Знаменитый роман писателя Владимира Богомолова «Момент истины» завершается сценой, где капитан Алёхин, зажимая рану на голове, приказывает передать открытым текстом: «Гребёнка не нужна! Бабушка приехала»!! Только что он бесстрашно жертвовал собой в засаде с «живцом и подстраховкой». А теперь стремился скорее «снять с очень многих в Лиде и в Москве чудовищное напряжение последних суток» …
Действительно, война потребовала от наших предков чудовищного напряжения сил. Борьба разворачивалась не только на передовой - в яростных штыковых атаках и титанических дуэлях «ИС-2» с «Королевскими Тиграми». Столь же ожесточенно протекало противоборство на тайном фронте Великой Отечественной – в схватке «СМЕРШа» с фашистским «Абвером».
Собственно, книга повествует о том, как наша «ярость благородная», беззаветная отвага и русская природная смётка смогли одержать верх над отлаженной диверсионной машиной Третьего рейха.
Вкратце напомню, что действие романа разворачивается в августе 44-го в Западной Белоруссии. Группа СМЕРШ капитана Алёхина получает задание обезвредить опасных немецких шпионов. Накануне нашего стратегического наступления они регулярно отправляют в неприятельский штаб шифрованные радиограммы с точными сведениями о передвижениях и дислокации советских войск: «Личным наблюдением… на аэродроме в Лиде обнаружено самолётов… «ИЛ-2» пятьдесят три, «ЛА-5» сорок восемь, «ПЕ-2» тридцать шесть, «ЯК-9» пятьдесят один, «ЛИ-2» семь, «ПО-2» четырнадцать…» и т.д.
Информация о шпионском передатчике с позывными КАО доходит до Верховного Главнокомандующего. И тот раздраженно бросает в лицо стоящим навытяжку наркомам: «Что ж, неплохо они работают»!
Розыск вражеских агентов протекает чрезвычайно напряженно, и поначалу не даёт никаких результатов. Дело «Неман» берется на контроль Ставкой. Однако, как образно заявляет один из героев: «Нервничать – это привилегия начальства».
И в конечном счёте, приходит наш миг удачи - наступает заветный «момент истины»! В ходе засады с «огневым контактом» двое диверсантов задержаны, а их главаря Мищенко - суперагента Абвера, «которого два десятилетия ловили на Дальнем Востоке и западных границах, ловили на всех фронтах, но даже во время чрезвычайного розыска не смогли поймать» - настигает заслуженная кара.
Богомолов показывает, что это удалось благодаря колоссальной концентрации воли, отточенному боевому мастерству и углублённому анализу оперативной информации, непрерывно льющейся по ВЧ из Главного управления контрразведки – шифровок, записок, спецсообщений.
Этот чеканный ритм придаёт роману пронзительную остроту и почти документальную достоверность, наполняет суровой правдой образы бойцов и командиров СМЕРШа – всех, от водителя полуторки ГАЗ-АА сержанта Хижняка до генералов – руководителей контрразведки.
Не скрою, захотелось посмотреть, насколько создателям фильма «Август», снятого «по мотивам романа», удалось передать напряжённую атмосферу выдающегося произведения, раскрыть духовные мотивы поступков и помыслов героев.
Итак - премьера, зал, начало кинофильма … И с каждым показанным кадром возникало ощущение, что команда продюсера Константина Эрнста и режиссёров Высоцкого и Лебедева, возводя прекрасное здание своего кинофильма, задействовала далеко не все силовые скрепы, положенные в основу романа.
Можно возразить, ведь на то и существует сюжетная формула «по мотивам»! Где авторы, отталкиваясь от первоисточника, вправе создавать свой художественный контент, внося любые изменения в рамках собственного творческого видения!
Поначалу всё так и казалось: реквизиторы фильма потрудились на славу, и работа операторов заслуживала самой высокой оценки! Полуторка ГАЗ-АА, как и полагается, выглядела вполне достоверно. Часы, рации, оружие, планшеты и форма героев безупречно соответствовали реалиям военного времени.
Равно как и логово шпионов и националистов – Шиловичский лес – представало средоточием сокрытых угроз, местом мистическим и загадочным.
И даже инцидент с проверкой документов у диверсантов, работавших под прикрытием семьи майора НКВД, никакого отторжения не вызвал. Хотя действие его чудесным образом переместилось из июля 41-го в август 44-го.
Не скрою, понравилась мгновенная метаморфоза "жены майора", шпионки Фоминой, из улыбчивой красотки в осатаневшую фурию.
А вот связь диверсантов с передатчиком КАО уже показалась «притянутой за уши». Ведь по роману, новые батареи для рации и пр. немцы доставляли не с курьерами, а без проблем сбрасывали на парашютах в заданных квадратах.
И далее, в сторону откровенного «перебора» ушла от романа сюжетная линия погони за Николаевым и Сенцовым. В фильме она завершается перестрелкой на продскладе с тяжёлым ранением одного из подозреваемых, в общем-то, невиновного советского офицера.
Ещё более «легли не в строку» кадры с задержанием на станции немецкой разведчицы, собиравшей данные под личиной матери, потерявшей сына. Для привязки её к тому же передатчику КАО авторам пришлось создать массу добавочных сцен, уводящих от основного действия: драки в штабе, ареста Таманцева и пр.
То же можно сказать о добавочных эпизодах с пленным полицаем, и целой толпой шпионов, задержанных на хуторе Окулича. В тоже время, в фильме отсутствуют многие ключевые персонажи – председатель сельсовета Васюков с сынишкой, горбун Свирид, сдавший Павловского, да и сам Сталин, всерьёз обеспокоенный делом «Неман», угрожающим стратегическим переброскам "танковой техники россыпью"!
И наконец, определённый сумбур в идею романа внёс бурный «экшен», разразившийся в финале фильма. Очевидно, для пущего «оживляжа», центральное место в ленте заняла вооруженная до зубов немецкая ударно-штурмовая группа в форме десантников Вермахта.
Не таясь, со шмайссерами наперевес, они обрушили на наши позиции море огня и серии мощных взрывов.
И подобно защитникам Брестской крепости, бойцы РККА во главе с генералом Егоровым держат оборону, а потом идут в последнюю атаку.
Всё это выглядело зрелищно и эффектно, но к роману не имело ровно никакого отношения. Там шпионы на нашей территории действовали скрытно.
Да и сама легендарная встреча группы Алёхина с Мищенко и его подручными в фильме происходит в лесу, кишащем немецкими автоматчиками. Пока Алёхин «прокачивал» шпионов, капитан комендатуры Аникушин героически отбивался от целой сотни фашистов. А потом и Таманцев, наскоро допросив задержанных, в одиночку, подобно солдатам 1941-го года, принимает неравный бой с немецкими головорезами …
Однако далее, прилетели краснозвёздные ястребки, и изничтожили обложивших его фашистов! Всех до единого, не затронув самого героя? А наступающие на город «Лангобарды» подчинялись только приказам со шпионского передатчика КАО, и потому все разом отступили? Фантастика!
В фильме бывалый генерал Егоров даже с сомнением подивился такому раскладу: "Велики дела твои, Господи! Русский командует немцами"!
В целом, подмена интриги романа на шаблонную «войнушку», обильно насыщенную каскадными трюками и пиротехническими эффектами, большой творческой находкой не показалась.
Как и в предыдущей работе Никиты Высоцкого «Любовь Советского Союза», в его новом фильме наиболее удачными показались роли второго плана – простодушного сержанта Архипа Хижняка (арт. Илья Исаев), диверсанта Казимира Павловского (арт. Роман Васильев), форсистого капитана Аникушина (арт. Кирилл Кузнецов), подполковника Полякова (арт. Даниил Воробьёв).
Отмечу и Романа Мадянова в образе проницательного генерала Егорова. Эта работа стала одной из последних в его творческой биографии.
А вот по части исполнителей главных ролей впечатление сложилось более двойственное и противоречивое. Конечно, речь прежде всего о старшем лейтенанте Евгении Таманцеве. Созданный Богомоловым великолепный образ непобедимого «чистильщика и скорохвата» по праву стоит в нашей военной литературе в одном ряду со знаковыми фигурами комбрига Серпилина, рядового Василия Тёркина, разведчика Исаева-Штирлица.
Несомненно, харизматичный Никита Кологривый в кадре был обаятелен, подкупающе искренен и раскован. И как полагается герою, уроженцу южного Новороссийска, неунывающе оптимистичен, полон шутливой иронии. Но как-то не угадывался в нём матёрый профессионал СМЕРШа, сполна познавший за 3 года войны «огромную солёную работу и кровь»; неистовый «волкодав» с мёртвой хваткой, сумевший «слепить тёплыми» более сотни вышколенных «паршей». И наконец, беспощадный мститель, потерявший на войне мать, а три недели назад лишившийся своего лучшего друга.
В фильме же он почему-то пасует перед лже-чекистом Фоминым, просительно обращаясь за помощью к Алёхину: «Товарищ капитан, там майор нервный, просит досмотреть вне очереди». И зачем-то авторы акцентируют тему мучающих Таманцева кошмаров и пр.
У Владислава Галкина в предыдущей экранизации режиссёра Пташука нота «солёной работы и крови» звучала более явственно и отчётливо.
В этом плане Павел Табаков, исполнивший роль «стажера-несмышлёныша» Андрея Блинова, показался даже более убедительным – этаким ершистым парнем с характером, не склонным к позёрству и показушной браваде.
Также показалось, что не привнёс каких-то новых красок в образ легендарного капитана Алехина мэтр нашего киноэкрана Сергей Безруков. Сыграл он, конечно, профессионально, на должном уровне актёрского мастерства. Проникновенно звучит его покаяние, вызванное вестью о болезни дочери.
Но видимо, в жестких рамках сценария артист был лишен возможности передать колоссальную умственную работу своего героя, сумевшего за считанные минуты «прокачать» кошмарного диверсанта Мищенко. И вообще, как-то осталось за кадром многое из того, что заставило «скорохвата» Таманцева воскликнуть: «А Паша – мозга! Гений»!
Да и по возрасту Безрукову, скорее, подошла бы роль генерала.
Продюсер фильма Константин Эрнст вспоминал, что встречался в Владимиром Богомоловым незадолго до его смерти в 2003 году. Писатель сетовал тогда на недостатки предыдущих экранизаций своего романа. Со слов Эрнста: «В нашей версии мы постарались учесть основные пожелания автора».
Как знать, каждое время диктует «новое прочтение» популярных произведений. Можно лишь гадать, что сказал бы Богомолов по поводу новой экранизации «Момента истины» …
Да и вообще, возможно ли выразить средствами художественного кино «чудовищное напряжение сил»? И тем более, увлечь зрителя умственной работой героев тайного фронта? Наверно, можно. Примером тому фильм «Мёртвый сезон», вышедший на экраны более полувека назад. В принципе, он посвящен тому же – поискам фашистского палача-изувера. Атмосфера ожесточённого противостояния наших разведчиков с западными агентами передана в фильме чрезвычайно выразительно. Хотя рукопашная схватка там показана одна единственная - в финале ленты. Тем не менее, «Мёртвый сезон» по праву вошел в золотой фонд отечественного кинематографа.
Хочется того же пожелать новому поколению наших продюсеров и режиссёров. Чтобы помимо голливудских лекал, уважаемые маэстро стремились к поиску иных творческих светочей и ориентиров.