня из ОАЭ, пришли в Россию на смену пропавшим брендам. Ознакомиться с ассортиментом можно на нашем официальном магазине на OZON.

Причины присмотреться к Havens:

🛢️Производитель – Oscar Lubricants, один из крупнейших заводов по производству смазочных материалов на Ближнем Востоке.

🛢️У масел Havens отличная база на основе лёгких сортов нефти Саудовской Аравии, с низким содержанием серы и присадками от ведущих мировых производителей.

🛢️Молибден в составе, высокое щелочное число и повышенная вязкость при 100°C позволяют увеличивать интервалы замены.

🛢️Масло официально ввозят в РФ, оно проходит контроль качества и дополнительные испытания в независимой лаборатории.

Подробнее о составе и преимуществах рассказываем тут.

-9

Моторные масла Havens соответствуют и превосходят стандарты качества ISO 9001, ISO 14001 и ISO 1800, требования API (American Petroleum Institute), ACEA (European Automobile Manufacturers Associations), JASO (Japanese Automotive Standards Organisation), ILSAC (International Lubricant Standardization and Approval Committee). А также соответствуют требованиям таких ОЕМ-производителей, как Mercedes, Volkswagen, Porsche, MTU, Renault, MAN, Daimler, BMW, PSA, Ford, GM, Volvo.