Найти в Дзене
KORGA ART

Спроси у художника: 5 неловких ситуаций, которые возникают из-за мифов о профессии

Представьте ситуацию: вы знакомитесь с новыми людьми, звучит вопрос: «Кем работаешь?». Ответ «Я художник» вызывает оживленную реакцию. Но следом часто летят предположения, от которых внутри всё сжимается. Мир искусства для обывателя окутан мифами, и сегодня мы разберем топ-5 самых стойких заблуждений о художниках. Если вы узнаете себя в этих примерах — не страшно, ведь мы здесь, чтобы расставить все точки над «i». Заблуждение 1: У художника должен быть «красивый почерк» Это, пожалуй, самое распространенное и забавное заблуждение. Многие уверены, что раз человек виртуозно владеет кистью, то и шариковая ручка в его руках должна выводить каллиграфические завитушки. Услышав фразу «У тебя наверняка почерк как у Леонардо да Винчи!», художник лишь горько улыбнётся. Почему это не так? Дело в том, что живопись, графика и письмо — это принципиально разные процессы, задействующие разные моторные навыки и отделы мозга. Художник работает с формой, объемом, композицией в крупном масштабе. Его рука с

Представьте ситуацию: вы знакомитесь с новыми людьми, звучит вопрос: «Кем работаешь?». Ответ «Я художник» вызывает оживленную реакцию. Но следом часто летят предположения, от которых внутри всё сжимается. Мир искусства для обывателя окутан мифами, и сегодня мы разберем топ-5 самых стойких заблуждений о художниках. Если вы узнаете себя в этих примерах — не страшно, ведь мы здесь, чтобы расставить все точки над «i».

Рисунок Дейнерис Таргариен из сериала "Игра Престолов". Карандаш, бумага. Формат А5. 2019 год. Автор фото и художник Корягина Светлана (Корга Арт)
Рисунок Дейнерис Таргариен из сериала "Игра Престолов". Карандаш, бумага. Формат А5. 2019 год. Автор фото и художник Корягина Светлана (Корга Арт)

Заблуждение 1: У художника должен быть «красивый почерк»

Это, пожалуй, самое распространенное и забавное заблуждение. Многие уверены, что раз человек виртуозно владеет кистью, то и шариковая ручка в его руках должна выводить каллиграфические завитушки. Услышав фразу «У тебя наверняка почерк как у Леонардо да Винчи!», художник лишь горько улыбнётся.

Почему это не так? Дело в том, что живопись, графика и письмо — это принципиально разные процессы, задействующие разные моторные навыки и отделы мозга. Художник работает с формой, объемом, композицией в крупном масштабе. Его рука совершает широкие, пластичные движения. Письмо же — это мелкая моторика, доведенная до автоматизма. Гениальный живописец может иметь неразборчивые каракули в записях, а инженер с идеальным почерком — не уметь нарисовать драпировку. Это просто разные «мышцы».

Заблуждение 2: Картины не «рисуют», а «пишут»

Здесь мы сталкиваемся с терминологической путаницей, которая часто выливается в ненужные споры. Со стороны кажется, что это утонченное исправление: «Не говори «рисую», говори «пишу»!». Безусловно, по отношению к масляной живописи термин «писать» исторически точен. Но это лишь один из множества методов!

Почему это заблуждение? Потому что искусство не ограничивается маслом и холстом. Например, картину пастелью и пишут, и рисуют, в зависимости от характера работы: если акцент делается больше на графике и линиях, а цвет лишь вспомогательный элемент, то это скорее относится к графике - картину рисуют, а если произведение исполнено многоцветием, разными сложными оттенками, здесь речь уже о живописи - картину пишут. Что делает график, создающий гравюру или литографию? Он её создает. Что делает иллюстратор, работающий в цифре на планшете? Он рисует. Акварелист может и писать, и рисовать. Современный художник, создающий инсталляцию из подручных материалов, вообще обходится без кистей. Настаивая на слове «писать», мы сужаем огромный мир искусства до одной-единственной техники.

Заблуждение 3: Художник = чертежник

«Ой, как раз кстати! Ты же художник, начерти мне схему для дачи/план комнаты/эскиз детали». Эта просьба ставит в тупик. Возникает ощущение, что все, кто связан с изображением на бумаге, объединены в одну универсальную касту.

В чем разница? Черчение — это, прежде всего, точная наука. Она требует знаний стандартов, правил построения, инженерного мышления. Задача чертежника — создать однозначно читаемый технический документ. Задача художника — выразить идею, эмоцию, создать образ. Это разные языки: один — язык математической точности, другой — язык метафоры и эстетики. Умение чувственно изобразить человеческое тело не имеет ничего общего с построением идеального изометрической проекции подшипника.

Заблуждение 4: Художник умеет рисовать ВСЁ

«Нарисуй мне котика! А теперь портрет моей тети с фотографии! А можешь динозавра в стиле аниме?». От художника ждут, что он, как копировальный аппарат, воспроизведет любой запрос. Если же он колеблется или отказывается, его тут же подозревают в непрофессионализме.

Почему это миф? Художники — не бездушные исполнители, а творцы с собственным стилем, интересами и специализацией. Кто-то силён в гиперреализме, но слаб в карикатурах. Кто-то виртуозно пишет абстрактные полотна, но не любит работать с портретами. Более того, художник вкладывает в работу личное видение. Просьба «нарисовать что-то» без учета его авторского стиля — все равно что попросить рок-музыканта сыграть поп-хит в точности, как оригинал. Он может, но это не его история.

Заблуждение 5: Настоящий художник виртуозно владеет ЛЮБЫМ материалом

Купили художнику на день рождения набор пастели, а он не пришел в восторг? «Странно, ты же художник, должен уметь всё!». Это заблуждение вытекает из предыдущего. Каждый материал — уголь, тушь, масло, акрил, акварель, соус — имеет свою «душу», свои физические свойства и требует практики для мастерства.

Почему это не так? Акварель непредсказуема и требует легкости и скорости. Масло — медлительно и позволяет вносить правки. Пастель сыпуча и требует особого подхода к нанесению. Художник, годами оттачивавший мастерство в одной технике, при переходе на другую может чувствовать себя почти новичком. Это не отсутствие таланта, это разница специфики материала.

Вместо заключения

Конечно, как и в любом правиле, здесь бывают блестящие исключения. История знает универсальных гениев вроде Леонардо да Винчи, который был одновременно художником, инженером и обладал безупречными научными познаниями. И в наши дни встречаются художники-виртуозы, с легкостью переключающиеся с акварели на цифру, создающие безупречные чертежи для своих проектов и обладающие каллиграфическим почерком. Но именно они — та самая редкость, которая лишь подчеркивает общее правило.

Эти мифы рождаются из-за расстояния между зрителем и творцом. Искусство кажется магией, а художник — волшебником. Но за каждой картиной стоит не мифический дар, а годы целенаправленного труда, поисков и, что очень важно, специализации. Понимая это, мы начинаем глубже и точнее воспринимать их работу. В следующий раз, общаясь с художником, лучше спросите не о почерке, а о том, какой материал он любит больше всего и почему. Поверьте, этот разговор будет куда интереснее.