Йозеф Франц Гайдн
Йозеф Франц Гайдн (1732-1809) - австрийский композитор и дирижёр. Основоположник венской классической школы. Создатель классической симфонии. Отец сонатной формы и инструментальной музыки. Завершил формирование симфонического оркестра.
Жизненный путь Йозефа Франца Гайдна
С 8 лет до 17 лет Гайдн учился в капелле церкви св.Стефана в Вене хористом. После потери голоса капельмейстер вышвырнул юного композитора на улицу. Но Гайдн начал самостоятельно зарабатывать себе на жизнь частными уроками и игрой на скрипке в маленьких ансамблях. Живя в маленьком комнатушке, продуваемой всеми ветрами, Гайдн, благодаря своему неистощимому юмору и живости ума, был весел и никому не завидовал. Самостоятельно занимался саморазвитием: изучал сочинения Филиппа Эмануэля Баха, теорию композиции, брал уроки у композитора Н.Порпоры.
В 1761 году Гайдн поступил на службу к венгерскому графу Эстерхази на долгие 30 лет. Оставив службу в 1790 году и получив пенсию, композитор приобрёл свободу и переехал в Вену. За время пребывание у князя Эстерхази, Гайдн стал известным композитором.
Гайдн в качестве дирижёра дважды посетил Великобританию. Паралельно сочинял и печатал свои произведения в Париже и Амстердаме. Его концерты ждали как праздник во всех европейских городах Европы. В 1800 году Гайдн посетил Санкт-Петербург и Москву.
В конце жизненного пути Гайдн был на пике признания и популярности: почётный доктор Оксфордского университета, член Шведской королевской музыкальной академии, почётный гражданин Вены, почётный член Петербургского филармонического общества.
Известные произведения Гайдна
Создал более тысячи музыкальных произведений самых разных жанров: 104 симфонии, 14 итальянских опер, 83 струнных квартета, 3 оратории, 52 сонаты для фортепиано, струнные трио, песни, вариации, танцы и многое другое.
Музыкальный юмор Гайдна
Гайдн был человеком весёлым, жизнерадостным и общительным. Его музыка часто была наполнена добродушным юмором, с хорошей шуткой. И вот примеры: Симфония № 82 (которые впоследствии получили названия "Медведь") или Симфония № 83 ("Курица").
Лондонская Симфония № 94 - "С ударом литавр, или Сюрприз", (1791).
Чопорным англичанам музыка казалась скучной и навевала на них дремоту. Тогда Гайдн написал для слушателей "сюрприз" - в медленной части симфонии. Заключается "сюрприз" во внезапном ударе литавр прямо по середине части. Это для тех слушателей, которые успели задремать...
"Прощальная симфония" №45 ("Симфония при свечах", 1772).
Князь Миклош Эстерхази проводил лето в своём загородном доме. Вслед за ним переезжал его оркестр. Причём никому из музыкантов не разрешалось привозить с собой свои семьи. В 1772 году Миклош Эстерхази долго не распускал музыкантов в отпуск. Тогда Гайдн написал пятичастную симфонию. В пятой части симфонии, музыканты одни за другим покидали свои места, гася свечи на пультах. В итоге сцена оставалась пустой и погружённой в темноту. После исполнения, князь Эстерхази понял намёк Гайдна и распустил капеллу в отпуск, на отдых.
Благодарю за прочтение!
Если статья понравилась, ставьте 👍😉
Комментируйте! Ваше мнение интересно 📝
Подписывайтесь!
Читайте также:
Терпеливый и жизнерадостный композитор Франц Йозеф Гайдн. Первое 20-летие жизни.