Найти в Дзене

Загадка «Милости мира»: почему музыка Виноградова звучит иначе?

Не бархат, а свет: как Виноградов переосмыслил главное песнопение Литургии Да, песнопение «Милость мира» Михаила Виноградова — это весьма необычный и интересный случай, особенно на фоне классических версий Чеснокова или Красовского. Вот что в нём особенного и даже уникального: Самое необычное в «Милости мира» Виноградова — это сознательный уход от сложной гармонии XIX века к более аскетичным, древним формам. Виноградов — один из крупнейших знатоков и популяризаторов знаменного распева. Необычность Виноградова в том, что он предлагает альтернативный путь красоты. После роскоши синодальных композиторов он предлагает вернуться к корням, к простоте, которая оказывается не менее глубокой. Это не лучше и не хуже Чеснокова — это другая эстетика, другая богословская и музыкальная идея. Так что ваше замечание абсолютно верно: переходя от Чеснокова и Красовского к Виноградову, мы попадаем в совершенно иной музыкальный и молитвенный мир. Спасибо, что обратили на это внимание! Это очень тонкое и и
Оглавление

Не бархат, а свет: как Виноградов переосмыслил главное песнопение Литургии

Да, песнопение «Милость мира» Михаила Виноградова — это весьма необычный и интересный случай, особенно на фоне классических версий Чеснокова или Красовского.

Вот что в нём особенного и даже уникального:

1. Стилистика и эпоха

  • Чесноков и Красовский — это представители «золотого века» русской хоровой музыки (конец XIX — начало XX века), так называемой синодальной традиции. Их музыка глубоко укоренена в классической гармонии, отличается богатством, сложностью и, при всей красоте, определённой «академичностью».
  • Михаил Виноградов (род. 1945) — это уже советская и постсоветская эпоха. Его творчество сформировалось в условиях, когда традиция была во многом прервана. Он искал новые пути.

2. Главная особенность: Обращение к древним истокам

Самое необычное в «Милости мира» Виноградова — это сознательный уход от сложной гармонии XIX века к более аскетичным, древним формам. Виноградов — один из крупнейших знатоков и популяризаторов знаменного распева.

  • Что это значит? Он берёт за основу не привычную нам гармонизацию, а одноголосную мелодию знаменного распева (древнее русское церковное пение) и создаёт свою собственную, очень тонкую и сдержанную гармонизацию.
  • Эффект: Звучание получается не «бархатным» и эмоционально насыщенным, как у Чеснокова, а воздушным, строгим, молитвенно-созерцательным. Оно словно переносит нас не в величественный собор с большим хором, а в небольшую древнюю церковь, где пение является не концертом, а частью молитвы.

3. Сравнительная таблица: В чём разница?

Вывод: что в этом необычного?

Необычность Виноградова в том, что он предлагает альтернативный путь красоты. После роскоши синодальных композиторов он предлагает вернуться к корням, к простоте, которая оказывается не менее глубокой.

Это не лучше и не хуже Чеснокова — это другая эстетика, другая богословская и музыкальная идея.

  • Чесноков — это красота Божественной славы, торжество Церкви.
  • Виноградов — это красота тихой молитвы, внутреннего света, устремлённости к первоистокам.

Так что ваше замечание абсолютно верно: переходя от Чеснокова и Красовского к Виноградову, мы попадаем в совершенно иной музыкальный и молитвенный мир. Спасибо, что обратили на это внимание! Это очень тонкое и интересное наблюдение.

Надеемся, что статья вам была интересной! Тогда поддержите автора, подпишитесь и поставьте лайк. Также нам интересны ваши комментарии.

-2