В церковном календаре есть дни, которые, подобно предрассветным лучам, готовят нас к восходу великого светила. Таков и день 26 сентября, пятница. Он стоит на пороге одного из двунадесятых праздников — Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня. Воздух уже пропитан ожиданием, и богослужение начинает звучать особыми, предпразднственными нотами. Но этот день не просто преддверие. Он несет в себе собственную, глубокую и светлую весть — память об Обновлении, то есть освящении, храма Воскресения Христова в Иерусалиме.
Это удивительное сочетание. Накануне дня, когда мы будем поклоняться Кресту — орудию страданий и искупительной Жертвы, — Церковь предлагает нам вспомнить о плоде этой Жертвы. Она напоминает о победе над смертью, о Воскресении, центром которого и стал тот самый храм, возведенный на Голгофе и у Гроба Господня. Таким образом, литургическое время сплетает воедино скорбь и радость, крест и воскресение, напоминая, что одно неотделимо от другого. В этот день мы также чтим память священномученика Корнилия сотника, чья история обращения стала символом открытости Евангелия для всех народов, и великомученицы Кетевани, царицы Кахетинской, явившей несокрушимую верность Христу.
Житие и исторический контекст
История праздника Обновления храма Воскресения Христова уводит нас в IV век, в эпоху, когда христианство из гонимой веры превратилось в опору великой Византийской империи. Сердцем этого преображения был святой равноапостольный император Константин Великий. Именно он, движимый глубокой верой и вдохновляемый своей благочестивой матерью, царицей Еленой, замыслил возвести величественный храм на самых священных для христиан местах — на Голгофе, где был распят Спаситель, и у Гроба Господня, где Он был погребен и откуда воссиял свет Воскресения.
Строительство было делом колоссального масштаба и духовного значения. Языческие капища, некогда воздвигнутые на этом месте в попытке стереть саму память о Христе, были сметены. Земля была очищена. И вот, на месте поругания и смерти возник символ вечной жизни. В 335 году, после десяти лет трудов, грандиозный храмовый комплекс был завершен. Его торжественное освящение (по-славянски — «обновление») состоялось 13 сентября по старому стилю (26 сентября по новому) и собрало множество епископов, прибывших со всех концов империи. Это событие стало не просто освящением здания. Это было провозглашение победы Христа над смертью, видимое и осязаемое утверждение Воскресения как фундамента христианской веры.
С тех самых пор Храм Гроба Господня стал сердцем христианского мира, главной святыней и целью паломников всех времен. А день его освящения вошел в литургический календарь как особый праздник. Важно понимать: этот день не является повторением Пасхи, хотя его богослужебные тексты и наполнены пасхальной радостью. Это праздник не столько о самом событии Воскресения, сколько о его земном свидетельстве — о месте, где оно произошло, и о Церкви, которая хранит эту весть. Также не следует путать его с праздником Воздвижения Креста, который отмечается на следующий день и посвящен обретению самого Животворящего Древа.
Духовный смысл и наследие
За историей освящения каменного храма скрывается глубокий духовный призыв, обращенный к душе каждого верующего. «Обновление» — ключевое слово этого дня. Святые отцы учат, что каждый из нас является храмом Духа Святого. И подобно тому, как император Константин очистил святое место от языческих идолов и воздвиг на нем церковь, так и мы призваны очищать свои души от идолов страстей, греховных привычек и суетных привязанностей.
Этот праздник — напоминание о нашей главной надежде. Мир может быть полон скорбей, испытаний и несправедливости, но Воскресение Христово уже совершилось. Смерть побеждена. И храм в Иерусалиме стоит как незыблемый памятник этой победы. Взирая на него, мы укрепляемся в вере, что и наши личные «голгофы» могут стать преддверием воскресения. Праздник призывает нас к благодарности за бесценный дар вечной жизни, открытый для нас Христом.
Сегодняшний день — это возможность остановиться и спросить себя: «А что в моем внутреннем храме нуждается в обновлении? Какие его уголки завалены хламом обид, страхов, маловерия?». Память об освящении храма Воскресения дает нам и силы, и вдохновение для этой внутренней работы, особенно в преддверии поклонения Кресту, на котором и была дарована нам сила к такому обновлению.
Церковные традиции и богослужение
Богослужение в день Обновления храма имеет свои яркие особенности. Хотя день и является постным, служба носит торжественный, почти пасхальный характер. В храмах звучат особые песнопения, прославляющие Воскресение Христово и сам «Сион земной» — Иерусалимский храм, ставший матерью всех церквей. Читается специальный канон, посвященный этому событию.
Одновременно в службу вплетаются мотивы предпразднства Воздвижения. Уже звучат стихиры, готовящие нас к грядущему поклонению Честному Древу. Это создает уникальную литургическую атмосферу, где радость о Воскресении встречается с благоговейным трепетом перед Крестом.
В этот день верующие особенно молятся о мире на Святой Земле, где не прекращаются конфликты, и о благостоянии святых Божиих церквей по всему миру. Многие возносят молитвы о собственном духовном обновлении, прося у Господа сил на борьбу с грехом и на укрепление в вере. Это день, когда особенно уместно благодарить Бога за Его Церковь — земной ковчег спасения, хранящий и передающий нам истину о Воскресении.
Правила поста
Пятница, 26 сентября 2025 года, является постным днем. Поскольку это обычная пятница (день воспоминания о крестных страданиях Спасителя), а также канун двунадесятого праздника, устав предписывает строгий пост. Это означает не просто воздержание от мясных и молочных продуктов, но и отказ от рыбы, вина и растительного масла (елея).
Согласно общецерковному уставу, в такие дни разрешается только так называемое сухоядение: хлеб, вода, сырые или вареные овощи и фрукты без добавления масла. Это телесное воздержание — не самоцель, а средство для смирения плоти и сосредоточения духа на молитве и подготовке к великому празднику. Впрочем, в современной приходской практике мера поста часто определяется индивидуально, по благословению духовника, с учетом состояния здоровья, возраста и меры сил человека. Но общее правило остается именно таким — строгим.
Народный календарь и традиции
В народном сознании церковные праздники нередко получали собственное, житейское осмысление. День Обновления храма не стал исключением. В народе его называли просто «Обновление» или ласково — «Обновки». Слово «обновление» из церковного языка было перенесено в бытовую плоскость. Считалось, что это самый подходящий день для того, чтобы навести в доме идеальный порядок, убраться, вычистить все уголки к грядущим осенним праздникам.
Также название «Обновки» связывали с обновлением одежды. Было доброй приметой в этот день надеть что-то новое или хотя бы самое чистое и нарядное. Этот обычай, в своей сути безобидный, отражал стремление человека соотнести свою жизнь с ритмом церковного года, сделать праздник видимым и в быту.
Как и многие другие дни, «Обновление» обросло своими погодными приметами. Например, говорили: если 26 сентября выдастся ясным и солнечным, то и вся осень будет теплой и сухой. Важно помнить, что все эти обычаи, приметы и поверья являются частью народной культуры, а не учением Православной Церкви. Они могут быть интересны с этнографической точки зрения, но не должны подменять собой подлинный духовный смысл праздника.
Что можно и что нельзя делать
Чтобы провести этот день с духовной пользой, важно отделять церковные предписания от народных суеверий.
- Что можно делать:Посетить богослужение в храме, чтобы вместе с Церковью прославить Воскресение Христово и подготовиться к празднику Воздвижения.
Если нет возможности быть в храме, уделить время домашней молитве. Можно прочитать песнопения праздника, акафист Воскресению Христову.
Размышлять о духовном обновлении. Задуматься, от чего в своей жизни пора избавиться, чтобы она стала более угодной Богу.
Совершить дела милосердия: помочь нуждающемуся, позвонить одинокому человеку, проявить терпение и любовь к близким.
Готовиться к празднику Воздвижения Креста: прочитать о его истории и смысле, подготовиться к исповеди и Причастию.
Заняться уборкой в доме. Это нейтральное и полезное дело вполне соответствует духу «обновления», если не превращается в самоцель, отвлекающую от молитвы. - Что нельзя делать:
Церковные запреты (основанные на Уставе):Нарушать пост: вкушать мясо, молочные продукты, яйца, рыбу, растительное масло и вино.
Предаваться неумеренному веселью, шумным развлечениям, посещать увеселительные заведения. Постный день, тем более канун великого праздника, — время для сосредоточенности и покаяния, а не для праздности.
Народные суеверия (не имеющие отношения к Церкви):Верить в примету, что нельзя давать или брать в долг деньги, «чтобы не унести обнову». Финансовые операции никак не связаны с духовной жизнью и благодатью Божией.
Бояться начинать новые важные дела из-за суеверного страха «неудач». Благословение на дела дает Бог, а не календарная дата. Любое доброе дело, начатое с молитвой, будет успешным.
День Обновления иерусалимского храма — это дар для каждого из нас. Это возможность на мгновение заглянуть вперед, за завесу Страстной седмицы, и увидеть свет Пасхи даже посреди осени. Он напоминает, что цель нашего христианского пути — не просто несение креста, но и радость воскресения с Тем, Кто на этом Кресте победил смерть.
Пусть же это воспоминание об освящении земного дома Божия вдохновит нас на освящение и обновление наших собственных душ. Чтобы, предстоя на следующий день Животворящему Кресту Господню, мы делали это с сердцем чистым, верой крепкой и надеждой на вечную жизнь, незыблемой, как стены святого храма Воскресения.