Приветствую! В кинотеатрах появился отечественный фильм «Август», который является новой экранизацией романа Владимира Богомолова «Момент истины», также известного как «В августе 44-го». Экранизация не первая. В нулевых уже был фильм «В августе 44-го», а затем был мини-сериал «Операция "Неман"». Что получилось здесь? Давайте поговорим об этом. Обязательно пишите ваше мнение о фильме, если успели посмотреть, и погнали.
Итак, события фильма разворачиваются в августе 1944 года на территории Западной Белоруссии. Недавно освобождённые земли всё ещё скрывают вражеские разведывательно-диверсионные группы, оставленные в советском тылу. Советские войска пересекают границу, и война идёт на убыль. Однако есть опасность удара в спину наступающим войскам. Предотвратить нападение могут лишь контрразведчики группы СМЕРШ.
Что ж, как это обычно бывает, фильм уже поделил зрителей на два лагеря. Кто говорит, что это самая удачная попытка перенести текст Владимира Богомолова на экран, кто говорит, что нет, это было неудачно. В этом, конечно, и заключается вся прелесть искусства. Каждый воспринимает то или иное произведение по-своему. Киноделы также являются простыми людьми, которые, прочитав книгу, могут понять её по-своему. Тем, наверно, и интересней экранизации, что они могут представлять иную точку зрения, так называемое новое прочтение. Если они решили, что истории не хватает экшена, то его добавляют. Если им показалось, что история будет интересней с ярко выраженным главным героем, то его добавляют. Фильм-экранизация не может угодить всем априори. Да и к тому же то, что работает на бумаге, не будет работать на экране. Именно поэтому два фильма «В августе 44-го» и «Август» получились разными по духу.
Новая экранизация была лишь делом времени. Уж очень лакомым куском оказывается роман Богомолова. Он всё ещё популярен и он всё ещё интересен. Казалось бы, большой бюджет и современные технологии пойдут фильму на пользу, и это отчасти так, но, к сожалению, история перестала быть детективом. Точнее, как, детектив тут, конечно, присутствует, и наши герои всё ещё идут по следам огурцов и спичек, но нет здесь детективного нерва. Чем, на мой взгляд, был хорош фильм «В августе 44-го», это как раз своей детективной составляющей. Огурец не просто огурец, капитан Алёхин был агрономом, благодаря чему деталь с почвой была понятней (здесь я не заметил этого прошлого капитана), двое подозреваемых солдат имели куда более долгую и интригующую историю, финальный же эпизод в лесу и вовсе был напряженным. Да, там были убраны некоторые моменты, но это пошло на пользу, и фильм смотрелся целостно, без перегруза сюжетных деталей. Всё, что надо, было добавлено, всё, что мешало, убрано.
Новый фильм по большей части является максимально упрощённым и слегка сумбурным военным боевиком. История, может, и стала ближе к тексту, но от этого лучше не становится. Каждая деталь съедает хронометраж, и по итогу ни одна сюжетная линия так до конца и не была раскрыта. Взять, к примеру, сон, мучивший Таманцева, или болезнь дочери Алёхина. Эти детали, конечно, привносят чуть больше драматизма, а сон и вовсе помогает Таманцеву поймать диверсанта, но эти сюжетные детали так и остаются просто вброшенными в сюжет, чтобы были. В итоге фильм разбивается на фрагменты, и пазл худо-бедно складывается, но деталей не хватает.
Зато у нового фильма есть некоторые преимущества, первый из которых и самый главный заключается в техническом исполнении. Да, снималось это всё не в Западной Беларуси, но изначально именно там съёмки и планировали. Просто что-то пошло не так. В итоге ленту снимали в Москве, Калининграде, Ленобласти, Карелии и Ростове-на-Дону. Не знаю, как вы, а я в Западной Беларуси не был, поэтому разницы не вижу. Лес и лес, собственно.
Однако снято это всё на хорошем уровне. Чего у фильма не отнять, так это атмосферы, причём атмосферы одновременно жуткой и завораживающей. Оператор поработал на славу, а цветокоррекция позволяет прочувствовать всю сочность и красоту местных пейзажей. Когда они впервые отправляются в лес, пожалуй, лучшая часть фильма. К декорациям, костюмам и окружению тоже вопросов лично у меня не имеется. Плюс это всё сопровождено отличной музыкой. Композитору Дмитрию Емельянову можно выразить благодарность за работу. Получилось эффектно, и пусть моменты, где Кологривый стреляет в прыжке в стиле Макса Пэйна, коробят.
Актёрский состав также можно с натяжечкой выделить в плюс. Сергей Безруков вновь привносит в своего персонажа нотку душевности, и, конечно, он здесь тащит за двоих. Пока Павел Табаков мельтешит с одним лицом где-то на заднем фоне, а Никита Кологривый снова пытается заполонить собой всё пространство, но проигрывает Владиславу Галкину, Сергей просто и уверенно делает свою работу, а момент, где были только его глаза, и вовсе демонстрирует всю его актёрскую крутость. Вот только, к сожалению, химия между ними особо не выстраивается.
Конечно, не стоит обходить стороной Романа Мадянова, которого нет с нами уже год, но мы всё ещё можем видеть его в новых проектах. Его генерал Егоров отличается от версии Алексея Петренко из того самого фильма 00-х, и мне нравится больше, а момент, где он стоит лицом к лицу с Алёхиным, даёт то самое напряжение и нерв, которое может быть только между двумя действительно отличными артистами. Вот был бы весь фильм таким же напряженным. По остальным актёрам всё тоже хорошо. Не все успевают проявить себя, но, например, был интересный образ у Данилы Воробьёва и душевный Илья Исаев в роли водителя Хижняка.
В общем, как это обычно бывает, фильм имеет свои преимущества и свои недостатки. Если вы рассчитываете получить здесь детективную историю со всеми вытекающими, то будете разочарованы. Получился сумбурный, слегка хаотичный и моментами бессвязный фильм, в котором детективное и интригующее не может существовать. Если же вы планируете посмотреть просто военный фильм, то вполне себе. Неплохо поставленные экшн-сцены, хорошо снято, актёры более-менее на своём месте, ну и сюжет в целом нормально выстроен. Провисает моментами, но в целом динамика есть.
Так что всё зависит лишь от вашего восприятия. От себя скажу, что фильм нулевых мне понравился больше как раз за счёт атмосферы и выстроенного детектива. Новый фильм привлекает лишь своим техническим исполнением. Если вам технического исполнения достаточно, то вперёд в кино, ежели нет, то стоит пропустить.
- Режиссёры — Никита Высоцкий и Илья Лебедев.
- В ролях — Сергей Безруков, Никита Кологривый, Павел Табаков, Илья Исаев, Роман Мадянов и другие.
- Оценки — Кп - 7.4; IMDB - -
Но это лишь моё мнение, которое может кардинально отличаться от вашего. Пишите ваши мысли об этом всём и до новых встреч.