В августе 2025-го «Патриот» справил юбилей: двадцать лет на конвейере. Модель под заводским индексом 3163 продолжила историю первого гражданского внедорожника марки – УАЗ-3160 – и его удлиненной версии УАЗ-3162 «Симбир». Несмотря на возраст, эта итерация внедорожника популярна и по сей день. Одной из составляющих успеха следует признать постоянные модернизации машины.
«Патриот» - третья генерация самой крупной и дорогой модели из Ульяновска. А история ее началась в 1997 году, когда официально дали старт серийному производству внедорожника УАЗ-3160. Всего два года спустя вышел УАЗ-3162 «Симбир», его принципиальными отличия - увеличенная на 360 мм колесная база и расширенная колея. Они избавили машину от специфических нюансов управляемости. Доработки коснулись и много другого, машина получила улучшенный салон, облагороженную внешность, богаче стала комплектация.
С 2000 по 2005 год тираж «Симбира» оказался небольшим, всего 4789 экземпляров. До сентября 2003-го его выпускали параллельно с «короткой» моделью 3160. В августе 2005 года начался серийный выпуск УАЗа-3163 «Патриот». Силовой агрегат новинки составили 128-сильный двигатель ЗМЗ-409 и 5-ступенчатая механическая коробка передач. Полный привод сохранили в лучших традициях – Рart-Тime с понижающей передачей. И эту модель можно без преувеличения назвать новой главой в истории завода. Дело тут не только в дизайнерских и технических изменениях. В Ульяновске вывели «Патриот» на принципиально другой уровень качества.
Под выпуск УАЗ-3163 модернизировали главный конвейер, смонтировали современную сварочную линию, запустили новый окрасочный комплекс. «Патриот» сохранил колесную базу и колею предшественника: 2760 и 1600 мм соответственно. Общая длина подросла на 70 мм благодаря иному «оперению». Передней части кузова новинки придали более обтекаемую форму, установили увеличенную решетку радиатора и крупную оптику с разнесенными секциями ближнего и дальнего света. Противотуманные фары из прямоугольных перекроили в круглые. А вот в профиль и сзади внедорожник изменился чисто символически. Салон же стал заметно удобнее и современнее, благо скроенную еще по моде 1980-х угловатую переднюю панель сменили плавные линии, кроме того улучшили эргономику всех органов управления.
Выпустив новинку на рынок, УАЗ решил не почивать на лаврах. Модернизации следовали практически каждый год. С 2006-го появилась ABS, в 2007-м на «Патриот» начали ставить кондиционер, улучшенную систему охлаждения двигателя, отопления и вентиляции салона. Год спустя в серию пошли машины с дизельным двигателем. С 2009-го бамперы начали окрашивать в цвет кузова. Может, и не самое подходящее решение для сурового «проходимца», однако при высоте «Патриота» риск повредить красивый обвес минимален.
В 2010-м основной для модели бензиновый двигатель ЗМЗ довели до экологического класса Евро-4. Год 2011-й ознаменовался улучшением антикоррозийной обработки шасси. Тогда же в перечень заводских опций добавили задний парктроник и фаркоп. А еще – вернули на конвейер укороченную версию, с которой и началась история «Патриота». Только теперь ее звали на УАЗ-3160, а «Патриот Спорт». Увы, рынок ее не оценил: спустя неполный год она тихо пропала из прайс-листов.
С 2012-го «Патриот» украсила новая приборная панель, лишенная не самой травмобезопасной ручки напротив переднего пассажира. Вместе с ней машина обрела новый руль и двухдиновое головное устройство с вынесенным в бардачок USB-портом для подключения внешних аудио-носителей.
Глобальные изменения внедорожника последовали в течение 2013-2016 годов. Переход на новую раздаточную коробку избавил салон от второго трансмиссионного рычага. За выбор режимов в этой версии отвечает современная и эргономичная поворотная шайба. Изменились обивки дверей и консоль между передними сиденьями. Задний диван получил откидной подлокотник с подстаканниками, а руль – регулировку по вылету. Список опций пополнили зимний пакет с обогревом лобового стекла, руля и всех сидений, мультимедийная система с навигацией и камерой заднего вида, передний парктроник, климат- и круиз-контроль.
Изменившиеся фары получили светодиодные ходовые огни. Задние фонари при сохранении прежней графики слегка увеличили в размерах. На и без того феноменальной проходимости позитивно сказались электронные имитации блокировок межколесных дифференциалов. А для тех, кто таким решениям доверяет не на все сто – предложили жесткую заднюю межколесную блокировку. Водителей избавили от необходимости заправлять отдельно два бака с горловинами по разным бортам: бензобак сделали единым.
Что еще? Модернизированное крепление позволило убрать заметные зазоры между бамперами и крыльями. Улучшилась шумо- и виброизоляция. Появились бескаркасные щетки стеклоочистителей и газовые упоры капота, 18-дюймовые литые диски и свежие цвета кузова, кожаная отделка руля и рычага коробки передач. Это, может быть, и мелочи на фоне описанных выше прорывных нововведений, но очень приятные.
***
Сейчас «УАЗ Патриот» вновь стоит на пороге изменений. Флагман готовится примерить новые агрегаты – турбодизель, 6-ступенчатые коробки передач. Внедорожник живет и пользуется популярностью и у нас в стране, и за ее пределами. А значит история продолжается.