Найти в Дзене
Серст Шерус

1. Дьенбьенфу, или откуда у галла вьетнамская грусть?

Рассказ у нас пойдет в особенности о хоббитах, пардон, Франции. Президент этой страны выступил недавно на всю зарплату, и Чёрное электричество⚡️ в ответ начинает свой мини-цикл «Жабьи прыжки, или тёмная сторона Франции»🇫🇷 Начнём мы, однако, не с Парижа, а с…Вьетнама. Если вы смотрели замечательный фильм Ф.Ф. Копполы «Апокалипсис сегодня»… Кстати, перевод названия неверный, правильнее будет что-то вроде «Даёшь апокалипсис!» Отсылка к хиппушному лозунгу Америки 1960-х (да-да, «Страх и ненависть в Лас-Вегасе») «Nirvana now!» Призыв этот был услышан, подтверждением чего стала эпоха гранжа и появление всемирно известного кобейновского бэнда. Итак, если вы смотрели фильм Копполы, то наверняка помните то странное интермеццо, когда опасное плавание героев по стиксоподобной реке (Меконг?) прерывается встречей с неким французским семейством, содержащим что-то вроде имения во вьетнамской глуши. Подождите… Французы? Во Вьетнаме?! Откуда? Чё за нах вообще? Всё очень просто. Вьетнам, да и ве

Рассказ у нас пойдет в особенности о хоббитах, пардон, Франции. Президент этой страны выступил недавно на всю зарплату, и Чёрное электричество⚡️ в ответ начинает свой мини-цикл «Жабьи прыжки, или тёмная сторона Франции»🇫🇷

Начнём мы, однако, не с Парижа, а с…Вьетнама. Если вы смотрели замечательный фильм Ф.Ф. Копполы «Апокалипсис сегодня»… Кстати, перевод названия неверный, правильнее будет что-то вроде «Даёшь апокалипсис!» Отсылка к хиппушному лозунгу Америки 1960-х (да-да, «Страх и ненависть в Лас-Вегасе») «Nirvana now!» Призыв этот был услышан, подтверждением чего стала эпоха гранжа и появление всемирно известного кобейновского бэнда.

Итак, если вы смотрели фильм Копполы, то наверняка помните то странное интермеццо, когда опасное плавание героев по стиксоподобной реке (Меконг?) прерывается встречей с неким французским семейством, содержащим что-то вроде имения во вьетнамской глуши. Подождите… Французы? Во Вьетнаме?! Откуда? Чё за нах вообще?

Всё очень просто. Вьетнам, да и весь остальной Индокитай (Лаос и Камбоджа) более чем полвека были владениями Франции. Колонизация началась в 1860-х гг. при императоре Наполеоне III (том самом племяннике первого Наполеона, чьи войска осаждали Севастополь в 1854-55 гг., вот такая у нас была дружба с галлами, четыре войны за полвека) и завершилась к концу 1880-х. Местные государства и племена были покорены французами, а Китай, веками игравший в тех местах роль сюзерена, изгнан из былой сферы влияния.

Закончилось это великолепие (как и в целом правление белого человека в Юго-Восточной Азии) в результате Второй мировой войны и победного марша японских войск по англо-франко-голландско-американским владениям в 1940-42 гг. Посмотрев, как собратья (пусть и не самые приятные в обращении) по жёлтой коже и раскосым глазам бьют порядком осточертевших европейцев, местное население быстро осознало, что колонизаторы - это далеко не боги, спустившиеся с небес, и начало вооружённую борьбу против вернувшихся было в 1945 г. хозяев.

Франция воевала во Вьетнаме до того, как это стало мейнстримом. Ожесточённые бои шли почти десять лет, с 1946 по 1954 г. У войны этой был отчётливый немецкий акцент: в составе переброшенных в Индокитай частей Иностранного легиона нашло убежище от правосудия немало бывших эсэсовцев.

Французы в фильме Копполы неоднократно произносят загадочное языколомное слово «Дьенбьенфу». Двухмесячное весеннее сражение в 1954 г. в районе этого северовьетнамского городка окончилось сокрушительным разгромом Франции и поставило точку в противостоянии. Парижу пришлось признать поражение. Oh là là! Что ж, не в первый раз. Не грози рисовым полям Вьетнама, попивая перно у себя на Монмартре.

Интересующихся отсылаю к книгам Гарри Тюрка и Грэма Грина, а также к недурному фильму 1992 г.

Наиболее известными плодами французского правления в Индокитае, на наш взгляд, стали разделение Вьетнама с 1954 по 1975 г. на две страны à la Корея (социалистический север и капиталистический юг), приведшее в итоге к американскому вторжению и второй войне, а также превращение скромного провинциального кхмера Салота Сара, отправившегося в 1949 г. в Париж познавать инженерную премудрость, в инфернального Пол Пота, он же Брат № 1.

08.03.2025 г.