Когда речь заходит о русской духовной музыке, чаще всего вспоминают рахманиновское «Всенощное бдение» или литургии Чайковского. Но есть сочинение, возможно, менее известное широкой публике, но уникальное по своей силе и замыслу — Херувимская песнь Александра Дмитриевича Кастальского. Её история — это не просто рассказ о сочинении музыки, а погружение в философию возрождения национального духа через призму великой исторической трагедии. Указание в нотах «На разорение Москвы» — ключ к пониманию всей глубины этого произведения. Александр Кастальский был не просто композитором, а музыкальным археологом и новатором. Его целью было освободить русскую церковную музыку от влияния западноевропейской оперной «сладости» и вернуть ей исконную, древнерусскую мощь. Для своей «Литургии Святого Иоанна Златоуста» (1905 г.) он избрал метод, кардинально отличавшийся от работы его современников. Но почему для этого произведения Кастальский выбрал именно распевы эпохи Смуты? Ответ на этот вопрос кроется в
Херувимская Кастальского: Молитва о России, рожденная из древних распевов и исторической трагедии
25 сентября25 сен
8
3 мин