Найти в Дзене

«Есенин. В этом мире я только прохожий…», «Спектакль пешком», 22.09.2025

Не хотела бы я жить сто лет назад! Только недавно отстрадали после первой
мировой, революции, голода, а впереди – неведомые пока радости репрессий
30-х годов. Нет уж, жить тогда – ни-ни, а вот в гости на пару часов – с
радостью! «Спектакль пешком» так мастерски переносит нас в 1917-1925 годы, что совершенно выключаешься из дня сегодняшнего и не обращаешь внимания на высотки и автомобили. Между Остоженкой и Пречистенкой оживает для нас старая Москва с ее тогдашними страстями. Мансуровский переулок, Большой
Лёвшинский, памятник Мухиной, музей Толстого, дворики, скверики…
места-то вроде известные, но многих локаций я и не знала или знала, но
просто пробегала их, спеша по делам, а теперь они стали не просто
точками на карте. И сама история. «Нормальный» театр – это прежде всего пьеса, которую
бережно ставит (или, наоборот, выворачивает наизнанку, чтобы привлечь
внимание к себе-любимому) режиссер. В спектаклях же этого проекта в
основе множество документов: писем, воспоминаний и п

Не хотела бы я жить сто лет назад! Только недавно отстрадали после первой
мировой, революции, голода, а впереди – неведомые пока радости репрессий
30-х годов. Нет уж, жить тогда – ни-ни, а вот в гости на пару часов – с
радостью!

«Спектакль пешком» так мастерски переносит нас в 1917-1925 годы, что совершенно выключаешься из дня сегодняшнего и не обращаешь внимания на высотки и автомобили. Между Остоженкой и Пречистенкой оживает для нас старая Москва с ее тогдашними страстями. Мансуровский переулок, Большой
Лёвшинский, памятник Мухиной, музей Толстого, дворики, скверики…
места-то вроде известные, но многих локаций я и не знала или знала, но
просто пробегала их, спеша по делам, а теперь они стали не просто
точками на карте.

И сама история. «Нормальный» театр – это прежде всего пьеса, которую
бережно ставит (или, наоборот, выворачивает наизнанку, чтобы привлечь
внимание к себе-любимому) режиссер. В спектаклях же этого проекта в
основе множество документов: писем, воспоминаний и пр. И это сочетание
книжной информативности и живого обаяния молодых актеров необычно и
привлекает к себе!

-2

Например, смотря «Есенина» нельзя не вспомнить
любопытнейший «Роман без вранья» Анатолия Мариенгофа: многое для
спектакля взято оттуда. И не только оттуда, конечно. Режиссер Мария
Малинина всегда очень тщательно подходит к выбору материала: с одной
стороны, среднестатистический зритель, не специалист по Есенину, узнает
много новой информации, а с другой – не чувствует себя сидящим в классе и
штудирующим учебник. Здешний Есенин очень вылезает из учебника и
небрежно отшвыривает его ногой в ближайшую канаву:) Это я образно,
конечно, но предупреждение «16+» дается не зря. Ну извините: не вина
создателей спектакля, что Сергей Александрович не чуждался русской
народной лексики:)

-3

Забавно было наблюдать нешуточные перебранки футуристов и имажинистов, ведь сейчас тома Маяковского и Есенина мирно стоят рядом, а куча их
последователей вообще благополучно забыта широким кругом читателем. Зря,
зря. У того же Мариенгофа круты стихи. Вообще некоторые писатели
совершенно незаслуженно малоизвестны. Я, например, очень люблю стихи
Вадима Шефнера, но кого ни спрошу – почти никто не знает. Или, например,
чудесный писатель был Гаршин, но… так, простите, я ушла от темы, а
вернее, спектакль навел на размышления. После него хочется перечитывать
Есенина и о Есенине, обсуждать – мы с тетушкой так заобсуждались, что
незаметно добрели от Кропоткинской, где закончилось действие, аж до
Маяковской:) Вот что искусство со зрителем делает!:)

В «Есенине», разумеется, звучат стихи, также рассказывается о
многочисленны женщинах поэта. Смотришь и в который раз соглашаешься с
тем, что поэты-писатели, как правило хороши на книжной полке или в
театре-кино, а в реальной жизни – ой-ой. Их женам надо памятник ставить
нерукотворный. Я бы не выдержала.
Понравился интерактив со зрителями,
понравилось, что между локациями зрителям предлагают, так сказать,
музыкальное сопровождение, а когда дело дошло до Айседоры Дункан –
сплетни о ней. Ох уж эти сплетники-завистники! За сто лет в этом вопросе
ровно ничего не изменилос:) Очень понравился танец с шарфом! И я первый
раз в жизни, слушая, как Айседора изящно воркует с Есениным
по-английски, а он отвечает ей по-русски, задумалась, а как же они на
самом деле друг с другом общались? Тут и два русскоговорящих супруга не
всегда могут объясниться:))

-4

Для нас играли:
-
Мария Малинина – Айседора и много кто еще. Режиссер, сценарист и вообще главный человек в этом проекте.

- Яна Кунделева – Зинаида Райх, София Толстая и опять же еще много кто. А я ее уже раньше видела в «Снах Анны» в театре МОСТ.

- Николай Теряев – Есенин. Этот актер еще работает в Электротеатре «Станиславский», а
раньше, если верить интернетам, сотрудничал с театром Есенина, куда я
время от времени с удовольствием заглядываю. Как тесен мир!

- Артем Коннов – Анатолий Мариенгоф. Смотрела на него весь спектакль и думала: «Да где
ж я Вас видела?!» Оказалось, в театре МОСТ. Кажется, в «Счастливом
неудачнике». Смотрела его еще сто лет назад, но я помню:) Хороший
спектакль, надо еще сходить.

Все актеры хорошие, понравились, большое спасибо! Рада, что познакомилась
этим летом со «Спектаклем пешком». «Чехова» и «Пушкина» всем рекомендую,
как и «Есенина». Остались не охваченными «Цветаева» и «Оттепель» – что
ж, будет куда заглянуть следующим летом!