Недавно я побывала в Великом Новгороде и, естественно, видела там много замечательной храмовой архитектуры, старинных росписей и икон. Казалось бы, к теме этого блога всё это не имеет отношения - науки тут точно нет, а фантастика... весьма специфическая.
Тем не менее, кое-что интересное обнаружилось. Ибо, как сказано, "дух веет, где хочет". А уж как изобразить этот дух - дело художника, и стало быть, именно тут умозрительное и воображаемое встречается с наглядным и зримым.
Сюжет и источники
Чудо Благовещения описано в единственном из четырех канонических Евангелий - от Луки:
Ангел, войдя к Ней, сказал: радуйся, Благодатная! Господь с Тобою; благословенна Ты между жёнами. Она же, увидев его, смутилась от слов его и размышляла, что бы это было за приветствие. И сказал Ей Ангел: не бойся, Мария, ибо Ты обрела благодать у Бога; и вот, зачнёшь во чреве, и родишь Сына, и наречёшь Ему имя: Иисус. Он будет велик и наречётся Сыном Всевышнего, и даст Ему Господь Бог престол Давида, отца Его; и будет царствовать над домом Иакова во веки, и Царству Его не будет конца.
Мария сильно удивилась этой новости, ибо...
«как будет это, когда Я мужа не знаю?». Ангел же обещал ей непорочное, бесплотное, зачатие: «Дух Святый найдет на Тебя, и сила Всевышнего осенит Тебя».
Именно этот момент - ключевой в сюжете. Некоторые богословы считают, что зачатие совершилось в тот самый миг, когда Мария изъявила покорность воле Бога, и Слово проникло в нее.
Греческое понятие λόγος гораздо многозначнее нашего буквального перевода ("слово") и может означать также "смысл", "разум", "закон", "учение" и даже "речь" (отсюда - "диалог", по-гречески - Διάλογος, обмен словами между разными собеседниками, или "монолог" - речь одного человека).
Попытка гётевского Фауста перевести на немецкий начало Евангелия от Иоанна не как "В начале было Слово", а как "В начале было Дело" (Am Anfang war die Tat) с одной стороны, правомерна (λόγος может быть и действенным), а с другой стороны, ошибочна, ибо сужает круг значений исходного объемного понятия.
Слово - это и Дух, и Сила, то есть нечто, объединяющее в себе нематериальное (интеллектуальное) начало и физическую энергию (назовем это так).
Я вовсе не поклонница любительского дамского богословия, просто нужно определиться с понятиями, прежде чем приступать к рассмотрению икон и картин на интересующую нас тему.
Византийская традиция и Ренессанс
В некоторых средневековых византийских иконах воздействие Духа Святого на деву Марию показано совершенно зримо: с неба (фактически - из космоса!) спускается узконаправленный поток энергетически заряженных частиц, направленных на объект воздействия.
Все детали иконы, конечно, очень значимы, но мы обратим внимание именно на "космический" подарок, внутри которого, словно в колбе, находится "голограмма" голубя - символа Духа Святого.
В средневековой Италии, где византийская традиция сохранялась вплоть до Проторенессанса, этот мотив поначалу тоже прослеживается.
Обратим, однако, внимание: голубь тут - вне сияющей оболочки ("колбы" или "спускаемого аппарата").
В дальнейшем это привело к тому, что на ренессансных картинах с этим сюжетом присутствует только сам голубь в виде почти реальной белой птицы, парящей над головой Марии, или с облаков на Богородицу смотрит сам Бог-отец, или эти сверхъестественные элементы вообще отсутствуют.
Зато непременным элементом сюжета становится белая лилия в руке архангела - символ чистоты Марии.
Леонардо да Винчи тоже не придавал значения космическим лучам и виртуальным голубям, создавая мистическую атмосферу другими средствами.
Дальше - всё меньше следования строгому канону и всё больше бытовых деталей: изображается жилище Марии, множество разных предметов, пейзажи за окном, улица за открытой дверью комнаты...
На картине нидерландского мастера Бог-Отец представлен картинкой на стене (никакой мистики!), и только голубь парит в золотом сиянии, знаменуя присутствие высших сил. Зато сколько подробностей! Мы видим и девичью кроватку с пологом, и шкафчик с умывальными принадлежностями, и икону-складень, и люстру, и окно, где верх застеклен, а низ сделан в виде ставень, и красивый вид из окна... Наверное, при тщательном рассмотрении можно понять, на какой странице открыта книга у Марии (это Священное писание, без вариантов).
Дыхание космоса при воплощении этого сюжета присутствует у немногих художников - например, у Эль Греко, однако, во-первых, он все-таки натуральный грек (Доминикос Теотокопулос!), а во-вторых, принадлежал к следующей эпохе - барокко, да еще и работал в Испании, где мистика была в порядке вещей.
Русские иконы
Русская иконопись сохраняла приверженность византийским канонам (и до сих пор им в целом следует). Но, поскольку искусный иконописец - не копировальщик, а мастер, то некоторые детали он может трактовать по-своему.
Собственно, за эту икону мой взгляд и зацепился. Очень уж необычно изображено то, что прилетело к Марии сверху. На собственно византийских иконах всё выглядит куда скромнее, а у итальянцев 14 - начала 15 века и подавно.
Это же просто какой-то... тунгусский метеорит. Разверзлась небесная бездна, в ней носятся какие-то завихрения (словно скопления галактик, снятые нынешним телескопом Джеймс Уэбб!), атмосферу разрывает огненный смерч, выносящий на Землю... ну да, капсулу спускаемого аппарата.
А как это еще истолковать современному человеку?
Далее я начала целенаправленно смотреть, как этот сюжет изображали другие иконописцы. Мастера иконы с Феодором Тироном не превзошел никто, хотя схема везде узнаваема.
Вот икона середины 16 века из Духова монастыря.
Вещь очень красивая по колориту, однако видны те же тенденции, что и в западном искусстве: сюжет обрастает деталями (городской пейзаж, пусть условный, завеса за спиной Марии, моток красной пряжи у нее в руке - это тоже символично, но в ранней иконе его не было). "Вторжение" высших сил сохраняет свою специфическую форму (взрыв - капсула с голубем - лучи), однако выглядит менее впечатляющей, чем в первом примере.
Посмотрим и другие образцы.
Первая половина 16 века.
"Взрыва" наверху тут нет, всё смягчено и округлено, голубок совсем маленький, цвет "капсулы" и лучей - голубовато-серебристый. Ничего катастрофического, хотя чудо бесспорно: оно явствует из удивленного жеста Марии.
И еще одно, из того же музея.
Это царские врата 16 века, не слишком большие по размеру, но замечательные по отделке и художественно неординарные.
В верхнем ярусе - Благовещение. На левой створке - Гавриил, на правой - Мария.
Если не знать всей истории этого образа и связанной с ним иконографической традиции, то можно не сразу понять, что это за странная темная штука над головой Марии. Ведь голубя тут просто не видно. Осталась только форма ("взрыв" - "капсула" - "лучи"), поскольку в иконе главное - символизм, а не реализм.
Собственно, в искусстве реализм - лишь один из возможных способов художественного выражения идей, отнюдь не самый древний и не самый бесспорный.
А у древнерусских иконописцев явно были какие-то собственные представления о взаимодействии космоса и человека.
--