Дом с золотым унитазом, миллионы взяток и компенсация из бюджета — в Ставропольском крае разворачивается история, которая выглядит как сценарий криминального сериала. Бывший начальник ГИБДД Алексей Сафонов получил 20 лет колонии, а его сожительница добилась 11,7 млн рублей компенсации за участок под конфискованным особняком.
Многие сочтут это удивительным, но так бывает: высокопоставленных чиновников обвиняют в коррупции, находят у них роскошные дома, «золотые унитазы» — и всё же в ряде случаев часть имущества остаётся у связанных с ними лиц. Вот что произошло в одном из таких громких дел в Ставропольском крае на примере экс-главы местного ГИБДД Алексея Сафонова.
Сафонов возглавлял управление ГИБДД по Ставропольскому краю с 2012 до 2021 года. В июле 2021-го его задержали по подозрению в получении взяток, создании преступного сообщества и злоупотреблении должностными полномочиями.
По версии следствия, схема работала так: компании-грузоперевозчики платили Сафонову и его подчинённым деньги за «пропуска» — чтобы нарушающие нормы груза фуры могли проезжать, не задерживаясь:
в течение нескольких лет члены группировки выпускали и за деньги передавали водителям грузовиков с зерном и строительными материалами специальные «пропуска», не предусмотренные никакими официальными правилами. За эту незаконную деятельность они собрали взятки в особо крупном размере — в сумме около 19 миллионов рублей. 10 тыс. рублей за один «пропуск».
В ходе расследования и обысков выяснилось, что имущество Сафонова и его близких — жена/сожительница, родственники — включает десятки домов, земельных участков, автомобили премиум-класса, а также предметы роскоши. Известный кейс — дом с золотым унитазом, мебелью, позолоченными деталями. Общая стоимость конфискованного имущества оценивается примерно в 180 миллионов рублей.
Суд признал Сафонова виновным: в мае-2025 Черкесский городской суд приговорил его к 20 годам колонии строгого режима и штрафу в 100 млн рублей. Также ему лишили звания полковника и права занимать должности в органах власти.
Но есть важный нюанс: часть имущества, которая была оформлена не на него лично, а на его сожительницу Елену Псел или других близких, стала предметом спора. В частности, дом, в котором обнаружили золотой унитаз, формально принадлежал Псел. Суд решил: дом изымается как доход государства, но Елене Псел выплатят компенсацию — 11,7 млн рублей — за землю под этим домом.
Адвокат Псел настаивает, что участок был приобретён законно, и он неразрывно связан с домом, поэтому отказать в компенсации было бы неправильно:
«Суд не мог принять иного решения, так как в доход государства был обращён дом, а он неразрывно связан с земельным участком».
Согласно официальным материалам, семья Сафонова (его мать, его бывшая жена с мамой и нынешняя гражданская жена - Псел) за 14 лет декларировала доходы порядка 18,5 миллионов рублей, тогда как стоимость имущества — значительно выше (свыше 130-180 миллионов).
- Даже если человека осудили и конфисковали имущество, те вещи, которые записаны на других людей (например, на партнёров или родственников), могут остаться не полностью под контролем государства, особенно если доказать, что они приобретены на незаконные средства, сложно.
- Правовая система может признать за «третьими лицами» право на компенсацию за имущество, даже когда сам объект (например, дом) переходит государству, если земля или часть прав оформлены на другого человека.
- Разница между тем, что можно доказать, и тем, что не доказано, часто решает, кто что получит или лишится в таких делах.
На связи Максим Обухов. Мой телеграм-канал ЗДЕСЬ.
ПОДДЕРЖАТЬ РАБОТУ КАНАЛА
Отправить донат:
https://yoomoney.ru/to/41001618057417
Kaspi GOLD (VISA) - 4400 4302 9433 6463
Карта МИР - 2204 1202 0005 0249