Найти в Дзене
Журнал 4x4Club

Горящий снаряд на колёсах: почему выстрел батареей – плохое решение

Риск возгорания аккумулятора – ночной кошмар любого владельца электромобиля, и любимый аргумент электро-скептиков. Статистика утверждает, что машины с ДВС загораются значительно чаще, но суть не в цифрах, а в характере огня. Когда литий-ионная батарея сходит с ума – начинается «тепловой разгон», и она превращается в неугасимый факел.

Пожарные расчёты знают: на тушение может уйти несколько часов и сотни литров воды. Проблема стала настолько острой, что в Китае предложили радикальное решение – выстреливать горящим аккумулятором из машины. Но может ли это стать безопасным решением?

Огненная батарея в полёте

Идея, продемонстрированная Китайским научно-исследовательским центром по ремонту автомобилей после ДТП, проста до гениальности. Система аварийного выброса работает по принципу подушки безопасности или авиационного катапультирования. Специальные датчики отслеживают состояние аккумулятора, и в случае критического перегрева пиропатроны буквально за секунду вышвыривают батарейный блок на расстояние 3-6 метров от автомобиля. На испытательном полигоне это выглядело впечатляюще. Батарея весом сотни килограмм мягко приземлялась в специально подготовленную песчаную яму, а пожарные, находясь на безопасном расстоянии, накрывали её специальным огнеупорным одеялом. Эффектно? Бесспорно! Практично? Крайне сомнительно.

-2

Почему эта система не встречается в серийных автомобилях

Главная проблема этого «технологического выстрела» – непредсказуемость. Масса аккумулятора современного электрокара может достигать 500 килограммов. А теперь представьте, что этот раскалённый, пылающий и выделяющий горючие газы снаряд неконтролируемо вылетает на городскую улицу, загруженную трассу или парковку у торгового центра. Сценарии начинают рисоваться один страшнее другого: столкновение со встречным автомобилем, попадание в бензовоз, возгорание сухой травы у обочины или цепная реакция в подземном паркинге, где горят уже несколько электромобилей. Игра в «горячую картошку» с полутонной химической бомбой не та функция, которую ждут покупатели серийных автомобилей. Примечательно, что компания Joyson Electronics, которую изначально называли соразработчиком проекта, публично от него открестилась. Это наводит на мысль, что перед нами скорее смелый эксперимент, чем готовый к внедрению продукт.

-3

Что предлагается вместо экстремальных решений

К счастью, инженерная мысль бьёт не только в сторону кинематографичных решений. Мировые автопроизводители атакуют проблему с другой стороны – через профилактику и управление огнём. Renault разработала систему Fireman Access – специальные лючки и разъёмы, которые помогают пожарным получить доступ к очагу возгорания и эффективно его потушить. Компания готова бесплатно передать эту технологию конкурентам, понимая важность проблемы. Geely работает над созданием сверхпрочных и изолированных аккумуляторных блоков, которые смогут сдерживать пламя максимально долго, давая пассажирам время покинуть машину. LG Chem инвестирует в разработку химических составов аккумуляторов, способных самостоятельно нейтрализовать начинающееся возгорание. Битва за безопасность электромобилей идёт и на микроуровне. В ячейках батареи, в её архитектуре и системах оповещения. Это не так зрелищно, как выстрел батареей, но зато более эффективно и безопасно.

Так что вывод из всего вышесказанного прост: пока технология выброса выглядит как отчаянный и рискованный эксперимент. Будущее, за интеллектуальными системами, которые не создают новых угроз, а предотвращают возможность их возникновения.

-4