Найти в Дзене
Приазовка

Как Бондарчук развеял сомнения Шолохова

Так вышло, что юбилейные даты жизни двух великих мастеров совпали с Годом 80-летия Великой Победы нашего народа над немецко-фашистскими захватчиками в самой кровопролитной войне 1941-1945 гг., в которой они оба участвовали. 24 мая отмечалось 120 лет со дня рождения писателя Михаила Александровича Шолохова (11/24.05.1905 – 21.02.1984), а сегодня, 25 сентября, исполняется 105 лет со дня рождения кинорежиссёра и актёра, нашего земляка Сергея Фёдоровича Бондарчука (25.09.1920-20.10.1994). «Они сошлись! Волна и камень, стихи и проза, лёд и пламень не столь различны меж собой…» – писал А. С. Пушкин о различиях между Онегиным и Ленским, героями его романа «Евгений Онегин». Когда же в 1957 г. сошлись в своём творческом дуэте по созданию фильма Михаил Шолохов и Сергей Бондарчук, различие между ними было лишь в опыте экранизации литературного произведения (роман писателя «Тихий Дон» к тому времени уже воплотился в фильме режиссёра Сергея Герасимова). А вот общего между ними очень много. Забега
Оглавление
ФОТО: russiainphoto.ru
ФОТО: russiainphoto.ru

К 105-летию С. Ф. Бондарчука

Так вышло, что юбилейные даты жизни двух великих мастеров совпали с Годом 80-летия Великой Победы нашего народа над немецко-фашистскими захватчиками в самой кровопролитной войне 1941-1945 гг., в которой они оба участвовали.

24 мая отмечалось 120 лет со дня рождения писателя Михаила Александровича Шолохова (11/24.05.1905 – 21.02.1984), а сегодня, 25 сентября, исполняется 105 лет со дня рождения кинорежиссёра и актёра, нашего земляка Сергея Фёдоровича Бондарчука (25.09.1920-20.10.1994).

Мастерам посвящается

«Они сошлись! Волна и камень, стихи и проза, лёд и пламень не столь различны меж собой…» – писал А. С. Пушкин о различиях между Онегиным и Ленским, героями его романа «Евгений Онегин». Когда же в 1957 г. сошлись в своём творческом дуэте по созданию фильма Михаил Шолохов и Сергей Бондарчук, различие между ними было лишь в опыте экранизации литературного произведения (роман писателя «Тихий Дон» к тому времени уже воплотился в фильме режиссёра Сергея Герасимова). А вот общего между ними очень много.

Забегая вперёд, напомним: их станут называть ещё при жизни великими, что бывает крайне редко. Оба они удостоятся самых высоких отечественных и международных наград. Так, в 1965 г. М. А. Шолохову в Стокгольме вручена Нобелевская премия за роман-эпопею «Тихий Дон» с такой формулировкой: «за художественную силу и цельность эпоса о донском казачестве в переломное для России время». А в 1969 г. С. Ф. Бондарчука наградят международной премией и золотой статуэткой «Оскар» Американской академии киноискусства за экранизацию романа-эпопеи Льва Толстого «Война и мир» – фильм-шедевр, покоривший весь мир.

ФОТО: Ейский историко-краеведческий музей им. В.В. Самсонова
ФОТО: Ейский историко-краеведческий музей им. В.В. Самсонова

Кроме этого, оба мастера удостоены высоких званий – «народный» и «Герой Социалистического Труда». Примечательно, что Бондарчук получит звание «Народный артист СССР» в 1952 г. за гениальное исполнение роли Тараса Шевченко в одноимённом фильме. По тем временам он стал самым молодым актёром с таким званием.Но главное, что Шолохова и Бондарчука объединило творчески, – это общая работа над произведениями о войне. Их вдохновляла одна забота, одна цель: донести до читателей и зрителей правду о воине-освободителе, о высокой степени его мужества, стойкости и патриотизма в ожесточённых условиях войны. Наиболее ярко это проявилось в шолоховском рассказе «Судьба человека» и его незаконченном романе «Они сражались за Родину», к экранизации которых с разрешения писателя и приступит Сергей Бондарчук.

ФОТО: Ейский историко-краеведческий музей им. В.В. Самсонова
ФОТО: Ейский историко-краеведческий музей им. В.В. Самсонова

«Шолохов не поверил в мою режиссуру…»

Рассказ Михаила Шолохова «Судьба человека» публиковался в газете «Правда» в декабре 1956 – январе 1957 гг. Сергей Бондарчук рассказывал: «Как только я его прочитал, сразу же загорелся желанием снять по этому произведению фильм. И потом, что бы я ни делал, о чём бы ни думал, я видел лишь Андрея Соколова, его мальчонку, его жену, разлив Дона, войну, фашистский концлагерь. Снять этот фильм стало для меня больше, чем творческим планом, больше, чем мечтой. Это стало целью моей жизни…А Михаил Александрович, хотя и согласился на экранизацию, но не поверил в мою режиссуру…».

Дело в том, что к тому моменту Сергей Бондарчук, будучи уже востребованным и популярным актёром, известным по главным ролям в фильмах «Молодая гвардия», «Тарас Шевченко», «Отелло», «Попрыгунья», совсем не имел режиссёрского опыта. Фильм «Судьба человека» должен был стать его дебютом. Вот Шолохов и засомневался: справится ли режиссёр-дебютант с этой задачей? К тому же и руководство «Мосфильма» считало, что материала небольшого рассказа хватит только для короткометражного фильма.

Сомнения у писателя вызвало и намерение Бондарчука сыграть главную роль – фронтовика Андрея Соколова, побывавшего в плену. Сергей Фёдорович вспоминал: «Поначалу у Шолохова было недоверие ко мне – человеку городскому: «смогу ли влезть в шкуру» Андрея Соколова, характера, увиденного в самой сердцевине народной жизни? Он долго рассматривал мои руки и сказал: «У Соколова руки-то другие…». Позже, уже находясь со съёмочной группой в станице Вёшенской, я, одетый в костюм Соколова, постучался в калитку шолоховского дома. Он не сразу узнал меня. А когда узнал, улыбнулся и про руки больше не говорил».

Да, видимо, ещё плохо тогда писатель знал решительный характер, целеустремлённость и настойчивость Бондарчука в достижении задуманного.

ФОТО: Ейский историко-краеведческий музей им. В.В. Самсонова
ФОТО: Ейский историко-краеведческий музей им. В.В. Самсонова

Сергей Фёдорович был настолько одержим этой идеей и так самозабвенно работал над ролью Андрея Соколова, что в результате Шолохов признал его стопроцентное попадание в образ и полное раскрытие замысла произведения. Как писал ейчанин, летописец Е. А. Котенко в своей книге «Шолохов и Бондарчук», «Михаил Шолохов, можно сказать, своим классически чистым рассказом, а Сергей Бондарчук своим фильмом реабилитировали тех, кто в силу трагических обстоятельств оказались в плену в годы Великой Отечественной войны».

Фильм «Судьба человека» стал настоящим событием и для советского, и для мирового кинематографа. В 1959 г. его посмотрело около 40 миллионов зрителей в СССР. За эту работу Сергей Бондарчук получил много наград: Ленинскую премию (теперь это Государственная премия), главные призы на нескольких международных и Московском кинофестивалях. А родоначальник итальянского неореализма Роберто Росселлини говорил о фильме: «Это самое сильное, самое великое, что было снято о войне. Такой фильм не подвластен времени, ибо он подтверждает истину: нужно жить, оставаясь человеком в любых ситуациях».

«Думаю, у них получится…»

Так ответил Михаил Шолохов Бондарчуку (теперь уже не сомневаясь в нём как режиссёре), когда тот попросил разрешения снять фильм по его незаконченному роману «Они сражались за Родину» и представил писателю воистину звёздный актёрский состав. Вячеслав Тихонов, Василий Шукшин, Юрий Никулин, Георгий Бурков, Иннокентий Смоктуновский, Нонна Мордюкова и многие другие известные артисты не вызвали сомнений у Шолохова.

А Сергей Бондарчук, сам воевавший на фронтах Великой Отечественной с 1942 по 1946 гг., так объяснял своё решение снять военный фильм именно по этому роману Шолохова:

- Война до сих пор живёт незаживающей раной в моей душе. Наверно, потому и сам я в фильме «Они сражались за Родину» вновь надел солдатскую шинель и сыграл в фильме роль рядового Ивана Звягинцева, который до войны работал комбайнером… А как режиссёр я хотел показать дух воинов, истоки будущей победы, обстановку и атмосферу, в которой она зарождалась.

Ведь в романе писатель воссоздал один из самых трагических моментов Великой Отечественной войны – отступление летом 1942 г. советских войск на Дону, понёсших огромные потери. Шолохов раскрывал душу русского человека в тягчайших испытаниях и показывал людей, не сломленных этими испытаниями и готовых бить врага до победы. «А мы, актёры, игравшие этих людей, воспринимали своих героев как святых», – вспоминал Вячеслав Тихонов, исполнивший роль рядового Николая Стрельцова, агронома в довоенной жизни.

И фильм получился! Режиссёр и актёры оправдали доверие Шолохова и выполнили его наказ, «чтобы в фильме всё было правдиво до боли». Картина вышла на экраны в апреле 1975 г., к 30-летию Великой Победы. Благодаря актёрскому и режиссёрскому мастерству Сергея Фёдоровича Бондарчука, из незаконченного романа вышел полномасштабный фильм, получивший много положительных откликов зрителей и завоевавший призы и дипломы на многих международных кинофестивалях. В 1977 г. он был удостоен Государственной премии РСФСР имени братьев Васильевых.

А герои этого фильма, проявившие стойкость, мужество, героизм, верившие в идеи добра, справедливости, людского братства, подтверждают сказанное другим русским писателем – Алексеем Николаевичем Толстым: «Да, вот они, русские характеры: кажется, прост человек, а придёт суровая беда, и поднимется в нём великая сила – человеческая красота».

Знаете ли вы, что…

Сергей Фёдорович Бондарчук был многогранной личностью. Природа наделила его редкой наблюдательностью, точным, выразительным литературным языком, исключительной способностью увидеть и понять человеческую душу. Благодаря этим качествам он мог бы стать замечательным русским писателем, что и подтверждают написанные им книги «Желание чуда» и «Воспитание правдой», а также все его авторские сценарии, роли и поставленные им фильмы. Как режиссёр он создал восемь кинофильмов, как актёр сыграл в 32 картинах. Одарённый тонким чувством цвета и света, обладавший мастерством композиции, Сергей Фёдорович мог бы стать профессиональным художником. Им созданы натюрморты, пейзажи, портреты и даже несколько икон. Но основной своей профессией он избрал ту, о которой ещё в 16 лет сказал отцу: «Я буду артистом!» И этому выбору он остался верен до конца своих дней.

Источники:

Выстробец А. И. Сергей Бондарчук. Судьба и фильмы. М., 1991.

Губанов Г. В. Шолохов: мгновения жизни. Р-на-Д., 2000.

Котенко Е. А. Шолохов и Бондарчук. Ейск, 2005.

Фото: Сергей Бондарчук и Михаил Шолохов - было сделано в 1957 г