Найти в Дзене
Автодрайв

Volvo 960: Последний аристократ шведского автопрома

Введение
В мире автомобилей есть яркие революционеры, а есть тихие аристократы, подводящие черту под целой эпохой. Volvo 960 — именно такой автомобиль. Он появился в начале 90-х, когда Volvo стояла на перепутье: сохранять верность проверенным временем канонам или смело шагать в будущее. Эта модель стала лебединой песней знаменитой заднеприводной платформы, вобрав в себя всю мудрость инженеров и став самым роскошным и технологичным седаном в линейке. Для многих до сих пор 960 — это эталон сдержанного шведского шика, автомобиль, в котором комфорт и безопасность важнее броских внешних эффектов. Его история, хоть и недолгая, навсегда вписана в летопись марки. Эволюция флагмана: как рождался последний король
Чтобы понять суть Volvo 960, нужно вспомнить его предшественника — угловатый и неубиваемый Volvo 740. Если 740 был надежным работягой в добротном костюме, то 960 задумывался как его утонченный и образованный наследник. Конструкторы не стали изобретать велосипед с нуля, а взяли за осн

Введение
В мире автомобилей есть яркие революционеры, а есть тихие аристократы, подводящие черту под целой эпохой. Volvo 960 — именно такой автомобиль. Он появился в начале 90-х, когда Volvo стояла на перепутье: сохранять верность проверенным временем канонам или смело шагать в будущее. Эта модель стала лебединой песней знаменитой заднеприводной платформы, вобрав в себя всю мудрость инженеров и став самым роскошным и технологичным седаном в линейке. Для многих до сих пор 960 — это эталон сдержанного шведского шика, автомобиль, в котором комфорт и безопасность важнее броских внешних эффектов. Его история, хоть и недолгая, навсегда вписана в летопись марки.

Эволюция флагмана: как рождался последний король

-2


Чтобы понять суть Volvo 960, нужно вспомнить его предшественника — угловатый и неубиваемый Volvo 740. Если 740 был надежным работягой в добротном костюме, то 960 задумывался как его утонченный и образованный наследник. Конструкторы не стали изобретать велосипед с нуля, а взяли за основу проверенную платформу, но основательно ее доработали. Кузов стал жестче, линии — плавнее, а вместо угловатых фар появились обтекаемые блок-фары. Машина визуально стала выглядеть дороже и солиднее, не теряя при этом фирменной скандинавской стойкости.

-3

Главным сюрпризом стал под капотом. Вместо привычных четырех- и пятицилиндровых моторов инженеры представили новый рядный шестицилиндровый двигатель объемом 3.0 литра. Это был не просто больший объем. Это был сложный 24-клапанный агрегат с двумя распредвалами, который выдавал 204 лошадиные силы. Его работа разительно отличалась: он не рычал, а пел баритон, разгоняя тяжелый седан плавно и величественно. Журнал «Авторевю» в те годы отмечал, что этот мотор выводит Volvo на новый уровень конкуренции с немецкими премиум-брендами.

-4

Однако идеальной картинки не получилось. Поначалу этот прекрасный двигатель сочетали с четырехступенчатым автоматом ZF, который уже не справлялся с его мощностью и тягой. Как ехидно заметили в британском «Car», это было похоже на кроссовки от кеда на человеке во фраке. Водители жаловались на задумчивость коробки и неидеальные переключения. К чести Volvo, компания прислушалась к критике, и уже в 1994 году машины получили современный японский автомат Aisin Warner, который наконец-то раскрыл потенциал шестицилиндрового сердца. Салон же с первых дней был образцовым: кожа, дерево, идеальная эргономика и такая тишина, что можно было расслышать тиканье часов на руке.

-5

Инженерная магия: безопасность, комфорт и волшебная задняя подвеска
Для Volvo безопасность — это не просто набор систем, а настоящая религия. 960 стал воплощением этого принципа. Кроме уже привычных на то время подушек безопасности для водителя и ABS, автомобиль одним из первых в мире получил в 1995 году боковые подушки безопасности. Это было не маркетинговое преимущество, а реальный технологический прорыв. Президент Volvo Карс Г. Йелленхаммар тогда заявил: «Наша цель — создавать автомобили, которые не будут попадать в аварии». В каждой детали 960 чувствовалась эта забота: от прочной клетки салона до продуманной деформационных зон, которые должны были гасить энергию удара.

-6

Но самой большой гордостью инженеров была задняя подвеска. Ее называли Multilink или Delta-link, и это была не просто очередная доработка, а маленькая революция. Вместо простой и надежной, но несовершенной схемы, инженеры создали сложный балет из рычагов и единственной поперечной рессоры. Зачем такие сложности? Все просто: эта магия позволяла колесу оставаться перпендикулярно дороге на кочках и в поворотах одновременно. Журналисты «За рулем» восхищались: «Задняя ось буквально вгрызается в асфальт, давая ощущение, что машина рельсами идет по дороге». Это решало вечную проблему больших седанов — совмещение плавности хода и острой управляемости.

-7

В салоне царствовал прагматичный комфорт. Здесь не было показной роскоши, но все было сделано на века. Климат-контроль с раздельной регулировкой для водителя и пассажира был в диковинку для середины 90-х. Знаменитые ортопедические кресла, разработанные совместно с врачами, позволяли за день проехать тысячу километров и выйти из машины без скованности в спине. Качество материалов было таковым, что скрипы и потрескивания в салоне даже у возрастных экземпляров — редкость. Шум мотора на трассе почти не долетал до салона, уступая место тишине и ясному звуку стереосистемы.

-8

Наследие, которое живет: что осталось от 960 в современных Volvo
Производство Volvo 960 завершилось в 1997 году, и с ним ушла целая эпоха заднеприводных шведских флагманов. Его преемник, Volvo S90, был уже принципиально другой машиной — переднеприводной, более компактной и ориентированной на массовый рынок. Хотя S90 унаследовал шестицилиндровый двигатель и некоторые черты дизайна, смена платформы стала символическим поворотом. Мир менялся, и требования к экономичности и унификации заставили Volvo отказаться от своей уникальной архитектуры. 960 остался последним рыцарем без страха и упрека.

-9

Но его дух не исчез. Самые важные идеи, опробованные на 960, стали краеугольным камнем для будущих моделей. Система защиты при боковом ударе SIPS, впервые появившаяся здесь, сегодня является стандартом для всей индустрии. Опыт работы над той самой многорычажной подвеской бесценен; его отголоски можно найти в ходовой части даже современных кроссоверов Volvo. Главное же наследие — философия. Философия автомобиля как безопасной, комфортной и рациональной капсулы для жизни, где технологии служат человеку, а не наоборот. Эта скандинавская идея, окончательно сформировавшаяся в 960, сегодня является визитной карточкой бренда.

-10

Сегодня Volvo 960 переживает ренессанс как объект любви для ценителей классики. Его не массовость, а именно индивидуальность делает его желанным экземпляром для коллекционеров. Владельцы этих машин знают толк в настоящем, неброском качестве. Как точно подметил автомобильный обозреватель, «960 — это машина для тех, кто ценит суть, а не антураж». Он напоминает о времени, когда премиум-сегмент мог быть умным, сдержанным и по-настоящему человечным. И в этом его непреходящая ценность.

-11

Volvo
188,4 тыс интересуются