Найти в Дзене
След Волка

Степан Мамай

Надеясь отыскать следы Степана с семейством в окрестностях Новоселицы, стал я разыскивать «Исповедную роспись церквей Старокодацкой наместнии за 1769 г.» (ЦГИАК Украины. Фонд 990. Переяславско-Бориспольская духовная консистория. Опись 1. Дело 734.). В ходе рысканий по интернету на одном из литературных ресурсов[1] наткнулся на упоминание этого документа. Из прочитанного стало ясно, что автор, Ольга Ивановна Щикальцова, располагает им. Нашёл её в «Одноклассниках», к сожалению, профиль был закрытым, пришлось навязываться в друзья. К моему изумлению, «дружбу» не отклонили и 5 декабря 2024 года у меня появился новый друг, да ещё какой[2]! После того, как новый друг малость «прощупала» меня, интересующая генеалогическая информация полилась как из рога изобилия и, что самое не характерное нынешним временам – безвозмездно. Впрочем, не совсем – моим благодарности и изумлению не было предела! Какая бездна между людьми, казалось бы, занимающимися одним делом – генеалогией! Но одни это делают для

Надеясь отыскать следы Степана с семейством в окрестностях Новоселицы, стал я разыскивать «Исповедную роспись церквей Старокодацкой наместнии за 1769 г.» (ЦГИАК Украины. Фонд 990. Переяславско-Бориспольская духовная консистория. Опись 1. Дело 734.).

В ходе рысканий по интернету на одном из литературных ресурсов[1] наткнулся на упоминание этого документа. Из прочитанного стало ясно, что автор, Ольга Ивановна Щикальцова, располагает им. Нашёл её в «Одноклассниках», к сожалению, профиль был закрытым, пришлось навязываться в друзья. К моему изумлению, «дружбу» не отклонили и 5 декабря 2024 года у меня появился новый друг, да ещё какой[2]!

После того, как новый друг малость «прощупала» меня, интересующая генеалогическая информация полилась как из рога изобилия и, что самое не характерное нынешним временам – безвозмездно. Впрочем, не совсем – моим благодарности и изумлению не было предела! Какая бездна между людьми, казалось бы, занимающимися одним делом – генеалогией! Но одни это делают для своей бессмертной души, другие – сшибают копейки, эксплуатируя «любовь к отеческим гробам» …

Отыскать Мамаёв в Исповедной росписи церквей Старокодацкой наместнии за 1769 г. (ЦГИАК Украины. Фонд 990. Переяславско-Бориспольская духовная консистория. Опись 1. Дело 734.), которой поделилась Ольга Ивановна, к сожалению, не удалось. Не оказалось их и в более ранних документах – Исповедной росписи церквей Старокодацкой наместнии за 1766 г., которые недавно разыскал и поделился со мной Лежнев С. И. (ЦГИАК. Фонд 127. Киевская духовная консистория. Опись 1017. Дело 9.). Видимо прав был Григорий Кремянский, утверждавший, что число постоянных жителей и прихожан Самарчицкой церкви превосходило официальные статистические данные почти в 9 раз[3]. И снова, как четверть века спустя, уже на Кубани[4], наш Степан «избегает» исповедных росписей…

Ольга Ивановна сообщила, что, занимаясь генеалогией своего рода, историей родной станицы Челбасской, в которой тоже проживают Мамаи, выходцы из Староджерелиевской, в переписи Печенежской сотни Изюмского полка 1732 года ей встретились Мамаи, одного из которых звали Степан. В ту пору ему было 13 лет.

Был ли то наш Степан? Неясно. Полагаю, наш лет на десять-двадцать моложе. В 1796 г., как мы помним, у него родилась дочь. Вновь стать родителем в 77 лет – по силам не каждому[5]. Тем не менее присмотримся и к этим Мамаям.

«Местечко Печенеги, в 23 верстах от Чугуева, при горе Бубон, на берегу Донца, самым именем своим указывает на то, что здесь некогда кочевали печенеги.

Когда нынешняя Харьковская губерния стала населяться выходцами из-­за Днепра, местечко Печенеги было из первых, где основались черкасы. Близость укреплённого Чугуева обнадёживала до некоторой степени в спокойствии Печенежских поселенцев, и в этой надежде они подчинились на первый раз покровительству Чугуевского воеводы, с удержанием своего казацкого управления. До нас дошла царская грамота 1654 года, которою партии 45 семей черкасских дозволено поселиться в Печенегах, но в которой вместе сказано, что новые переселенцы займут места в Печенегах вместе с «прежними выезжими Черкасами», и другая грамота 1646 года, присланная также на имя Чугуевского воеводы, которая, по всей вероятности, относится к самым первым поселенцам Печенегов.

«От Царя и Великого Князя Алексея Михайловича всея Великой и Малой и Белой России Самодержца на Чугуево Фёдору Владимировичу Пушкину. В нынешнем в 162 (1654) году мая 6 писал еси к нам, что пришли на Чугуево из Литовской стороны Черкасы – Ивашко, Фёдоров сын, Волошенин с товарищами 45 человек, с жёнами и детьми, на вечное житьё. И те Черкасы на Чугуеве кресту приведены, и били нам челом нововъезжие Черкасы, Ивашко Волошенин с товарищами, чтобы им быти на Чугуеве с Чугуевскими Черкасами на вечное житьё и велети бы их устроити в Чугуевском уезде на Печенежском Катковском поле с их братьею с прежними выезжими Черкасами. И из тех Черкас прислан к Москве в челобитчиках Ивашко Фёдоров. И мы тех Черкас, Ивашку Волошенинова с товарищами, для их иноземства и новой селитьбы, пожаловали, велели им дати нашего денежного жалованья на дворовое строенье, семьянитым по пяти рублей человеку, а которые не большею семьёю, сам друг или сам третий, и тем по четыре рубля человеку... Черкас пересмотреть всех на лицо... По их челобитью велели устроить на вечное житьё в Чугуевском уезде на Донце на Печенежском Катковском поле. И они бы, Черкасы, видя к себе нашу Царскую милость и помня крестное целованье, нам Великому Государю служили, от Крымских и от Нагайских и от Литовских воинских людей наши Украйны оберегали б и к службе были готовы, и в приход воинских людей с ними билися и в указных местах на вечное житьё строились… Писано на Москве лета 7162 (1654) мая 20».

Другая грамота, от 23 ноября 1646 года, к Чугуевскому воеводе князю Якову Петровичу Волхонскому такова:

«Писал еси к нам ноября 10: пришли в Чугуево на наше имя на вечное житьё из Литовского городка из Опошнина Федотко Левонов с товарищами 205 человек, а в распросе сказали: пошли они из Литовской стороны от гонения папежан, да и многие белорусцы от гоненья хотят идти на наше Царское имя на вечное житьё. И ты тем Черкасам велел на Чугуев до нашего указу из нашей казны дать по 4 деньги на день человеку. А жёны и дети у тех Черкас Федотки с товарищами есть ли? И ныне с ними ли на Чугуеве, или в литовской стороне? Того в отписке твоей нет. И ты делаешь не гораздо, – пишешь о Черкасах не имянно. А по нашему указу велено принимать в нашу сторону переезжих Литовских людей семянистых и прожиточных, а худых и одиноких в нашу сторону принимать не велено. А о Черкасах к тебе нашего указу, что принимать их в нашу сторону, не посылано и принимать их не довелось, что прежде сего от них ссоры бывали. И как к тебе ся наша грамота придёт и ты б Черкас, Федотку Ливонова с товарищами, распросил: жёны у них есть ли и ныне с ними ли на Чугуеве? и много ли у кого детей и в сколько лет которые дети? и что у кого какая животина? или жёны их и дети остались в Литовской стороне и чают ли они их за собою вскоре на Чугуево быти? О том бы еси о всём отписал к нам подлинно. А Черкас, Федотку Левонова с товарищами, и у кого ныне жёны и дети со всеми животинами, дав им подводы и кормец в дорогу, прислать к нам в Москву, с кем пригоже. А впредь которые люди Литовские и Черкасы учнут приходити на Чугуево, на наше имя на житьё: и ты б принимал их с рассмотрением и распрося, Шляхтичей добрых и торговых людей, семянистых и прожиточных и от которых измены не чают; а Черкас худых и одиноких людей принимать не велеть и отсылать их в Литовскую сторону со всем в целе. Писано на Москве лета 7155 ноября 30 дня».

Хотя в этой грамоте не говорится, что эти черкасы желают поселиться или остановились в Печенегах: но, а) грамота 1654 года говорит, что прежде 1654 года черкасы уже жили в Печенегах, б) по бумагам нельзя указать в Чугуевском уезде мест, где бы поселились черкасы 1647 года, кроме Печенегов или Валок.[6]

По переписи 1732 года, в Печенегах старшины 24 человека, казаков 573, подпомощников 1551, шинкарей и работников 205; в хуторе сотника Елисея Зарудного подданых 16, а всего 2403 душ муж.

В этой переписи написаны – сотники: Федосий Петров Лобширинов и Андрей Сеховский, подпрапорные: Василий Иванов Зарудный, Фома Никонов Щербина, (у него дети Степан 30, Василий 20, Яков 15; у Степана сын Кирилл 12 лет), Лукьян Никонов Николенко, Андрей Иванов Белокопытов, Пётр Павлов Щербина (у него дети Василий 17, Павел 15 лет).

Здесь же показаны братский шинк и другой братский шинк. Это даёт видеть, что у Печенежских черкасов были два братства, заботившихся о благосостоянии храмов.

В 1785 году было в Печенегах 3299 душ муж., 3600 жен. Кроме торгов по понедельникам и пятницам бывали 4 ярмарки в году, продолжавшиеся по 4 дня: именно – в день Вознесения Господня, в день Преображения Господня, 28 октября в день Св. Параскевы и в четверг на всеедной неделе; – так бывает и ныне»[7].

Из другого источника: «На правом берегу Сев. Донца в Волчанском уезде расположена многолюдная волостная слобода Волчанского уезда Ново-Белгород (она же Печенеги). Как свидетельствует само название слободы, здесь когда-то было печенешское кочевье, но сколько-нибудь достоверных сведений о слободе мы не имеем до 1654 года, когда здесь, «на Печенежском Котковском поле» были поселены 45 человек черкас с жёнами и детьми, пришедшие в Чугуев из литовской стороны под предводительством Ив. Фёд. Волошенина; по личной просьбе Волошенина, новоприхожим черкасам было положено от государя жалованье, за что они обязывались защищать украину от крымцев, ногайцев и литовских людей. В настоящее время жителей в Ново-Белгороде около 8 тыс. человек. В слободе 3 приходских церкви, школа, больница, центральная тюрьма, много лавок, базары два раза в неделю и 5 ярморок»[8].

Обратимся же непосредственно к архивным документам.

«1732-го году декабря 6-го дня при переписи малоросиан Изюмского полку местечка Печенег управляющей за сотника подпрапорной Василей Иванов сын Зарудной скозал вправду сколко ныне в сотни ево в местечке Печенегах и в селе Кицовки имеетца козаков и их подпомощиков оныя по наезду во оное местечко и село лейб гвардии Семеновского полку господина подпорутчика Остафьева переписаны все и которые ис того местечка и села в отлучках оные писаны все подворной без утайки и окроме того что потому наезду явилось никого во укрывательстве во утайке и в прописке во время означенной ево господина лейб гвардии подпорутчика переписи не имеетца также в том местечке и селе беглых драгун салдат матрозов и ничьих людей и крестьян и никаких пришлых великоросийского народа людей нет, а ежели после сей переписи которые малоросияне в то местечко и село прибудут вновь или и прежния кои вышли возвратятца о тех мне подпрапорному объявлять в Белогородцкой губернии губернатору на всякой год в сентябре месяце и о том я подпрапорной публикованной указ принел, а ежели о том на означенной срок не объявлю також ежели я скозал что ложно или при той переписи поселённых козаков и их подпомощиков ково скрыл и о протчем как о том писано выше сего утаил, а после о том чрез кого изобличен буду, и за то указала б Ея Императорское Величество учинить мне подпрапорному смертную казнь без всякия пощады.

К сей сказки Изюмского полку подпрапорной и в Печенеге сотничую должность отправляющий Василий Зарудний руку приложил»[9].

[1] https://proza.ru/2021/01/05/1995

[2] Я бы пошёл с ней в разведку.

[3] См. с. 423.

[4] См. с. 387.

[5] Хотя история знает и не такие примеры. Девятиждыпрадед (по отцу) автора, Автомон Макаров сын Глотов, проживший более 106 лет, стал отцом в возрасте 80.

[6] Историко-статистическое описание Харьковской епархии, Филарет. Чугуевские округи военного поселения, Уезды – Змиевской и Волчанский. – Харьков: в Университетской типографии, 1857. IV. Стб. 97–101.

[7] Там же. Стб. 113-114.

[8] Россия. Полное географическое описание нашего Отечества: настольная и дорожная книга для русских людей. Т. 7: Малороссия/под ред. В. П. Семенова-Тян-Шанского и под общ. рук. П. П. Семенова-Тян-Шанского и В. И. Ламанского; [предисл. В. Семенова]. - СПб.: А. Ф. Девриен, 1903. С. 253.

[9] ЦГИАК. Ф. 1722. Оп. 1. Д. 57. Л. 690.

ЦГИАК. Ф. 1722. Оп. 1. Д. 57. Л. 690.
ЦГИАК. Ф. 1722. Оп. 1. Д. 57. Л. 690.
ЦГИАК. Ф. 1722. Оп. 1. Д. 57. Л. 598.
ЦГИАК. Ф. 1722. Оп. 1. Д. 57. Л. 598.
ЦГИАК. Ф. 1722. Оп. 1. Д. 57. Л. 625.
ЦГИАК. Ф. 1722. Оп. 1. Д. 57. Л. 625.
ЦГИАК. Ф. 1722. Оп. 1. Д. 57. Л. 669 об.
ЦГИАК. Ф. 1722. Оп. 1. Д. 57. Л. 669 об.
ЦГИАК. Ф. 1722. Оп. 1. Д. 57. Л. 689 об.
ЦГИАК. Ф. 1722. Оп. 1. Д. 57. Л. 689 об.

«Печенежской сотни.

Местечка Печенег.

Во дворе сотник Федосей Петров сын Плобшеринов 45, у него наемныя работники Яков Кондратьев сын Минайла 45, Самойла Яковлев сын Сердемя 60, Дмитрей Ильин сын Ильяш, Иван Данилов сын Данко 15, Иван Григорьев сын Перженко 70, Пётр Петров сын Булба 50, Павел Лаврентьев сын Стожек 5, Лукьян Семенов сын Билик 30, Афонасей Семенов сын Поволись 28 лет. Итого 10 душ.

Во дворе сотник Андрей Степанов сын Снисавский 50, у него дети Михайла 20, Иван 18, Раман 17, Фёдор 9, работники[1]…

Козацкие подпомощики[2].

Во дворе Влас Фомин сын Коваль 40, у него сын Алексей 7, у него ж роботники Павел Данилов сын Коротенко 22, Иван Богданов сын Масляков 25. В другой избе брат родной Степан 30, у него работник Гераси Павлов сын Павленко 23 лет. Итого 6 душ.

Во дворе Степан Григорьев сын Богун 60, у него дети Тихон 35, Иван 3, Григорей 2, у него ж племянник Роман 15 Алексеев сын Согуненков. Итого 4 души.

Во дворе Яков Григорьев сын Комнатный 50, у него дети Иван 10, Фёдор 7. В другой избе Никита Филипов сын Емченко 40, у него сын Трофим 3, у него ж брат родной Павел 9 лет. Итого 6 душ[3].

Во дворе Калина Григорьев сын Василенко 48, у него дети Андрей 10, Степан году. Итого 3 души.

Во дворе Иван Богданов сын Коваленко 32 лет.

Во дворе Мартын Калинин сын Мамой 33, у него дети Степан 13, Иван 6, Афонасей 5, Пётр 3 лет. Итого 5 душ.

Во дворе Пётр Иванов сын Бербенко 40, у него дети Василей 15, Григорей 12, Влас 8, Иван 4, Матвей 3 лет. Итого 6 душ.

Во дворе Василей Захаров сын Швец 40, у него сын Григорей году. Итого 2 души»[4].

В более поздних документах, ревизиях 1782 г., 1811 г. (ГАХО. Ф. 31. Оп. 141. Д. 35. Л. 204-204 об.; ГАХО. Ф. 31. Оп.141. Д.129. Л. 186 об.), в Печенегах Степана Мамая не обнаружено, лишь Афанасий Мартынов сын Мамай с семейством.

[1] ЦГИАК. Ф. 1722. Оп. 1. Д. 57. Л. 598.

[2] Подпомощник и подпомощик – в казацких полках на юге России малоимущий казак, помогавший нести службу выборным казацким чинам.

[3] ЦГИАК. Ф. 1722. Оп. 1. Д. 57. Л. 625.

[4] Там же. Л. 669 об.

-6
-7

10 декабря 2024 года дочь Ирина на одном генеалогическом сайте[1] нашла ещё одного Степана Мамая.

Метрическая книга за 1794 год[2] сообщала, что 5 марта преставилась одного года от роду младеница Анна жителя Устивицы Степана Мамая.

Что ж, займемся Устивицей.

«Наконец к юго-западу от станции (Сорочинцы), уже на правом берегу р. Псла и речки Овнянки (Волвянки) лежит волостное местечко Устивица, известное с XVII века. В ХVIII столетии оно принадлежало Миргородскому полку. В настоящее время здесь свыше 5,5 тысяч жителей, две православных церкви, еврейский молитвенный дом, базар и 4 ярмарки. В большом овраге по реке Пслу, перед местечком Устивицей проф. Гуров открыл горшечные глины и каолиновый песчаник. "Горшечная глина, залегающая здесь в ярусе белых песков, под песчаником, – замечает этот исследователь, – голубого цвета, настоящая лепная (пластичная), весьма нежная на ощупь, без примеси крупных кварцевых зёрен и извести (не вскипает от соляной кислоты). Толщина слоя достигает 1,20 метра. Каолиновый песчаник состоит из кварцевых зёрен и обильного каолинового цемента; он не вскипает от кислот и не содержит водной окиси железа. Каолинового вещества дал этот песчаник, по механическому анализу, 26%"»[3].

«Устивицкая сотня сформировалась осенью 1648 года как войсково-территориальный отдел Миргородского полка. Как административная единица закреплена Зборовским миром и «Реестром» 1649 года в количестве 131 козака. В присяжных списках 1654 года данные про сотню отсутствуют. Полагают, что тогда сотенный центр находился в Жигимонтове и сотня называлась Жигимонтовская. Непродолжительное время, с 1661 по 1663 гг., пребывала в составе Кременчугского полка. Далее, с 1663 по 1782 гг. сотня находилась в составе Миргородского полка. С 1782 года территория разделена между Миргородским и Хорольским поветами Киевского наместничества. Сотенный центр: местечко Устивица, сегодня – село Устивица Великобагачанского района Полтавской области.

Сотники: Хмель Василь (1649). Майдан Иван (1672). Лукьяненко Иван (1676–1682). Стефанович Григорий (1694). Барло Тимофей Якубович (1712-1713, 1731). Ивашинский Фёдор (1719). Власенко Андрей (1721). Ярослав Иван (1722). Тимошенко Максим (1722; 1725). Короленко Василь Петрович (1729–1735). Улезько Андрей (1730). Тимошенко Василь (1737). Ламан Дмитро (1739–1744). Любченко Макар (1741). Каракаш Кирило (1749–1760). Карась Остап (1772). Домбровский Михайло (1779). Гришко Аврам (1780)»[4].

Сведения о жителях Устивицы черпанём, в который уже раз, из Всероссийского Генеалогического Древа[5].

«Роспись наместничеста Киевского Епархии Киевской Протопопии Миргородской уезда Миргородского местечка Устивицы церквы Усперния Богоматери священников Антона Онуфриева сына Цыбулского и Якова Павлова сына Павловского обретающимся при оной церкви в приходе нижеявленых чинов людем со изъявлением против косгождо имени о бытии их в святую четыредесятницу у исповеди и святых таин причастия и кто исповедался токмо а не причастился ни тож не исповедывался. Учинена 1786 году»[6].

[1] https://www.familysearch.org/ark:/61903/1:1:6X7R-P6KJ?lang=ru

[2] ЦГИАК. Ф. 127. Оп. 1014. Д. 133. Л. 212.

[3] Россия. Полное географическое описание нашего Отечества: настольная и дорожная книга для русских людей. Т. 7: Малороссия /под ред. В. П. Семенова-Тян-Шанского и под общ. рук. П. П. Семёнова-Тян-Шанского и В. И. Ламанского; [предисл. В. Семенова]. - СПб.: А. Ф. Девриен, 1903. С. 389-390.

[4] Заруба В. М. Адміністративно-територіальний устрій та адміністрація Війська Запорозького у 1648–1782 pp. / Рецензенти: Негодченко О. В., Швидько Г. К. Дніпропетровський державний університет внутрішніх справ, Кафедра українознавства. – Д.: ПП "Ліра ЛТД”, 2007. С. 212.

[5] https://forum.vgd.ru/post/8615/Ustivitsa_svish/p5037766.

[6] ЦГИАК. Ф. 127. Оп. 1016. Д. 78. Л. 910.

ЦГИАК. Ф. 127. Оп. 1016. Д. 78. Л. 910.
ЦГИАК. Ф. 127. Оп. 1016. Д. 78. Л. 910.

«Двор № 212. Военные и их домашние:

Хата № 372. Вдова Матрона Дамианова дочь Мамайка, 74 лет от роду. Сын ея Симеон Дамианов Мамаенко 43 лет; жена его Иустина Афанасиева дочь 42 лет; дети их: Лазарь 14 лет, Мелания 13, Стефан 12, Евдокия 11, Гавриил 6.

Хата № 373. Вдова Агафия Тимофеева дочь Мамайка 35 лет от роду. Дети ея: Елизавета 14 лет; Григорий 11 лет и Сергей 9 Кодратовы; Анна 8 лет»[1].

[1] ЦГИАК. Ф. 127. Оп. 1016. Д. 78. Л. 946 об.

 ЦГИАК. Ф. 127. Оп. 1016. Д. 78. Л. 946 об.
ЦГИАК. Ф. 127. Оп. 1016. Д. 78. Л. 946 об.

Выходит, этот Степан Мамай Симеонов сын 1774 года рождения. Значит не наш, у нашего об эту пору были уже три сына: Дмитро, Михайло и Кирило и русско-турецкая война за плечами.

И не важно, что мы пока не установили, из какого именно места Полтавщины (то, что там прародина – не вызывает сомнений) вышли наши Мамаи. Важно другое – на вопрос:

– Откуда ты, козак Мамай? Пугу, пугу!

Можно с полной уверенностью ответить:

– Козак з лугу![1]

«Так вот Сечь! Вот то гнездо, откуда вылетают все те гордые и крепкие, как львы! Вот откуда разливается воля и Козачество на всю Украину!»[2]

[1] Устное повествование бывшего запорожца, жителя Екатеринославской губернии и уезда, селения Михайловки, Никиты Леонтьевича Коржа / [предисловие: Гавриил, А.Х. и Т.]. – Одесса: Городская типография, 1842. С. 30.

[2] Гоголь Н. В. Миргород. СПб. Наука. 2013. С. 39.

Степан Мамай.
Степан Мамай.

А Вы исследовали свою семейную историю? Поделитесь в комментариях, нашли
ли Вы интересные факты о предках, или задайте вопросы — я помогу
разобраться! Подписывайтесь, чтобы не пропустить новые статьи о
генеалогии и секретах родословной. Поддержите автора лайком или
небольшой подпиской на канал — это помогает создавать больше полезного
контента!

#Генеалогия
#Родословная #СемейнаяИстория #ПоискПредков #СемейноеДрево #Архивы
#История #ИсторияРоссии #Геральдика #ДНКТест #Наследие #СемейныеТрадиции
#АрхивныеДокументы #Интересное #Образование