Найти в Дзене
Серст Шерус

4. Компьен: вагончик тронется, война останется

Впереди День победы, и очередной жабий прыжок переносит нас в первые годы Второй мировой войны, в те самые дни, что стали основой длоя современных мемов о Франции и белом флаге. Итак, что же произошло в мае-июне 1940? Вкратце: 10.05.1940 г. вермахт начинает мощнейшее наступление на Западном фронте. Бельгия, Люксембург и Голландия оккупированы, французская армия после ожесточённого, но бестолкового сопротивления разбита, английская бежит на острова через Дюнкерк (скучнейший фильм Нолана вы, наверное, видели, если нет, то ничего не потеряли). 14.06 взят Париж, а 22.06. Франция окончательно складывает оружие. Эталонный блицкриг. При этом говорить о «капитуляции» Франции всё же некорректно – 22.06.1940 г. в Компьенском лесу было заключено именно перемирие, т.е. некое начальное временное соглашение о прекращении огня, вслед за которым должна была последовать большая дипломатическая работа по выработке modus vivendi между Парижем и Берлином. Событие это произошло в обстановке накала символиз

Впереди День победы, и очередной жабий прыжок переносит нас в первые годы Второй мировой войны, в те самые дни, что стали основой длоя современных мемов о Франции и белом флаге.

Итак, что же произошло в мае-июне 1940? Вкратце: 10.05.1940 г. вермахт начинает мощнейшее наступление на Западном фронте. Бельгия, Люксембург и Голландия оккупированы, французская армия после ожесточённого, но бестолкового сопротивления разбита, английская бежит на острова через Дюнкерк (скучнейший фильм Нолана вы, наверное, видели, если нет, то ничего не потеряли). 14.06 взят Париж, а 22.06. Франция окончательно складывает оружие. Эталонный блицкриг.

При этом говорить о «капитуляции» Франции всё же некорректно – 22.06.1940 г. в Компьенском лесу было заключено именно перемирие, т.е. некое начальное временное соглашение о прекращении огня, вслед за которым должна была последовать большая дипломатическая работа по выработке modus vivendi между Парижем и Берлином. Событие это произошло в обстановке накала символизма, вольного и невольного:

• обратите внимание на дату подписания,

• зацените театр, который устроили немцы - перемирие подписывали в тех же местах, в том же самом штабном вагоне (его специально привезли из музея, выломав при этом стену здания), где в ноябре 1918 г. уже Германия признавала своё поражение в Первой мировой войне. Как говорится, я не злопамятен, я просто злой, и у меня хорошая память.

-2

• Ну и, наконец, так называемая Третья республика родилась в 1870 г. результате поражения Франции в противостоянии с немцами (франко-прусская война 1870-1871 гг., когда-нибудь мы прыгнем и в те времена) и скончалась в 1940 г. тоже в результате неудачного для Парижа противостояния с Берлином.

Почему случилось то, что случилось? Оставим сугубо военные аспекты военным и военным историкам, а сами заострим внимание вот на таких двух моментах.

В 1914-1918 гг. Франция вынесла на своих плечах значительную часть тяжелейших испытаний Первой мировой войны (на сегодняшний день это финальный взлёт французской воинской славы), особенно в период с 1917 по 1918 гг., когда Россия после Февральской революции начала выпадать из войны и выпала окончательно в марте 1918 г. в результате Брестского мира. На полях сражений осталось почти полтора миллиона французов (для понимания: суммарные людские потери всех участников конфликта составили девять с лишним миллионов человек; всё же массовое организованное человекоубийство практиковалось в ту войну только турецкой армией по отношению к армянам, грекам и ассирийцам), страну наводнили тысячи и тысячи инвалидов – физических и душевных. Повторения газовых атак на Ипре, Верденской мясорубки, «мясных» наступлений на Сомме, артиллерийских обстрелов Парижа нация категорически не хотела; того морального подъёма, что наблюдался в 1914 г., в 1939 когда началась Вторая мировая, и близко не было.

Третья же республика, с её коррупцией, закулисными интригами, масонщиной, министерской чехардой, ориентацией на Лондон к этому времени была уже политическим трупом. Подъём левого движения в 1930-е гг. в условиях прихода в Германии к власти Гитлера и начала гражданской войны в Испании лишь ненадолго гальванизировал неживое тело республики. У нас складывается отчётливое впечатление, что воевать всерьёз за эти бренные останки не собирался никто.

Военное поражение мая-июня 1940 года открыло окно возможностей для некогда маргинального слоя противников республики справа – французских националистов, монархистов, ультраконсерваторов и просто фашистов. Выразителем чаяний умеренного крыла этого движения стали герой Первой мировой войны маршал Филипп Петен, взявший власть 16.06.1940 г. и немедленно форсировавший выход Франции из войны, и сформированное им правительство, обосновавшееся в курортном городке Виши (топоним, хорошо знакомый прекрасной половине наших читателей). В оккупированном же немцами Париже кучковались радикалы и турбопатриоты фашистской и национал-большевистской ориентации, для которых Петен и Ко – жалкие дедушки-компромиссники.

Об это мы поговорим после следующего прыжка, зоологический мир побеждённой Франции по-своему интересен.

ЗЫ. Получила ли Франция в Компьене мир? Нет: уже в июле 1940 англичане атакуют стоящий в Алжире французский флот, опасаясь захвата кораблей немцами и итальянцами. В 1940-1942 гг. британцы совместно со сторонниками де Голля (а потом и с американцами) атакуют одну французскую колонию за другой (Дакар, Сирия и Ливан, Мадагаскар, Северная Африка). В самой Франции медленно, но верно развёртывается инспирируемое и поддерживаемое всё теми же англичанами сопротивление, на действия которого немцы и пронемецкая администрация отвечают террором; параллельно с этим заморские территории и размещённые там войска постепенно присягают де Голлю. Идёт охота на евреев («оревуар, Шошанна!»), и тут французские власти в своём рвении не отстают от оккупантов. На французские города сыплются бомбы в рамках проводимой Великобританией и США кампании стратегических бомбардировок континентальной Европы. Тысячи французов воюют на Восточном (а с 1944 года, после высадки союзников в Нормандии – и на Западном) фронте в прогерманских формированиях, другие тысячи в добровольно-принудительном порядке работают в Германии на благо Рейха.

Ставка на германофилов не оправдалась, но, как мы помним, у Франции в загашнике был запасной комплект элиты.

Оставайтесь с нами, mesdames et messieurs.

08.05.2025 г.