Уважаемые подписчики и гости канала, я рад вновь приветствовать вас на канале «Моделизм без границ»!
В данной статье я хочу продолжить свой рассказ о постройке модели первой отечественной атомной подводной лодки АПЛ К-3 «Ленинский комсомол».
Обзор и начало постройки модели атомной подводной лодки АПЛ К-3 «Ленинский комсомол» из набора ООО «Звезда» можно посмотреть, пройдя по ссылкам:
https://dzen.ru/a/aKQoBZuV3EjHOxmF
https://dzen.ru/a/aLbVA1nzlHXQ16YI
Внутренний интерьер АПЛ К-3, можно увидеть, посмотрев фотофильм (3:41мин), смонтированный мной из фотографий, сделанных внутри подводной лодки, экспонируемой в Музее военно-морской славы в Кронштадте, по ссылке:
В предыдущей статье я остановился на том, что закончил сборку корпуса лодки. На этом этапе готовность модели можно было бы оценить в 70%, так как корпусные делали и рубка – это практически готовая лодка.
Оставалось на рубке установить выдвижные телескопические антенны, перископ и элементы других навигационных систем, коими укомплектована эта модель. Также нужно было установить рули глубины и винты, что я с успехом проделал. Получилось так:
Следующим этапом я позаботился о том, чтобы повысить детализацию данной простой модели. В продаже никаких допов для этой старой модели нет, а без них она смотрится скучно.
Для решения этой задачи я решил установить поручни вокруг рубки и леерное ограждение на «спине» лодки.
Я попробовал два метода.
По совету автора канала «Пыльная Полка» (dzen), я сначала попытался сделать ограждение и поручень из тонкой лески. Леска хороший материал, так как держит форму, но выполнить одинаковые стойки для такого ограждения у меня не получилось. Поупражнявшись с леской, я пришёл к выводу, что добиться визуально приемлемого результата, используя данный метод можно, но это будет крайне сложно. Кроме того, вокруг рубки установить поручень из лески оказалось ещё сложнее, слишком мал масштаб. Леска пружинила, и не хотела ровно приклеиваться.
Тогда, я отставил эксперименты с леской и попробовал пойти по другому пути, направление для которого мне задал другой коллега по модельному цеху, автор канала «Модельки Линсера» (dzen).
Суть его совета была в том, чтобы использовать травлёные леерные ограждения М1:350 из тех, что есть в продаже. От ранее законченных проектов, у меня оставались двухрядные леерные ограждения именно такого масштаба. Остатки я никогда не выбрасываю, потому как знаю, что рано или поздно они пригодятся. Так оно и случилось в этот раз. Вырезав из этих ограждений срединную нитку, я установил всё на «спину» лодки спереди и сзади рубки, примерно так, как видел в музее. Поручень вокруг я рубки выполнил из медной проволочной жилы Д=0,3мм. Она немного толстовата, но более тонкой под рукой не оказалось. На этом я успокоился, так как визуально результат мне понравился:
Выражаю свою благодарность коллегам-моделистам, авторам каналов «Пыльная Полка» (dzen) и «Модельки Линсера» (dzen) за проявленный интерес и советы в моей работе по постройке модели АПЛ К-3 «Ленинский комсомол».
Следующим этапом я загрунтовал модель. Получилось как-то так:
Следующий этап будет заключительным. После покраски и нанесения декалей, в завершающей статье данного проекта, я представлю конечный результат.
А далее, по сложившейся на моём канале традиции, я приведу историческую справку об одном из эпизодов службы АПЛ «К-3», а именно о первом в истории отечественного флота подводном походе к Северному полюсу.
Первая Советская подводная лодка на Северном полюсе.
В историю АПЛ К-3 вошла не только благодаря тому, что это была первая отечественная атомная подводная лодка. АПЛ К-3 оставила свой след в истории Советского военно-морского флота, науки, промышленности, в истории отдельных судеб нашей страны. У лодки имеются как трагические, так и славные страницы летописи. Одним из исторических триумфальных моментов для АПЛ стал поход и всплытие на Северном полюсе. До 1962 года ни одна Советская подводная лодка не совершала подобных походов и всплытий. Для К-3 данный поход, в прямом смысле слова, стал проверкой на прочность. Итак, миссия по всплытию на Северном полюсе была поручена экипажу первой советской подводной лодки К-3.
К моменту начала похода, лодкой командовал капитан 2-го ранга, Лев Жильцов. Именно ему было поручено выполнение этой непростой миссии.
А сложность предстоящей задачи действительно была высокой, как в системе уравнений, где переменных намного больше, чем известных данных. И решать эту систему уравнений предстояло во многом на интуитивном уровне, иногда методом проб, и да, возможно ошибок.
Первая проблема заключалась в том, что дно маршрута не было изучено, карт подводного рельефа в районе Северного полюса, где предстояло осуществить всплытие, на тот момент времени просто не существовало.
Движение подо льдом осуществлялось при помощи гидролокаторов и гидроакустического оборудования. При этом многометровый лед отражал звуки самой лодки, и данные, получаемые акустиками, обладали высокой погрешностью. Полученные данные перепроверялись и сопоставлялись друг с другом для получения более-менее чёткой картины рельефа дна. В таких условиях даже незначительный просчёт мог закончиться катастрофой. Двигаться приходилось медленно, постоянно маневрируя.
Кроме того, возникали проблемы с позиционированием лодки. Традиционные методы не давали необходимой точности определения местоположения корабля. Гирокомпасы работали неустойчиво, а стандартные морские навигационные карты, построенные в проекции Меркатора, были неприменимы.
По мере продвижения лодки к цели началось резкое уменьшение глубин. Но подводники осторожно продолжали движение вперёд. Также серьёзную опасность представляли подводные кили гряд ледяных торосов, достигающие нескольких десятков метров, и возможность встречи с неизвестными подводными возвышенностями океанского дна. Обнаруженная мель оказалась ранее не изученным подводным горным хребтом. Данное геологическое образование впоследствии получило название в честь выдающегося Советского океанографа и полярника Ярослава Гаккеля. Данное открытие стало одним из значимых географических открытий в XX веке. Подводный хребет Ярослава Гаккеля в Северном ледовитом океане расположен между котловинами Нансена и Амундсена и является Северным продолжением Срединно-Атлантического хребта. Хребет состоит из двух условно-параллельных хребтов и многочисленных конусообразных гор, сложенных вулканическими породами (главным образом базальтами). По оси хребта расположены глубокие ущелья шириной 20—30 км. Протяжённость хребта составляет более 1000 км. Вершины хребта возвышаются над дном до 4 км, наименьшая известная глубина над хребтом составляет 400 м. Эта вершина также получила название гора Ленинского Комсомола.
Была ещё одна серьезная проблема технического характера. К-3 являлась по сути опытовой лодкой, так как была первой атомной в составе ВМФ. Многие технические недоработки удалось устранить по результатам ходовых испытаний, что-то устранялось и исправлялось уже в процессе строевой эксплуатации. Но, по сути, данная лодка оставалась «сырой» в техническом плане. Об этом не принято было писать в то время. И конечно для К-3 поход к Северному полюсу и всплытие во льдах было серьёзным испытанием. Слабым местом лодки был реактор и его системы. В парогенераторах первого контура реактора возникали трещины, из-за чего происходили утечки радиоактивной воды. При утечках воздух вокруг становился радиоактивным. Даже одна капля вытекшей радиоактивной воды приводила к резкому всплеску радиоактивного фона в реакторном отсеке. Сварные швы, которые накладывали на места повреждений, не приводили к полному решению проблемы.
На пути к полюсу излучение контуров реактора превышало норму в сотни раз, матросы в энергетических отсеках получали запредельные дозы радиации.
17 июля 1962 года подводная лодка достигла расчётной точки Северного полюса и миновала её. Зафиксировано время достижения означенного пункта: 6 часов 50 минут. На борту по этому случаю травили шутливые байки, предлагая на всякий случай сменить курс, чтобы «не погнуть земную ось» корпусом лодки.
После некоторого времени подводники нашли полынью, где толщина льда позволяла осуществить всплытие, что и было благополучно произведено. Рубка лодки тёмным пятном возвышалась над белоснежными нагромождениями вскрытого ледяного покрова. На самом высоком торосе был установлен государственный флаг.
Капитан Лев Жильцов объявил «увольнение на берег», команда ступила на льды. Моряки, впервые попав на открытый воздух после 10 дней похода, получили возможность отдохнуть и перевести дух. На северном полюсе на фоне лодки во льдах было сделано много фотографий и даже сняты кадры кинохроники, запечатлевшей историческое событие.
В отдельных источниках мне попадалась информация, что перед походом спецы из КГБ старалась изъять у экипажа все фотоаппараты. Тем не менее, фотоаппараты все-таки оказались на борту. И судя по количеству фотографий, которые я видел в открытом доступе, в сети, фотоаппаратов точно было не 1 штука.
С другой стороны, руководство страны Советов и командование ВМФ просто не могли бы допустить, чтобы не было сделано хотя бы несколько фотографий данного эпического момента. Кроме исторической ценности эти фотографии являлись достоверным доказательством присутствия атомной субмарины СССР во льдах Северно-ледовитого океана. Информация должна была попасть в прессу, и обязательно сопровождаться фотографией. И вполне понятно, что данная информация предназначалась не только для советского обывателя, но и для специалистов из стран блока НАТО и США, внимательно следивших за всем, что связано с развитием атомных ПЛ в СССР. Информация тщательно дозировалась, после чего публиковалась.
По возвращению из похода экипаж лодки К-3 встречал лично Первый секретарь ЦК КПСС Никита Сергеевич Хрущев. Члены экипажа были представлены к государственным наградам. Руководителю похода, контр-адмиралу Александру Петелину, командиру К-3, капитану 2 ранга Льву Жильцову и инженер-капитану 2 ранга Рюрику Тимофееву было присуждено звание Герой Советского Союза.
В октябре 1962 года АПЛ К-3 получила название «Ленинский Комсомол». По Русской / Советской традиции название корабля было унаследовано от ранее существовавшего боевого корабля из состава отечественного флота, в данном случае - от дизельной подводной лодки М-106, погибшей в 1943 году в одном из боевых походов.
Ну, а на сегодня у меня всё. Если статья была интересной, ставьте 👍. Всегда рад вашим отзывам, комментариям и советам. Всем здоровья и удачи!