Найти в Дзене
МЕХВОД

«Секретный код SL»: как обычный «Москвич» стал валютной легендой СССР

В углу музейного зала, под мягким светом софитов, стоит он — Москвич-2140 SL. Его зелёный цвет, который в каталогах величали «Флора», а в народе звали просто «зелёный металлик», кажется, вобрал в себя всю сдержанную эстетику начала восьмидесятых. Это не просто старая машина. Это целая история, застывшая в металле и пластике. Подхожу ближе, и первое, что цепляет взгляд — это массивные, чёрные пластиковые бамперы. Для своего времени это был признак невероятной крутости. В них встроены дополнительные фары, а сами бамперы лишены убогого хромирования, что придаёт машине современный, даже по нынешним меркам, вид. По бокам — чёрные защитные молдинги, а на передних крыльях — скромная, но гордая литера «SL». Эта надпись — ключ к разгадке происхождения автомобиля. SL расшифровывается как «Super Luxe», то есть «Супер Люкс». Но была у этой аббревиатуры и другая, неофициальная трактовка — «Saturnus-Lux». Именно югославская фирма «Saturnus» поставляла для этой модели пластиковые элементы экстерьера
Оглавление

В углу музейного зала, под мягким светом софитов, стоит он — Москвич-2140 SL. Его зелёный цвет, который в каталогах величали «Флора», а в народе звали просто «зелёный металлик», кажется, вобрал в себя всю сдержанную эстетику начала восьмидесятых. Это не просто старая машина. Это целая история, застывшая в металле и пластике.

Экспортный шик для советского человека

-2

Подхожу ближе, и первое, что цепляет взгляд — это массивные, чёрные пластиковые бамперы. Для своего времени это был признак невероятной крутости. В них встроены дополнительные фары, а сами бамперы лишены убогого хромирования, что придаёт машине современный, даже по нынешним меркам, вид. По бокам — чёрные защитные молдинги, а на передних крыльях — скромная, но гордая литера «SL».

-3

Эта надпись — ключ к разгадке происхождения автомобиля. SL расшифровывается как «Super Luxe», то есть «Супер Люкс». Но была у этой аббревиатуры и другая, неофициальная трактовка — «Saturnus-Lux». Именно югославская фирма «Saturnus» поставляла для этой модели пластиковые элементы экстерьера и интерьера, что для советского автопрома было неслыханным сотрудничеством.

Рождение люкса: ответ на вызов времени

-4

История этой модификации началась с провала. К концу 1970-х годов экспорт обычных «Москвичей» за рубеж, столь важный для получения валюты, практически сошёл на нет. Чтобы исправить ситуацию, Министерство внешней торговли заказало создание «люксовой» версии. Привлекали даже американских дизайнеров, но их проект провалился.

-5

И тогда наши инженеры и дизайнеры под руководством Игоря Зайцева создали свой вариант. Получился автомобиль, который должен был конкурировать с западными моделями на внешнем рынке и стать предметом гордости для избранных внутри страны. В серию он пошёл в 1980 году.

Взгляд извне: салон, опередивший время

-6

Заглядываю внутрь через стекло. Салон кардинально отличался от всего, что предлагал советский автопром. Панель приборов — светлая, «низкая», совершенно новая по дизайну. В центре — диковинка для того времени: электронные часы с календарём и секундомером.

Но главная фишка, которую вы и отметили, — это те самые пластиковые подголовники сидений. Они имеют решетчатую структуру, сделанную из материала, напоминающего пенопласт, но более прочного. Смотрятся они очень по-европейски. Сиденья обиты велюром, а спинки передних кресел имеют плавную регулировку — ещё одна инновация.

Дверные карты — нарядные, с качественной отделкой. Форточек в передних дверях нет — их убрали ради безопасности и современного вида. Руль — более изящный, с утопленной ступицей. В общем, салон действительно соответствовал званию «люкс».

Сердце чемпиона: загадка полутора литров

-7

А теперь о главном — о двигателе. Под капотом этого зелёного красавца скрывался знаменитый УЗАМ-412. Легендарный мотор объёмом ровно 1.5 литра. Четыре цилиндра, алюминиевые блок и головка блока цилиндров, восемь клапанов.

-8

На этой версии он развивал 75 лошадиных сил. Для улучшения характеристик на него устанавливали усовершенствованный карбюратор «Озон» и трамблер, сделанный по лицензии Bosch. Чтобы машина была динамичнее и экономичнее, инженеры применили иное передаточное число главной пары.

-9

Максимальная скорость заявлялась на уровне 142 км/ч. Этот двигатель был настоящей рабочей лошадкой — ремонтопригодной, достаточно мощной и с большим потенциалом для тюнинга. Он был настоящей гордостью завода.

Цена мечты и наследие

-10

Выпускался Москвич-2140 SL недолго, с 1980 по 1987 год. Всего было сделано около 170 тысяч экземпляров, и большая их часть ушла на экспорт под именем Moskvich 1500SL. Внутри страны эта машина была редкой и желанной.

Точной цены в открытых источниках нет, но можно предположить, что она была существенно выше, чем у стандартного «Москвича-2140». Это был автомобиль для номенклатуры или удачливых граждан, которые могли его «достать». На внешних рынках большого успеха он не снискал, но для СССР стал символом того, что мы тоже можем делать стильные и комфортные автомобили.

Послесловие

-11

Отхожу от машины и смотрю на неё со стороны. Этот зелёный «Москвич» — не просто экспонат. Это последний красивый жест уходящей эпохи заднеприводных автомобилей АЗЛК. Он был предвестником грядущих перемен и одновременно лебединой песней целой платформы.

-12

Он напоминает нам о времени, когда даже в условиях жёстких ограничений инженеры и дизайнеры пытались создать нечто особенное. Машину, которая вызывала бы не просто интерес, а настоящую гордость. И у них это получилось.