Найти в Дзене

Отмена УСН. Последствия и риски

Фото из архива автора
Фото из архива автора

В СМИ в последнее время активно обсуждаются предстоящие изменения в законодательстве, касающиеся организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения (УСН).

Что об этом известно точно, а что пока еще является только предположениями?

По итогам встречи с членами Общероссийской общественной организации «Деловая Россия» 13 мая 2025 года Президент России Владимир Путин утвердил перечень из 20 поручений, адресованных Правительству России.

Текст поручения (Пр-1387от 23.06.2025,п.2 д):

д) проанализировать параметры упрощенной системы налогообложения, применяемые с 1 января 2025 г., и представить предложения по их корректировке, в том числе предусмотрев для организаций и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих торговую деятельность, снижение размера дохода, по достижении которого они признаются плательщиками налога на добавленную стоимость, и поэтапный отказ от применения ими упрощенной системы налогообложения.

Ответственные: Мишустин М.В. и Репик А.Е.

Срок исполнения – 1 декабря 2025 г.

В поручении идет речь о следующих решениях, которые будут приняты по результатам анализа параметров УСН:

1) корректировка параметров УСН;

2) снижение размера дохода, по достижении которого организации и индивидуальные предприниматели становятся плательщиками НДС;

3) изменения касаются как организаций, так и индивидуальных предпринимателей;

4) изменения касаются торговой деятельности, как оптовой, так и розничной;

5) предусмотрен поэтапный отказ от применения УСН в торговой деятельности;

6) изменения вступят в действие в 1 января 2026 года.

Параметры УСН, действующие в 2025 году (глава 26.2 "Упрощенная система налогообложения" Налогового кодекса Российской Федерации):

предельный размер доходов до 450 млн рублей ( для перехода на УСН 337,5 млн. руб. за 9 мес.);

остаточная стоимость основных средств - до 200 млн рублей,

средняя численность работников не должна превышать 130 человек;

доля участия других организаций в уставном капитале не более 25%;

у организации нет филиалов.

С 1 января 2025 г. налогоплательщики, применяющие УСН, признаются плательщиками НДС, причем

от НДС освобождены налогоплательщики, доходы которых за год не превышают 60 млн. руб.;

ставка НДС 5% установлена для налогоплательщиков, чей доход за год составил от 60 до 250 млн рублей;

ставка НДС 7% установлена для налогоплательщиков, чей доход за год составил от 250 до 450 млн рублей;

плательщики пониженных ставок НДС 5 и 7% не имеют права на вычет входного НДС.

Поручение предусматривает снижение уровня дохода, при котором налогоплательщики освобождены от уплаты НДС, т. е. лимит в 60 млн. руб. будет снижен, возможно, до 30 млн. руб. и последующий отказ от применения УСН в торговле.

Кого коснутся ожидаемые изменения в системе налогообложения?

В настоящее время в России зарегистрированы по состоянию на 30.06.2025 согласно данным реестра МСП 6389939 субъектов МСП, том числе 2133150 организаций и 4256383 индивидуальных предпринимателя (ИП).

В малом и среднем бизнесе по состоянию на 30.06.2025 согласно данным реестра МСП заняты всего 15205061 человек, в том числе работники организаций – 12337196 человек, работники ИП -2867865 человек.

Численность официально трудоустроенного населения в России по данным Федеральной налоговой службы. составляет 56 млн человек, из них 15 млн. человек, или 26,7 % заняты в сфере малого и среднего предпринимательства.

По моим оценкам около 30% всех организаций и индивидуальных предпринимателей заняты в сфере торговли, следовательно изменения в налогообложении коснутся около 1917 тысяч организаций и ИП и работающих в них 4561,5 тысяч человек.

Какими будут последствия ожидаемых изменений в налоговом законодательстве?

Торговые организации малого бизнеса будут вынуждены повысить цены. При этом часть не выдержат конкуренции с сетевыми торговыми организациями и будут вынуждены прекратить деятельность или перепрофилироваться. Работники потеряют работу и доходы. Население ожидает рост цен, усилится инфляция.

Аптечные сети, доказавшие в судах свою непричастность к дроблению бизнеса и отстоявшие право работать на упрощенной системе налогообложения, будут работать с НДС, а это значит, что цены на лекарства существенно повысятся. Это коснется значительной части населения, и без того дорогие лекарства станут еще менее доступными.

Цель предлагаемых изменений налогового законодательства – преодоление дефицита бюджета. Однако ожидать, что эта цель непременно будет достигнута, нельзя.

Посмотрим на известную экономистам и финансистам кривую Лаффера, которая представляет собой зависимость поступлений в бюджет от величины налоговой ставки. Сначала с ростом налоговой ставки поступления в бюджет растут и при некоторой величине налоговой ставки достигают максимального значения.

При дальнейшем росте налоговой ставки поступления в бюджет начинают снижаться, поскольку высокие налоговые ставки лишают предпринимателей стимулов к развитию, предприятия стагнируют и прекращают деятельность, как следствие, снижаются налоговые поступления в бюджет.

На графике приведены условные показатели.
На графике приведены условные показатели.

Для примера рассчитаем налоговую нагрузку на 100 рублей заработанных предприятием средств, это добавленная стоимость, то есть разница между ценой проданного товара и стоимостью приобретенных для продажи товаров. Добавленная стоимость в основном направляется на выплату заработной платы персоналу.

Из 100 рублей исключаем НДС 20 %, что составит 16,67 руб.

Осталось 83,33 руб., их направляем на заработную плату, начисляем зарплату 64,1 руб., страховые взносы 30% 19,23 руб.

Из начисленной заработной платы работники отдают в бюджет налог на доходы физических лиц (НДФЛ) 13% или 8,33 руб.

Из заработанных 100 рублей работники получают 55,77 руб.

В бюджет перечисляются 16,67+19,23+8,33=44,23 руб.

Таким образом, налоговая нагрузка в нашем примере составляет 44,23 %.

Здесь мы не учли, что есть еще налог на имущество и налог на прибыль, которые также увеличивают налоговую нагрузку.

Этот простой пример показывает, что налоговая нагрузка и так уже достаточно велика и есть риск, что бюджет не сможет получить ожидаемые от повышения налогов поступления.

В сложившейся ситуации неясным остается еще один вопрос.

Предстоящие изменения коснутся торговых организаций. Однако есть такие организации, у которых торговая деятельность есть, но она не является основной, например, предприятия сервиса оказывают услуги, но одновременно продают сопутствующие товары.

Уже сейчас таким организациям нужно готовить решения, чтобы предстоящие изменения не привели их к неожиданным последствиям. Возможно, им придется отказаться от торговой деятельности или провести реорганизацию путем выделения торговой деятельности в отдельный бизнес, либо создать новую отдельную структуру для торговой деятельности.

В каждом конкретном случае нужен анализ деятельности предприятия, оценка возможных рисков и принятие рациональных решений.

Лучше всего это делать с привлечением профессиональных консультантов.