Найти в Дзене
"Енисейская правда"

Россия – победителей страна. Мусульмане Сибири во время Великой Отечественной войны

«Я здесь душой отогреваюсь», – сказал, находясь в Енисейске, имам Красноярской соборной мечети, помощник муфтия Красноярского края, мусульманский психолог Рушан хазрат Салахетдинов. Это тепло Енисейска, души греющее, отмечают многие приезжающие сюда из больших городов. Тишина старинных улиц, спокойствие и бессуетностьзаставляют жителей мегаполисов сбавить шаг, вдохнуть полной грудью чистый таёжный и речной воздух, что-то обдумать и что-то переоценить. И, конечно, пообщаться. «Здесь живут особенные люди. Открытые, готовые всегда подсказать, помочь», – часто слышим мы от туристов. Именно об этой открытости и неравнодушии и шла речь на форуме«Поликультурные духовные традиции Сибири», темой которого стала патриотическая деятельность мусульман края в годы Великой Отечественной войны. С докладами по теме выступили гости из Красноярска и енисейцы. Использую архивные и музейные данные, а также личные воспоминания, они рассказали о вкладе конкретных людей в Победу, о работе в тылу, о сохранени

«Я здесь душой отогреваюсь», – сказал, находясь в Енисейске, имам Красноярской соборной мечети, помощник муфтия Красноярского края, мусульманский психолог Рушан хазрат Салахетдинов.

Это тепло Енисейска, души греющее, отмечают многие приезжающие сюда из больших городов. Тишина старинных улиц, спокойствие и бессуетностьзаставляют жителей мегаполисов сбавить шаг, вдохнуть полной грудью чистый таёжный и речной воздух, что-то обдумать и что-то переоценить. И, конечно, пообщаться. «Здесь живут особенные люди. Открытые, готовые всегда подсказать, помочь», – часто слышим мы от туристов. Именно об этой открытости и неравнодушии и шла речь на форуме«Поликультурные духовные традиции Сибири», темой которого стала патриотическая деятельность мусульман края в годы Великой Отечественной войны.

имам Красноярской соборной мечети, помощник муфтия Красноярского края Рушан хазрат Салахетдинов.
имам Красноярской соборной мечети, помощник муфтия Красноярского края Рушан хазрат Салахетдинов.

С докладами по теме выступили гости из Красноярска и енисейцы. Использую архивные и музейные данные, а также личные воспоминания, они рассказали о вкладе конкретных людей в Победу, о работе в тылу, о сохранении веры во времена испытаний.

Узнавая друг друга, укрепляем страну

Среди гостей, открывающих форум, – православный священник, иерей, благочинный церквей Енисейского округа Николай Запольских. «Россия – страна многонациональная, многоконфессиональная. И нам нечего делить, многому мы друг от друга учимся, – обратился к слушателям отец Николай. – В годы испытаний, в военные годы народ объединяется, сплачивается ради победы. В окопах нет различия, кто ты – мусульманинили православный, там все – братья. Так было в годы Великой Отечественной войны. Так происходит и сейчас, во время проведения специальной военной операции. Все граждане России вместе защищают суверенитет нашей Родины. Так было, так есть и так будет всегда. И чем больше мы будем друг друга узнавать, тем крепче будет наша страна».

Иерей, благочинный церквей Енисейского округа Николай Запольских
Иерей, благочинный церквей Енисейского округа Николай Запольских

Важно сохранить единство

Что нас сближает и что нас роднит? С этого вопроса к собравшимся начал своё выступление Рушан хазрат. «Многие из нас, сидящих в этом зале, видели ветеранов Великой Отечественной войны, общались с ними лично. Думаю, их бы очень много. Из того, что сейчас происходит, удивило. Например, поднятие уровня патриотизма какими-то акциями, флэшмобами. Ведь дух единства, любовь к своей Родине, желание и стремление её защищать всегда было в крови у наших людей. Мы едины даже и общей историей периода гонения на религию, когда крайне сложно было оставаться в вере и мусульманам, и православным. Мы едины и историей подвигов, историей героических сражений и историей нашей общей Победы. Важно это единство хранить!»

Любовь к Родине – часть веры

Тему мусульман в годы Великой Отечественной войны продолжил Семён Кожевников, профессор, преподаватель истории религии Сибирского федерального университета, председатель духовно-просветительского центра «Ключ». «В достижении победы участвовали люди совершенно разных конфессий. Мы со студентами об этом часто говорим, и нашей молодёжи, нашему будущему, это важно знать. Этот год, когда отмечается 80-летие Великой Победы, особо богат на такие беседы. Богат этот год и на открытия. Цифры, с которыми я вас познакомлю, опубликованы совсем недавно. Их обнаружил в архивах Вячеслав Абдулович Ахмадуллин, доктор исторических наук, профессор, автор исторических книг по исламу в России, в СССР», - начал своё выступление Семён Валериевич.

Семён Кожевников, профессор, преподаватель истории религии Сибирского федерального университета
Семён Кожевников, профессор, преподаватель истории религии Сибирского федерального университета

Первым человеком, о котором он рассказал на форуме, стал Габдрахман Зейналлович Расулев, муфтий Центрального духовного управления мусульман. В годы Великой Отечественной войны он вёл активную подвижническую деятельность, и первый обратился к единоверцам, мусульманам СССР, с призывом встать на защиту Родины.Это произошло 18 июля 1941 года.

Девятый российский муфтий Габдрахман Расулев
Девятый российский муфтий Габдрахман Расулев

Центральное управление располагалось в годы войны в Уфе. Позже, в1943-1944 годах, было создано ещё три духовных управления мусульман – Средней Азии и Казахстана, Закавказья, а также Северного Кавказа. Эти четыре мусульманские структуры и действовали во время войны, собирали деньги, отправляли на фронт вещи, помогали семьям бойцов и инвалидам в тылу.

«За время войны управления мусульман сдали в фонд обороны страны более двух миллионов рублей и отправили большое количество подарков бойцам Красной армии, – продолжил Семён Валериевич. – Муфтий, чтобы не быть голословным, показал личный тому пример. Сохранились документы, которые говорят о том, что он выделил 50 тысяч рублей из собственных средств на строительство танковой колонны. Примерего откликнулся в сердцах людей, начался активный сбор средств и на строительство танков, и на колонны военной техники. С такими же призывами обращались и православные священники. Например, колонна «Дмитрия Донского» была построена на средства Русской православной церкви.

По состоянию на 13 июня 1945 года, на территории Советского Союза проживало 35 миллионов мусульман, считавших себя верующими. Все они так или иначе были задействованы в достижении Победы. Интересно, что погибшие в сражениях мусульмане считаются шахидами, то есть павшими за веру, и сейчас на полях битвы во время СВО – тоже.

Можно сказать, что возрождение ислама в Союзе произошло во время войны. Строились мечети, хотя было тяжело. Тяжело открывались и православные храмы. Но именно тогда отношение государства к религииизменилось, пусть и формально».

Габдрахман Расулев возглавлял Центральное духовное управление мусульман и после войны, когда название управления было изменено на Управление мусульман северной части СССР и Сибири.

Сберечь предметы наших предков

Амир хазрат Акманаев, имам соборной мечети Енисейска, председатель местной религиозной мусульманской организации Енисейска и Енисейского района, сообщил, что вскоре в нашем городе откроется ещё один музей.

«Чистое небо над головой мы видим благодаря нашим дедам-фронтовикам, мы воспитаны на примере их героических поступков. Мы – наследники, и бережно храним дома те предметы быта, которыми пользовались наши предки. Затёртые края старых Коранов говорят нам о том, что наши предки стремились к знаниям и хранили веру в любые, даже самые сложные времена», – говорит Амир Наильевич.

Эти старые Кораны и многие другие предметы станут частью экспозиции музея мусульманской культуры, который готовится к открытию на территории мечети силами общины.

Амир и Альфия Акманаевы - очень активные жители Енисейска, хранители мусульманских традиций
Амир и Альфия Акманаевы - очень активные жители Енисейска, хранители мусульманских традиций

Напомним, что мечеть в Енисейске – самая старинная в Красноярском крае. Построена она в конце XIX века. Закрыта, как и православные храмы, в 1930 году. В советские годы в помещении мечети выделывали кожу, разливали керосин, перезапрягали лошадей, мастерили столярные изделия.

К 400-летию Енисейска в 2019 году мечеть восстановили. Первые намазы в ней стали совершаться уже во время реставрации. Теперь эта мечеть – соборная.

Интересный факт: строительство мечети в Енисейске было разрешено в 1892 году, но к возведению приступили лишь в 1902, закончив его в 1905.
Интересный факт: строительство мечети в Енисейске было разрешено в 1892 году, но к возведению приступили лишь в 1902, закончив его в 1905.

Дела музейные

«Персональные дела енисейских мусульман в фондах Енисейского музея-заповедника» — тема, которую раскрыла собравшимся Наталия Поздеева, заведующая отделом документальной истории и археологии Енисейского музея-заповедника.

«Как сотрудник музея, буду говорить только на основании документов, хранящихся в фондах. Сразу замечу, что ни в одном документе, ни в одной анкете не поставлена национальность», – начала своё выступление Наталия Владимировна.

Сотрудник Енисейского музея-заповедника Наталия Поздеева не только познакомила нас с судьбами земляков, но и представила большой издательский труд музея – двухтомник «От Енисея до Берлина. Очерки о жителях Енисейска – участниках Великой Отечественной войны».
Сотрудник Енисейского музея-заповедника Наталия Поздеева не только познакомила нас с судьбами земляков, но и представила большой издательский труд музея – двухтомник «От Енисея до Берлина. Очерки о жителях Енисейска – участниках Великой Отечественной войны».

На экране – фотографии енисейцев. Многие из них знакомы сидящим в зале, о ком-то писали и в нашей газете. Один из таких героев – Хабибрахман Кагиров. Он родился в 1923 году. В 1941-м поступил в Новосибирский медицинский институт, но с началом войны стал работать на военном заводе в п. Тея, где изготавливали снаряды. На фронт ушёл добровольцем из п. Северо-Енисейского в 1942 году. Ефрейтор, старший разведчик. Погиб 16 апреля 1944 года под артиллерийским огнём. В музее хранятся более 20 писем Хабибрахмана своим родным, в том числе и тёте Ханифе Нагаевой.

-8
Письмо фронтовое Кагирова Хабибрахмана Фазлиахметовича 1944 г. 20 февраля
Письмо фронтовое Кагирова Хабибрахмана Фазлиахметовича 1944 г. 20 февраля

«Здравствуй, дорогая моя тётя! Привет с фронта! С горячим к вам приветом ваш сын, брат Хабибрахман! Сообщаю вам, что я пока жив и здоров. Ну а жизнь моя обыкновенная, солдатская, как и всегда. И вот сижу я в землянке у печурки и при свете коптилки, которой я пользуюсь уже полтора года пребывания на фронте, пишу вам. Но я не знаю сейчас о вас ничего, потому что писем давно нет. О себе писать нечего, не беспокойтесь обо мне. Пишите лучше, как вы?» Память о герое бережно хранят в его семье: родные каждый год встают в строй Бессмертного полка с портретом Хабибрахмана Кагирова.

Кагиров Хабибрахман
Кагиров Хабибрахман

В бессмертном строю с героями
В бессмертном строю с героями

Нагаева Ханифа Фаттаховна – та самая тётя, которой писал с фронта племянник Хабибрахман, работала печатницей. В 1934 году ученицей пришла она в типографию газеты «За большевистские темпы» – так тогда называлась «Енисейская правда». Это её руки набирали сводки Совинформбюро. Она вместе со своими коллегами-подругами знакомила жителей Енисейска и Енисейского района с новостями на фронтах, на полях сражений. Ханифа Фаттаховна была очень активной комсомолкой, участвовала во всех избирательных кампаниях довоенного и послевоенного периодов. Кстати, до войны избирательный участок находился в клубе Вахитова. Ханифа Фаттаховна – ветеран труда.

Наборщица Ханифа Нагаева на рабочем месте в типографии «За большевистские темпы», 1930 г.
Наборщица Ханифа Нагаева на рабочем месте в типографии «За большевистские темпы», 1930 г.

В военном билете Абдрахмана Насибуловича Насибулина есть вкладыш, который не позволил ему отправиться на фронт. На красной линии, проходящей по диагонали листа, значится слово «Забронирован».

Билет военный Насибулина Абрахмана Насибуловича - ветерана партии и труда. От 27 декабря 1940г.
Билет военный Насибулина Абрахмана Насибуловича - ветерана партии и труда. От 27 декабря 1940г.

На фронт Абдрахман хотел, но управление городом – очень важная миссия. С 1938 по 1942 год Насибулин был председателем горсовета Енисейска. Потом его отправляют в Пировское и только в марте 1945 года он возвращается. Это он формировал первые колонны на фронт, организовывал сбор денег в фонд обороны, встречал тех, кто вернулся с фронта, участвовал 9 мая 1945 года в митинге в Енисейске. Окончив семь классов, Абдрахман Насибулович был директором своей родной татарской школы. Затем окончил советскую партшколу и курсы по усовершенствованию, после чего стал финансовым работником, а после войны руководил сберкассой. Был очень активным общественником, о чём говорят хранящиеся в архивах музея почётные грамоты, депутатские мандаты и личное партийное дело.

Имя этой женщины знакомо, без сомнения, очень многим жителям Енисейска, и уж абсолютно точно трудовой и гражданский подвиг Фатимы Сатдаровны Музафаровой известен каждому участнику форума, который и начался, к слову, с возложения цветов к памятному знаку, установленному в честь этой женщины. В музее хранятся десятки документов, рассказывающих о работе директора енисейского детского дома Фаины Савельевны, а именно так называли её воспитанники. В годы войны их под крылом Фаины Савельевны было 340. На одном из снимков – преподавательский коллектив 1945 года. Совсем молодые люди! Им выпало воспитывать сотни ребят с непростыми судьбами, принимать детей блокадного Ленинграда, беспризорников. Один из них по фамилии Ахметзянов потом напишет: «Дорогая Фаина Савельевна, поздравляем Вас с высокой наградой – орденом Ленина. Вы заслужили его своим многолетним трудом, чутким и внимательным отношением к нам. В трудные годы Вы заменили нам отца и мать, через Ваши руки прошли тысячи врачей, инженеров, техников, учителей». Таких писем от руки – благодарностей человеку за труд – хранится в Енисейском музее-заповеднике немало.

Один из интересных документов – повторное свидетельство о рожденииФатимы, выданное в 1946 году, где в графе «Сведения о родителях» записаны имена и фамилия родителей, а вот вместо отчества поставлено «татарин» и «татарка». В этом же документе местом регистрации ребёнка значится «татарская церковь».

Она стала мамой для сотен детей

Тему детства своей знаменитой бабушки Фатимы Музафаровой продолжил её внук Рашид Алимов. На экране – уникальные фотографии из семейного архива. На одной из них – группа девочек в татарских нарядах. Снимок сделан в 1915 году. Фатиме на нём – семь. А вот они девушками-подружками в национальных татарских костюмах на фото 1927 года. На головах – миниатюрные халфаки, на ножках – изящные сапожки на шнуровке. Можно национальный колорит моды изучать! Такой Фаину Сатдаровну, наверное, и не знал никто! Вот молодые люди в театральных костюмах, а в черкеске – Фатима! «Да, она была очень активной и многогранной. И это результат воспитания в семье. Её отец уделял большое внимание образованию детей, при этом был человеком глубоко набожным. В нашей семье хранится документ, в котором записано, что в 1928 году магометанское общество Енисейска попросило у горисполкома вернуть мечеть в пользование обществу. Мечеть вернули при условии, что в ней не будет проводиться контрреволюционная деятельность», – рассказывает Рашид.

Ещё фото, ещё… Вот она на покосе с коллегами из детского дома, вот в окружении ребят, считавших её своей мамой. А эта фотография с орденом Ленина на груди сделана уже после войны…

«Много раз уже говорили, что было в детском доме во время войны 340 детей. Ребятишек привозили отовсюду, были среди них и эвакуированные, и беспризорники. В семье как-то вспоминали, что после депортации калмыков детей из сосланных семей собрали и привезли в детский дом. Ибыли они в деревянной обуви», - вспоминает Рашид.

Работа в детском доме была выстроена так, что продуктами он не только сам себя обеспечивал, но ещё и помощь оказывал фронту и особо нуждающимся горожанам. Преподаватели отчисляли на фронт со своей заработной платы. Благодарность коллективу детдома и его директору от Верховного Главнокомандующего Иосифа Сталина, которая хранится в семейном архиве Алимовых, говорит о том, что вклад этот был значительным.

Традицию отправлять посылки солдатам Фаина Савельевна сохранила и после войны. Благодаря её заботе выпускники детского дома, ушедшие на срочную службу, не чувствовали себя одинокими и обездоленными, видя, как другие ребята получают посылки из дома.

Теперь её выпускники, приезжая в Енисейск, непременно идут на территорию детского дома, чтобы положить алые гвоздики на раскрытую гранитную книгу – памятный знак их маме. А рядом с когда-то жилыми и учебными корпусами возвышаются огромные тополя и берёзы. Их высадили ребята в память о своих родных, оставшихся навечно в сороковых, роковых. Постоят, погладят рукой седые выпускники потрескавшиеся от времени стволы, шёпотом произнесут имена отцов, братьев… Имена будут звучать разные: татарские и русские, немецкие и башкирские, казахские и литовские… И будут подхватывать их шелестящие на ветру листья, вознося, словно молитву, к небесам. И будет эта молитва о мире и о победе, за которую сейчас, как восемь десятилетий назад, стоят сыны великой России.

2. Коллектив Енисейского детского дома и воспитанники разных лет. В центре – директор Фатима Музафарова 22.01.1945 г.
2. Коллектив Енисейского детского дома и воспитанники разных лет. В центре – директор Фатима Музафарова 22.01.1945 г.
4. Житель Енисейска Рашид Алимов рассказал на форуме о своей героической бабушке Фатиме Музафаровой
4. Житель Енисейска Рашид Алимов рассказал на форуме о своей героической бабушке Фатиме Музафаровой

Оксана ВЛАСОВА

Фото автора и из архива Енисейского музея-заповедника