— Что ты здесь делаешь?! Не стоит на меня тратить время! Кто сказал тебе, что я нездорова??!!! Ох… Прошу, не навещай меня больше, не надо!
Вот такое «приветствие» вместо здравствуйте получила Светлана от свекрови.
Свекровь Светланы странная, весьма необычная, с собственными причудами, но в глубине души – человек с добрым сердцем.
Светлана помнила тот день, когда она впервые познакомилась с ней. Она вышла замуж за ее единственного сына, будучи совсем юной. Едва отметив восемнадцатилетие, верила, что любовь к ее сыну будет длиться вечно.
Свекровь приняла девушку с открытым сердцем, сразу обозначив единственное правило: в этом доме она главная хозяйка, а не Светлана.
Пожилая женщина взяла на себя готовку, мытье посуды и стирку. Все делала сама.
Когда родился внук, Светлану избавили от ежедневной стирки и глажки пеленок. Чистые стопки пеленок всегда ждали на столике.
Все начинания по оказанию помощи в домашних делах жестко пресекались. Светлане было не ловко.
Свекор, будучи человеком простым и прямолинейным, сразу же почувствовал неприязнь к жене его сына. И не старался это скрыть. Отсутствие участия в женских хлопотах вызывало его громкое недовольство, особенно в отсутствие свекрови.
Однажды он поручил Светлане задание. Свекровь осталась на даче, наказав ему приготовить щи.
Однако, за пять лет совместной жизни со свекровью кулинарные навыки Светланы практически сошли на нет. Задача по приготовлению щей из свежих овощей оказалась непосильной.
Тогда девушка обратилась за советом к своей маме, чтобы уточнить ингредиенты и порядок приготовления.
С важным видом девушка поинтересовалась у свекра, где находится мясо для бульона.
Он дал Светлане внушительный кусок свинины, который она сварила в огромной кастрюле в течение двух часов. Разделывать мясо она не стала (этому никто не учил), поэтому сразу же нарезала и добавила в бульон картофель, капусту, сладкий перец и морковь.
Запахи стояли восхитительные. Светлана вспомнила совет мамы - в самом конце приготовления добавить немного перца горошком и лавровый лист. Отыскала специи и добавила их в суп. Ах, какой аромат!
На следующий день, вернувшись с дачи, свекровь устроила грандиозный скандал своему мужу.
Впрочем, это было обычным делом, ведь угодить ей было практически нереально! Даже в условиях тотального дефицита, свекр умудрялся раздобыть деликатесы, но вместо благодарности выслушивал критику: икра не та, рыба не жирная, мясо не первой свежести, сыр пахучий, чай не из Индии и тому подобное…
Но в этот раз ее возмущение достигло предела.
— Какого лешего ты положил душистый перец в щи?! Кто теперь это будет есть?
— Ну, я ел, нормальный суп, чего ты так кричишь? - оправдывался ее муж.
— Неужели, ты не в курсе, что душистый перец совершенно не подходит для щей? Я просила тебя приготовить обычные щи, как всегда. Что ты натворил? Капуста нарезана слишком мелко, это совершенно недопустимо… Зачем ты измельчил морковь на терке? Ты ведь всегда резал ее брусочками! Вылей это, я приготовлю щи сама.
Светлана в тот момент находилась у себя в комнате и еле сдерживала смех. После этого Светлану и вовсе отстранили от готовки.
Спустя год Светлана и ее муж переехали из дома свекрови и начали жить отдельно. Именно тогда она и стала сама готовить и весьма успешно.
Свекровь оставалась рядом, оказывала всяческую поддержку и присматривала за внуком. Но, справедливости ради, стоит отметить, что она никогда не вмешивалась в дела на кухне Светы.
К сожалению, брак не выдержал испытаний. У мужа Светланы был тяжелый характер и, к тому же, он злоупотреблял алкоголем. После восьми лет совместной жизни Света просто ушла от него.
Бывшая свекровь отреагировала на ее выбор сдержанно и благородно. Она не прекратила поддерживать общение с внуком и даже оказывала материальную помощь, заменяя родного отца.
Светлана вышла второй раз замуж. Сын, повзрослев, покинул родительский дом и, казалось, забыл и об отце, и о бабушке.
Со временем свекровь потеряла мужа, который умер от злоупотребления алкоголем, а спустя несколько лет та же участь постигла и ее сына.
У нее не осталось других близких. Она осталась совсем одна.
Светлана не испытывала к ней жалости. Оставшись одна, свекровь экономила на всем, даже отключала холодильник и покупала самые тусклые лампочки, чтобы снизить расход электроэнергии. Сын Светланы пытался ей помочь, но она отказывалась, говоря, что ему не стоит тратить на нее свое время.
Как-то раз, перед тем как уехать в долгую рабочую поездку, сын Светланы упомянул, что у бабушки серьезные проблемы со зрением и слухом.
— Мам, она совсем перестала слышать. Просто не воспринимает мои слова. И читать уже не может – все расплывается перед глазами.
Это заявление задело Свету за живое, вызвав приступ сочувствия. Но она быстро подавила в себе это. Все осталось в прошлом, повторяла она себе.
Спустя два месяца сын Светланы опять позвонил и взволнованно попросил немедленно навестить бабушку. Перед отъездом он оставил ключи от ее квартиры на всякий случай.
— Что случилось? Почему так срочно нужно к ней идти? – в голосе сына Света почувствовала нотки раздражения. — У меня у самой пожилая мама требует постоянного внимания, а теперь мне еще и бывшую свекровь подкидывают!
— Мам, я не в курсе… Она позвонила мне и сказала, что ей очень-очень плохо… Она умирает, мам. А я далеко от нее! Соседи с ней не контактируют, и их номеров у меня нет. Сходи, пожалуйста, узнай!
В голове Светланы были одни осуждения и вопросы. Неужели нельзя было договориться с социальной службой? Но настойчивость сына придала ей сил и она схватив ключи, направилась к двери.
На звонок никто не отозвался. До этого она пыталась дозвониться на мобильный свекрови, но безуспешно.
Светлана сделав глубокий вдох, вставила ключ в замок и открыла дверь.
Перед ней предстал все тот же унылый коридор, который она увидела в первое посещение родителей первого мужа. Все те же старые обои и линолеум на полу. Те же ковры, выцветшие от времени и покрытые слоем пыли. В дверном проеме виднеется стенка, ее лакированная поверхность испещрена трещинами, а полки пусты. Весь хрусталь был продан сыном и мужем свекрови из-за нехватки денег на горячительные напитки.
Свекровь просто лежала в полутьме на старом диване, застеленном не первой свежести постельным бельем. На приветствие она никак не отреагировала. Лишь когда Светлана приблизилась, она вздрогнула и произнесла громким голосом:
— Кто вы такая?
Затем она внимательно посмотрела, узнала и ахнула.
— Это ты?… Но как ты узнала?
Судя по всему, у нее случился микроинсульт. Она не могла подняться – ее мучило сильное головокружение и головная боль. Света вызвала неотложку.
— Зачем ты это сделала? Я вполне могу справиться сама, не впервой ведь! Ну и что с того, если бы не получилось? Мне же было бы только лучше! Не желаю я так существовать! Ты видишь? У меня ничего не осталось! Совершенно ничего! Кому я нужна в таком состоянии? Никому!
Света возмутилась и пыталась ее переубедить, но свекровь, из-за проблем со слухом, не обращала на нее внимания.
Прибывшая медработница подтвердила худшие предположения. Она предложила госпитализацию.
Свекровь, поняв по моим губам суть разговора, начала громко причитать на весь дом. Она заладила о кошке, которая якобы погибнет без ее заботы.
— Вот назначение, приобретите лекарства, — произнесла врач. — А еще необходимо поставить капельницу. Сможете найти медсестру?
Света утвердительно кивнула головой.
— Тогда сделайте все в течение недели. Завтра пригласите врача на дом, после острых симптомов ей необходимо сходить к невропатологу. Когда ушла врач, Света села у постели свекрови и сказала вслух самой себе:
— И кто всем этим будет заниматься?
Она осознала, что не сможет просто так бросить бывшую свекровь в плохом самочувствии.
— Ну что, начнем лечение? — прокричала Света ей почти в самое ухо.
Она утвердительно закивала и прокричала в ответ:
— А зачем лечиться? Мне уже лучше стало! Иди, не трать на меня время!
Около десяти минут Светлана громко повторяла свекрови, что ей назначил врач. Потом уговаривала несговорчивую старушку в необходимости прохождения лечения. Но ее доводы оказались тщетны. Только голос сорвала.
Свекровь, не умолкая, жаловалась на свои несчастья: и здоровье подводит, и продукты закончились, и телевизор не работает, и зрение не позволяет читать.
— Я в аптеку! — громко сказала Света и вышла на улицу, чтобы приобрести необходимые медикаменты.
По дороге она связалась со знакомой, которая работала в больнице медсестрой, чтобы та поставила свекрови капельницу.
В течение недели Света навещала свою бывшую свекровь, тщательно контролируя выполнение всех назначенных процедур. Свекровь на удивление дисциплинированно принимала лекарства и следовала указаниям врачей.
Тем не менее, ее ворчание не прекратилось.
Света приобрела для нее недорогой телевизор и наушники, чтобы она могла наслаждаться любимыми фильмами. В благодарность она достала свои сбережения и компенсировала стоимость телевизора и сопутствующих товаров почти в двойном размере.
— Это я на похороны откладывала, — объяснила она. — Вот, держи! Здесь все мои деньги! Если что случится – возьмешь!
К бывшей свекрови Света наведывалась довольно часто – несколько раз в неделю. Приносила ей необходимые продукты и лекарства, старалась поддерживать порядок в доме. Свекровь завидев это, выхватывала из ее рук швабру.
— Я сама могу убрать!
Кошка Свекрови уже адаптировалась к посещениям Светы и перестала метить ее обувь. Тем не менее, "сюрпризы" она оставлять продолжала. Света безмолвно убирала за ней.
Мать Светы стала тоже часто разговаривать с ней по телефону. У них было полно тем для разговоров.
Сын Светланы пообещал после поездки навестить бабушку и уговорить на приход социального работника. В то время свекрови стало легче. Она активно ходила по магазинам и даже сама приобрела слуховой аппарат.
— Знаешь, я тут размышляла, — сказала свекровь Светлане. — Много ли мне потребуется на том свете? Крест установишь - и достаточно. А сейчас я хочу новую стиральную машину. Вот деньги.
— Хорошо, купим мы тебе стиралку и установим, — пообещала Света. — А когда сынок вернется, сделает в квартире ремонт. Обои совсем старые стали, отходят от стен и линолеум новый нужно постелить!