Найти в Дзене

Бросил жену, детей и миллионы ради дикарок с Таити

Говорят, что талант это 1% вдохновения и 99% пота. А вот Поль Гоген, друзья мои, доказал, что гениальность это 50% таланта и 50% ежедневного общения с с красивыми девушками! Не верите? Тогда слушайте историю французского биржевика, который променял респектабельный костюм-тройку на набедренную повязку и стал одним из величайших художников в истории. Итак, знакомьтесь. Эжен Анри Поль Гоген. 1848 года рождения, город Париж, профессия биржевой брокер. По меркам своего времени настоящий успешный менеджер! Благодаря связям семейного друга Гюстава Арозы устроился посредником биржевого маклера и быстро пошел в гору. Деньги, статус, перспективы. В 1873 году женился на молодой датчанке Метте Софи Гад. Девица работала гувернанткой у самого премьер-министра Дании, так что невеста была что надо. За десять лет они нарожали пятерых детей. Гоген коллекционировал картины импрессионистов, жил в роскошных квартирах, вел светскую жизнь. Но вот незадача! По выходным наш герой баловался живописью. Сначала
Оглавление

Говорят, что талант это 1% вдохновения и 99% пота. А вот Поль Гоген, друзья мои, доказал, что гениальность это 50% таланта и 50% ежедневного общения с с красивыми девушками!

Не верите? Тогда слушайте историю французского биржевика, который променял респектабельный костюм-тройку на набедренную повязку и стал одним из величайших художников в истории.

Для иллюстрации
Для иллюстрации

«От Голдман Сакс до набедренной повязки»

Итак, знакомьтесь. Эжен Анри Поль Гоген. 1848 года рождения, город Париж, профессия биржевой брокер. По меркам своего времени настоящий успешный менеджер! Благодаря связям семейного друга Гюстава Арозы устроился посредником биржевого маклера и быстро пошел в гору. Деньги, статус, перспективы.

В 1873 году женился на молодой датчанке Метте Софи Гад. Девица работала гувернанткой у самого премьер-министра Дании, так что невеста была что надо. За десять лет они нарожали пятерых детей. Гоген коллекционировал картины импрессионистов, жил в роскошных квартирах, вел светскую жизнь.

Но вот незадача! По выходным наш герой баловался живописью. Сначала это было милое хобби богатого буржуа. Ну рисует человек для души, с кем не бывает! Жена даже умилялась, мол, какой у нее талантливый муж!

Однако чем дальше, тем больше Полю хотелось не просто мазюкать краской по воскресеньям, а стать настоящим художником. Выставляться, продавать картины, войти в историю искусств. Амбиции, понимаете, разыгрались.

И тут как раз подвернулся удобный момент. В 1882 году грянул биржевой кризис. Сделки срывались, доходы таяли. Гоген решил, что это знак свыше! Бросаю всю эту коммерцию и иду в художники!

Что тут началось! Метте была в глубоком недоумении. Как это так? Пять детей на руках, а муж решил "найти себя в искусстве"?!

«В один прекрасный день положение мое улучшится, я найду женщину, которая в отношениях со мной будет отнюдь не матерью», - писал разочарованный Гоген жене.

А жена отвечала примерно так:

«Поль, ты окончательно спятил! Какой из тебя художник? Возвращайся на биржу, пока не поздно!»

Но было уже поздно. К 1884 году семья оказалась на грани банкротства. Пришлось продать коллекцию картин, переехать в Данию к родне жены. Гоген пытался торговать брезентом, но ничего не получалось. Руки у него были не для торговли, а для кисти!

В 1885 году брак окончательно развалился. Метте осталась с четырьмя детьми в Копенгагене, а Гоген уехал в Париж с одним сыном.

Коллеги художники крутили пальцем у виска:

«Этот человек сам назначил себя гением и повернул дело так, что нам, его друзьям, приходится ему подпевать... И за каким дьяволом он таскается в Панаму, на Мартинику и Таити?»

А Поль уже составлял планы. Ему нужно было место, где можно жить дешево и рисовать в свое удовольствение. И желательно, чтобы там водились экзотические красотки. Для вдохновения, разумеется!

Гоген
Гоген

«Таитянская академия художеств и романтики»

В апреле 1891 года 43-летний Гоген сел на корабль и отчалил в сторону Таити. Денег на поездку наскреб, продав свои картины на аукционе. Почти десять тысяч франков собрал! По тем временам неплохие деньги.

Прощаясь с Парижем, он оставил там беременную возлюбленную Жюльетту Юэ. Ну а что, нельзя же художнику обременять себя лишними обязательствами!

«Моя дорогая Метте, знаю, насколько тяжелы для тебя эти дни, но зато будущее обеспечено. Уверяю, через три года я выиграю битву, и это позволит нам с тобой жить, не зная лишений», - писал он жене перед отъездом.

Три года... Молодец, Поль! Оптимист!

Добравшись до Таити, художник сначала расстроился. Вместо диких джунглей и экзотических островитянок он увидел вполне цивилизованный французский городок Папеэте. Чиновники во фраках, дамы в корсетах, скучные европейские здания.

«Это была Европа, от которой я уехал, только еще хуже, с колониальным снобизмом!» - возмущался разочарованный дауншифтер.

Но Гоген не был бы Гогеном, если бы сдался! Он отправился в глухую провинцию, "снял" хижину на берегу океана и начал осваивать местные обычаи. А главное среди этих обычаев было заведение себе молоденькой "вахине", то есть временной жены по местным понятиям.

И тут произошла судьбоносная встреча! Через полгода после приезда художник познакомился с Техааманой.

Французские колонисты в те времена сплошь и рядом брали себе местных островитянок в "временные жены". По местным обычаям такие браки заключались семьей невесты ради статуса или финансовой выгоды, и девушки могли вернуться домой в любое время.

Техаамана стала его музой, моделью и, как бы это деликатнее выразиться, источником творческой энергии. Художник открыл для себя удивительную закономерность: чем активнее его личная жизнь, тем лучше получались картины!

«Неподвижная, лежащая на кровати лицом вниз, она смотрела на меня расширенными от страха глазами», - писал он в своей книге "Ноа Ноа" об одной из ночей с Теха'аманой.

Некоторые исследователи считают, что Гоген специально представил себя в качестве причины страха девушки. Мол, нравился ему образ грозного белого демона! Ну что сказать... У каждого свои творческие фантазии.

За два года на Таити художник написал целых 80 полотен! Невиданная продуктивность! А вы говорите, что романтические отношения мешают творчеству...

Но денежки кончались, а картины никто покупать не хотел. В 1893 году пришлось возвращаться во Францию. Техаамана к тому времени уже ожидала ребенка, но по местным обычаям "брак" можно было расторгнуть в любой момент. Что художник и сделал.

Во Франции организовал выставку своих таитянских работ. Критики плевались: грубо, примитивно, безвкусно! Европейцы еще не доросли до понимания гения.

Через два года, в 1895-м, Гоген вернулся на Таити. А что ему оставалось делать? Во Франции его не понимали, денег не было, Техаамана тем временем вышла замуж за местного парня и нарожала ему детей. Пришлось искать новую "музу".

Ею стала Пауура, также молоденькая островитянка. Свежая кровь для творчества! У неё вскоре родился сын Эмиль. Правда, участия в воспитании отец не принимал. Ну какой из художника семьянин?

-3

«Расплата за рай: тропические болезни вместо Нобелевской премии»

К середине 1890-х годов "творческая методология" Гогена начала давать побочные эффекты. Венерические заболевания, друзья мои! Причем подхватил он их еще до отъезда на Таити, а там болячки расцвели пышным цветом.

К этому добавились экзема, болезни сердца, незаживающие язвы на ногах. А главное - пришла нищета! В 1896 году, попав в больницу, он значился в списке пациентов как "неимущий".

Деньги закончились полностью. Гоген не умел ни охотиться, ни ловить рыбу, ни заниматься сельским хозяйством. Он был художник, а не фермер. Приходилось просить подачки у колониальной администрации.

И тут еще свалилась страшная новость. В 1897 году пришло известие из Европы, что скончалась его любимая дочь Алина. От пневмонии, в Копенгагене. Удар был сокрушительным.

Гоген впал в глубокую депрессию. Боли от болезней заглушал обезболивающими, а отношения с местными властями испортились окончательно. Католические миссионеры считали его развратником и тлетворным влиянием на молодых островитянок.

В декабре 1897 года художник решился на отчаянный шаг. Он написал свое художественное завещание - огромное, почти четырехметровое полотно "Откуда мы пришли? Кто мы? Куда мы идем?" А потом поднялся в горы и принял яд.

Но уйти из жизни у него не получилось! Его просто вырвало, что и спасло жизнь. Видно, еще не все музы были освоены...

В 1901 году Гоген перебрался на Маркизские острова, подальше от цивилизации. Там было еще дешевле жить, да и власти меньше доставали. Продолжал писать, несмотря на боли и зависимость.

8 мая 1903 года сердце 54-летнего художника не выдержало. Умер в полном одиночестве, без гроша в кармане. Местные власти даже не знали, что с ним делать.

-4

«Что нам то с этого, друзья мои?»

И что же мы имеем в итоге? Французский биржевик бросил жену с пятью детьми, растратил состояние, подхватил тропические болезни, жил с местными островитянками и стал величайшим художником своей эпохи! Его картины сейчас висят в Лувре и Эрмитаже, а в 2015 году полотно "Когда свадьба?" ушло с молотка за рекордные 300 миллионов долларов!

Триста миллионов, друзья мои! За картину умершего в нищете художника!

А что говорили современники?

Жена называла его "скорее отцом, чем мужем" и умоляла вернуться к нормальной работе. Коллеги крутили пальцем у виска: зачем ему эти экзотические вояжи? Критики плевались, мол, грубо, примитивно, безвкусно!

А теперь эти же "грубые и примитивные" мазки изучают в художественных вузах, по ним пишут диссертации, их называют "революцией в живописи" и "прорывом к новому искусству".

Молодец, Поль! Все-таки добился своего. Правда, сам до триумфа не дожил.

Но зато теперь его имя знает весь мир! А картины продаются за сотни миллионов. Вот это я понимаю - отложенный успех!

Так что, современные офисные работнички, думаете бросить все и уехать на Бали искать вдохновение? Дерзайте! Главное помните, что Гогену потребовалось всего десять лет, чтобы из успешного трейдера превратиться в гениального маргинала. А посмертная слава - это уже бонус.

Правда, насчет экзотических романов в наше время могут возникнуть серьезные юридические вопросы... Да и тропические болезни нынче лечатся. Но принцип ясен, хочешь стать гением? Не слушай никого, делай что хочешь, и, глядишь, через сто лет тебя тоже назовут классиком!

Вот только умирать в нищете от болезней как-то не очень привлекательно. Но это уже детали, как говорится!