«Зажав в руке последний рубль, уйдём туда, уйдём туда, где нам нальют стакан иллюзий и бросят льда...» Это музыка не на каждый день, требующая вовлечённости. «Пикник» — для особого настроения. Лидера группы Эдмунда Шклярского порой величают мистиком, мудрецом и гением. Но за его фасадом из красивых поэтических оборотов могут скрываться и мрачные тайны...
- Доступна премиум-подписка! За символическую плату 199 рублей вы можете поддержать канал и получить доступ к эксклюзивному контенту.
«Пикник» удерживает за собой статус живых классиков во многом благодаря своей глубинной оригинальности, обособленности, ни на что не похожести. Сравнить их просто не с кем, заменить тоже никто не сможет, хотя претендентов много: заумные стихи и мрачные мелодии пишутся пачками.
Творчество группы вызывает полярные реакции. Для одних — это поэтические прозрения, до которых нужно дорасти, интеллектуальный рок, продолжающий традиции символистов, чуть ли не путешествие из мира материального в мир незримый. Для других — графомания и пафос, уход от реальности и вселенская тоска. А с некоторых пор — и тёмная философия вплоть до оккультизма.
Пирамиды, Всевидящее Око, малопонятные символы, знаки и намёки... Туманные тексты, в которых порой звучит тема обречённости и тщетности всего сущего. Странные декорации и причудливые, невиданные инструменты... Всё это настораживает впечатлительного зрителя/слушателя, способствуя появлению конспирологических теорий.
В случае «Пикника» отделить концептуальный замысел от художественного жеста не так-то просто. За многие годы группа выработала собственный визуальный, поэтический и музыкальный язык, который воздействует только в синтезе, его невозможно разъять на составляющие.
Эту вселенную по кирпичику уже более сорока лет выстраивает лидер группы Эдмунд Шклярский. Его своеобразная, нарочито монотонная манера пения может показаться заунывной, но она же оказывается формой своеобразного шаманизма, трансового погружения. «Я — пущенная стрела, и нет зла в моeм сердце, но кто-то должен будет упасть всe равно...»
Герой песен Шклярского — человек, неравнодушный к миру, но отрешённый от чувственных соблазнов, стремящийся постичь себя как вечную душу. Ключевая идея сквозит во многих текстах: изменить мир можно лишь личным примером, переключив сознание с материального на духовный уровень. Увидеть то, что скрыто. Почувствовать себя частью непостижимого целого.
Вселенная «Пикник» — не здесь и не сейчас. Она простирается за пределы слышимого, грубого и зримого, наводя мосты с символизмом и сюрреализмом. Игорь Северянин в 1915 году писал: «Весь я в чём-то норвежском! Весь я в чём-то испанском!» Спустя годы Эдмунд Шклярский признаётся: «Я почти итальянец» и «Будто я египтянин...»
В 1978 году из студенческого ансамбля «Орион» ленинградского Политехнического института сформировалась группа «Пикник». Шклярский — выпускник того же института и к тому времени член рок-клуба — пришёл в уже существовавший коллектив в 1981 году и быстро взял бразды правления в свои руки.
Дебютный альбом «Дым» (1982), записанный в легендарной студии Андрея Тропилло, ознаменовал рождение уникального стиля. С самого начала «Пикник» не стремились взывать к переменам, писать на злобу дня или что-нибудь бичевать, как делали многие их коллеги, но уводили за собой в мир сложных форм и таинственных созвучий.
Личность Эдмунда Шклярского определила характер и направление группы. Коренной ленинградец, внук знаменитого учёного, выходец из русско-польской семьи, он родился 26 сентября 1955 года, в юности получил инженерное образование. Но верх взяли гены мамы — преподавателя фортепиано в консерватории. Разве что академической музыке молодой Эдмунд предпочёл рок.
Не менее важной страстью Шклярского всегда была живопись: лидер группы много лет пишет картины в стиле сюрреализма и символизма, сам создаёт обложки альбомов. Его стиль неизменно узнаваем, а придуманные им персонажи становятся элементами мифологии группы.
Логотип «Пикника» в виде стилизованного человечка появился в 1990-е. Сам Шклярский, по его словам, просто следовал примеру западных команд с их символикой и выбрал подходящий вариант из нескольких, не придавая иллюстрации особого смысла. Но без домыслов и поисков скрытых смыслов всё равно не обошлось. Тут уж кому что примерещится...
Художественное видение во многом определило визуальную эстетику «Пикника». Театрализованные концерты-перформансы группы отличаются тщательно продуманными декорациями, костюмами и светом, где каждая деталь, будь то движущиеся фигуры, фантастические сюжеты или тёмные очки, работает на создание целостного образа. Это тот случай, когда концерт становится порталом в другое измерение со своими непостижимыми законами.
Феноменальное долголетие — ещё одна характерная черта группы. Мало кто из героев былых времён сумел преодолеть давление времени и обстоятельств в уме и здравии. Пройдя через все смены моды и исторические коллизии, «Пикник» к началу нового тысячелетия не только сохранился, но и выпустил целую серию хитов, добившись широкой медийной известности на третьем десятке карьеры.
Выстроенная Эдмундом Шклярским вселенная продолжает притягивать новых слушателей своей вневременной загадочностью. Многие из них родились сильно позже времён расцвета Ленинградского рок-клуба, но тоже чувствуют себя немного египтянами... Песни «Пикника» обещают нечто притягательное — доступ в реальность, спрятанную за тонким пологом рутины.
Спасибо за подписку, лайк и комментарий! Отдельная благодарность тем, кто присылает донаты. Ваша поддержка очень ценна!