Найти в Дзене

От «Симбира» к «Патриоту»: путь эволюции флагмана модельного ряда УАЗ

В августе 2025-го «Патриот» справил юбилей: двадцать лет на конвейере. Модель под заводским индексом 3163 продолжила историю первого гражданского внедорожника марки – УАЗ-3160 – и его удлиненной версии УАЗ-3162 «Симбир». Несмотря на возраст, эта итерация внедорожника популярна и по сей день. Одной из составляющих успеха следует признать постоянные модернизации машины. «Патриот» - третья генерация самой крупной и дорогой модели из Ульяновска. А история ее началась в 1997 году, когда официально дали старт серийному производству внедорожника УАЗ-3160. Всего два года спустя вышел УАЗ-3162 «Симбир», его принципиальными отличия - увеличенная на 360 мм колесная база и расширенная колея. Они избавили машину от специфических нюансов управляемости. Доработки коснулись и много другого, машина получила улучшенный салон, облагороженную внешность, богаче стала комплектация. С 2000 по 2005 год тираж «Симбира» оказался небольшим, всего 4789 экземпляров. До сентября 2003-го его выпускали параллельно с

В августе 2025-го «Патриот» справил юбилей: двадцать лет на конвейере. Модель под заводским индексом 3163 продолжила историю первого гражданского внедорожника марки – УАЗ-3160 – и его удлиненной версии УАЗ-3162 «Симбир». Несмотря на возраст, эта итерация внедорожника популярна и по сей день. Одной из составляющих успеха следует признать постоянные модернизации машины.

«Патриот» - третья генерация самой крупной и дорогой модели из Ульяновска. А история ее началась в 1997 году, когда официально дали старт серийному производству внедорожника УАЗ-3160. Всего два года спустя вышел УАЗ-3162 «Симбир», его принципиальными отличия - увеличенная на 360 мм колесная база и расширенная колея. Они избавили машину от специфических нюансов управляемости. Доработки коснулись и много другого, машина получила улучшенный салон, облагороженную внешность, богаче стала комплектация.

УАЗ-3160 на конвейере
УАЗ-3160 на конвейере

С 2000 по 2005 год тираж «Симбира» оказался небольшим, всего 4789 экземпляров. До сентября 2003-го его выпускали параллельно с «короткой» моделью 3160. В августе 2005 года начался серийный выпуск УАЗа-3163 «Патриот». Силовой агрегат новинки составили 128-сильный двигатель ЗМЗ-409 и 5-ступенчатая механическая коробка передач. Полный привод сохранили в лучших традициях – Рart-Тime с понижающей передачей. И эту модель можно без преувеличения назвать новой главой в истории завода. Дело тут не только в дизайнерских и технических изменениях. В Ульяновске вывели «Патриот» на принципиально другой уровень качества.

УАЗ-3162 «Симбир»
УАЗ-3162 «Симбир»

Под выпуск УАЗ-3163 модернизировали главный конвейер, смонтировали современную сварочную линию, запустили новый окрасочный комплекс. «Патриот» сохранил колесную базу и колею предшественника: 2760 и 1600 мм соответственно. Общая длина подросла на 70 мм благодаря иному «оперению». Передней части кузова новинки придали более обтекаемую форму, установили увеличенную решетку радиатора и крупную оптику с разнесенными секциями ближнего и дальнего света. Противотуманные фары из прямоугольных перекроили в круглые. А вот в профиль и сзади внедорожник изменился чисто символически. Салон же стал заметно удобнее и современнее, благо скроенную еще по моде 1980-х угловатую переднюю панель сменили плавные линии, кроме того улучшили эргономику всех органов управления.

УАЗ Патриот первого поколения
УАЗ Патриот первого поколения

Выпустив новинку на рынок, УАЗ решил не почивать на лаврах. Модернизации следовали практически каждый год. С 2006-го появилась ABS, в 2007-м на «Патриот» начали ставить кондиционер, улучшенную систему охлаждения двигателя, отопления и вентиляции салона. Год спустя в серию пошли машины с дизельным двигателем. С 2009-го бамперы начали окрашивать в цвет кузова. Может, и не самое подходящее решение для сурового «проходимца», однако при высоте «Патриота» риск повредить красивый обвес минимален.

УАЗ Патриот первого поколения, с окрашенным в цвет кузова бампером
УАЗ Патриот первого поколения, с окрашенным в цвет кузова бампером
УАЗ Патриот Спорт в музее УАЗ
УАЗ Патриот Спорт в музее УАЗ

В 2010-м основной для модели бензиновый двигатель ЗМЗ довели до экологического класса Евро-4. Год 2011-й ознаменовался улучшением антикоррозийной обработки шасси. Тогда же в перечень заводских опций добавили задний парктроник и фаркоп. А еще – вернули на конвейер укороченную версию, с которой и началась история «Патриота». Только теперь ее звали на УАЗ-3160, а «Патриот Спорт». Увы, рынок ее не оценил: спустя неполный год она тихо пропала из прайс-листов.

Салон УАЗ Патриот 2005 модельного года
Салон УАЗ Патриот 2005 модельного года
Салон УАЗ Патриот 2012 модельного года
Салон УАЗ Патриот 2012 модельного года

С 2012-го «Патриот» украсила новая приборная панель, лишенная не самой травмобезопасной ручки напротив переднего пассажира. Вместе с ней машина обрела новый руль и двухдиновое головное устройство с вынесенным в бардачок USB-портом для подключения внешних аудио-носителей.

Салон УАЗ Патриот 2016 модельного года
Салон УАЗ Патриот 2016 модельного года

Глобальные изменения внедорожника последовали в течение 2013-2016 годов. Переход на новую раздаточную коробку избавил салон от второго трансмиссионного рычага. За выбор режимов в этой версии отвечает современная и эргономичная поворотная шайба. Изменились обивки дверей и консоль между передними сиденьями. Задний диван получил откидной подлокотник с подстаканниками, а руль – регулировку по вылету. Список опций пополнили зимний пакет с обогревом лобового стекла, руля и всех сидений, мультимедийная система с навигацией и камерой заднего вида, передний парктроник, климат- и круиз-контроль.

УАЗ Патриот 2016 модельного года на конвейере
УАЗ Патриот 2016 модельного года на конвейере

Изменившиеся фары получили светодиодные ходовые огни. Задние фонари при сохранении прежней графики слегка увеличили в размерах. На и без того феноменальной проходимости позитивно сказались электронные имитации блокировок межколесных дифференциалов. А для тех, кто таким решениям доверяет не на все сто – предложили жесткую заднюю межколесную блокировку. Водителей избавили от необходимости заправлять отдельно два бака с горловинами по разным бортам: бензобак сделали единым.

УАЗ Патриот 2019 модельного года
УАЗ Патриот 2019 модельного года

Что еще? Модернизированное крепление позволило убрать заметные зазоры между бамперами и крыльями. Улучшилась шумо- и виброизоляция. Появились бескаркасные щетки стеклоочистителей и газовые упоры капота, 18-дюймовые литые диски и свежие цвета кузова, кожаная отделка руля и рычага коробки передач. Это, может быть, и мелочи на фоне описанных выше прорывных нововведений, но очень приятные.

УАЗ Патриот 2021 модельного года
УАЗ Патриот 2021 модельного года

***

Сейчас «УАЗ Патриот» вновь стоит на пороге изменений. Флагман готовится примерить новые агрегаты – турбодизель, 6-ступенчатые коробки передач. Внедорожник живет и пользуется популярностью и у нас в стране, и за ее пределами. А значит история продолжается.