Найти в Дзене
Книжный ум

Евгений Печерский: фактура, слои и символы

Сегодня разговор пойдет не о книгах, а об искусстве. Позавчера я была на закрытом предпоказе персональной выставки художника Евгения Печерского, и до сих пор нахожусь под впечатлением. Это не просто картины, а целые пространства, где хочется задержаться. В его работах нет привычных сюжетов, нет «портретов» или «пейзажей» в обычном понимании. Зато есть глубина, фактура, намёки, которые работают на уровне подсознания. Смотришь — и словно оказываешься перед символами, которые были с тобой всегда. Узор напоминает восточный ковер, линии — архитектурные проёмы, цветовые пятна — песок или воду. Всё зыбко, меняется при малейшем движении взгляда. Евгений Иванович Печерский родился в Казахстане, учился в Омске, а с 90-х живёт и работает в Калининграде. Он не только художник, но и исследователь. В начале 90-х возглавлял группу, которая занималась восстановлением войлочных ковров и дешифровкой традиционных орнаментов. Этот опыт вплёлся в его творчество: многие композиции напоминают тканые узоры,
Оглавление

Сегодня разговор пойдет не о книгах, а об искусстве.

Позавчера я была на закрытом предпоказе персональной выставки художника Евгения Печерского, и до сих пор нахожусь под впечатлением. Это не просто картины, а целые пространства, где хочется задержаться. В его работах нет привычных сюжетов, нет «портретов» или «пейзажей» в обычном понимании. Зато есть глубина, фактура, намёки, которые работают на уровне подсознания.

"Белая галерея", ЦКиО "Победа"
"Белая галерея", ЦКиО "Победа"

Смотришь — и словно оказываешься перед символами, которые были с тобой всегда. Узор напоминает восточный ковер, линии — архитектурные проёмы, цветовые пятна — песок или воду. Всё зыбко, меняется при малейшем движении взгляда.

***
***

Художник и его путь

Евгений Иванович Печерский родился в Казахстане, учился в Омске, а с 90-х живёт и работает в Калининграде. Он не только художник, но и исследователь. В начале 90-х возглавлял группу, которая занималась восстановлением войлочных ковров и дешифровкой традиционных орнаментов. Этот опыт вплёлся в его творчество: многие композиции напоминают тканые узоры, символы, глифы, словно заимствованные у древних мастеров.

"Ландшафт". Бумага, акрил. авторская техника
"Ландшафт". Бумага, акрил. авторская техника

Его работы находятся в музеях Казахстана, России, а также в частных коллекциях. Он провёл десятки персональных выставок, участвовал в сотнях проектов, но при этом остаётся художником «для вдумчивого зрителя».

"Конструкция" Бумага, акрил, авторская техника
"Конструкция" Бумага, акрил, авторская техника

Техника, которая завораживает

Особая гордость Печерского — техника, которую он сам называет «мокрый фроттаж». Это сложный и трудоёмкий процесс. Художник накладывает слои краски, парафин, затем протирает, соскребает, снова добавляет цвет. Поверхность начинает переливаться и возникают слои — рождается богатая фактура, где каждая линия и полутон работают на глубину.

"Регата". Бумага, акрил, авторская техника
"Регата". Бумага, акрил, авторская техника

Глядя на такие работы, ощущаешь, что перед тобой не просто бумага, а целый рельефный мир. Цвет то прорывается сквозь слой, то растворяется, оставляя лёгкие намёки. Кажется, будто изображение живёт и меняется, стоит только отойти на шаг.

Картины, которые открываются не сразу

Меня особенно поразила работа "Маяк-Нида". Казалось бы, сюжет прост, но в исполнении Печерского он превращается в символ. Маяк словно возникает из тумана, бумага напоминает песок и море одновременно.

"Маяк-Нида"
"Маяк-Нида"

Здесь нет прямого ответа на вопрос «что изображено». И именно это завораживает: художник оставляет зрителю пространство для собственной интерпретации.

"Крестоообразная композиция". Бумага, акрил, авторская техника
"Крестоообразная композиция". Бумага, акрил, авторская техника

Впечатление от выставки

Работы Печерского не вызывают поверхностного «нравится — не нравится». Они создают внутренний отклик. Многие посетители стояли у картин молча, словно пытались уловить скрытый смысл. И это, пожалуй, самая точная характеристика его искусства: оно не для спешки, оно для созерцания.

Почетный гость  - Александр Карелин
Почетный гость - Александр Карелин

Выйдя с выставки, я поняла: у этих картин нет начала и конца. Они напоминают музыку без слов, к которой можно возвращаться снова и снова, каждый раз открывая новый мотив.

Евгений Печерский
Евгений Печерский

Выставка в "Белой галерее" ЦКиО "Победа" будет работать до 19 октября.

Гости ждут официального открытия
Гости ждут официального открытия