Найти в Дзене
Фонтан искусства

Йозеф Гайдн: классик с весёлым сердцем. Жизненная дорога, значительные произведения и музыкальные шутки.

Йозеф Франц Гайдн Йозеф Франц Гайдн (1732-1809) - австрийский композитор и дирижёр. Основоположник венской классической школы. Создатель классической симфонии. Отец сонатной формы и инструментальной музыки. Завершил формирование симфонического оркестра. Открытка, с изображением композитора Йозефа Франца Гайдна. Репродукция картины Отто Новака. Источник: Национальная библиотека Польши. https://polona.pl/item/76563380/0. Жизненный путь Йозефа Франца Гайдна С 8 лет до 17 лет Гайдн учился в капелле церкви св.Стефана в Вене хористом. После потери голоса капельмейстер вышвырнул юного композитора на улицу. Но Гайдн начал самостоятельно зарабатывать себе на жизнь частными уроками и игрой на скрипке в маленьких ансамблях. Живя в маленьком комнатушке, продуваемой всеми ветрами, Гайдн, благодаря своему неистощимому юмору и живости ума, был весел и никому не завидовал. Самостоятельно занимался саморазвитием: изучал сочинения Филиппа Эмануэля Баха, теорию композиции, брал уроки у композитора Н.Пор
Оглавление

Йозеф Франц Гайдн

Йозеф Франц Гайдн (1732-1809) - австрийский композитор и дирижёр. Основоположник венской классической школы. Создатель классической симфонии. Отец сонатной формы и инструментальной музыки. Завершил формирование симфонического оркестра.

Открытка, с изображением композитора Йозефа Франца Гайдна.  Репродукция картины Отто Новака. Источник: Национальная библиотека Польши. https://polona.pl/item/76563380/0.
Открытка, с изображением композитора Йозефа Франца Гайдна. Репродукция картины Отто Новака. Источник: Национальная библиотека Польши. https://polona.pl/item/76563380/0.

Жизненный путь Йозефа Франца Гайдна

С 8 лет до 17 лет Гайдн учился в капелле церкви св.Стефана в Вене хористом. После потери голоса капельмейстер вышвырнул юного композитора на улицу. Но Гайдн начал самостоятельно зарабатывать себе на жизнь частными уроками и игрой на скрипке в маленьких ансамблях. Живя в маленьком комнатушке, продуваемой всеми ветрами, Гайдн, благодаря своему неистощимому юмору и живости ума, был весел и никому не завидовал. Самостоятельно занимался саморазвитием: изучал сочинения Филиппа Эмануэля Баха, теорию композиции, брал уроки у композитора Н.Порпоры.

В 1761 году Гайдн поступил на службу к венгерскому графу Эстерхази на долгие 30 лет. Оставив службу в 1790 году и получив пенсию, композитор приобрёл свободу и переехал в Вену. За время пребывание у князя Эстерхази, Гайдн стал известным композитором.

Фрагмент фоторгафии. Замок Эстерхази, Красный салон; на стене висит портрет князя Эстерхази Павла Антона II. Источник: фоторгаф D.j.mueller (talk) 13:20, 22 июня 2008 (UTC).
Фрагмент фоторгафии. Замок Эстерхази, Красный салон; на стене висит портрет князя Эстерхази Павла Антона II. Источник: фоторгаф D.j.mueller (talk) 13:20, 22 июня 2008 (UTC).

Гайдн в качестве дирижёра дважды посетил Великобританию. Паралельно сочинял и печатал свои произведения в Париже и Амстердаме. Его концерты ждали как праздник во всех европейских городах Европы. В 1800 году Гайдн посетил Санкт-Петербург и Москву.

Йозеф Гайдн исполняет квартеты. Художник неизвестен. Около1790 г. Источник: By anonymous - This file was derived from: HaydnPlaying.jpg
Йозеф Гайдн исполняет квартеты. Художник неизвестен. Около1790 г. Источник: By anonymous - This file was derived from: HaydnPlaying.jpg

В конце жизненного пути Гайдн был на пике признания и популярности: почётный доктор Оксфордского университета, член Шведской королевской музыкальной академии, почётный гражданин Вены, почётный член Петербургского филармонического общества.

Франц Йозеф Гайдн. Портрет в период с 1791 по 1792 гг. Художник Джон Хоппнер (1758–1810). Источник: Королевская коллекция.
Франц Йозеф Гайдн. Портрет в период с 1791 по 1792 гг. Художник Джон Хоппнер (1758–1810). Источник: Королевская коллекция.

Известные произведения Гайдна

Создал более тысячи музыкальных произведений самых разных жанров: 104 симфонии, 14 итальянских опер, 83 струнных квартета, 3 оратории, 52 сонаты для фортепиано, струнные трио, песни, вариации, танцы и многое другое.

Цветная гравюра 1909 года с акварельным рисунком на крышке шкатулки для канцелярских принадлежностей, изготовленной Бальтазаром Вигандом и подаренной композитору Йозефу Гайдну. На ней изображено, как Гайдн в преклонном возрасте присутствует на представлении своей оратории «Сотворение мира». (Композитор сидит в центре нижнего яруса изображения в парике и шляпе.) Оригинал этой картины был утерян в 1945 году. Источник: http://www.limelightmagazine.com.au/sites/www.limelightmagazine.com.au/files/7f9c6bf102.jpg.
Цветная гравюра 1909 года с акварельным рисунком на крышке шкатулки для канцелярских принадлежностей, изготовленной Бальтазаром Вигандом и подаренной композитору Йозефу Гайдну. На ней изображено, как Гайдн в преклонном возрасте присутствует на представлении своей оратории «Сотворение мира». (Композитор сидит в центре нижнего яруса изображения в парике и шляпе.) Оригинал этой картины был утерян в 1945 году. Источник: http://www.limelightmagazine.com.au/sites/www.limelightmagazine.com.au/files/7f9c6bf102.jpg.

Музыкальный юмор Гайдна

Гайдн был человеком весёлым, жизнерадостным и общительным. Его музыка часто была наполнена добродушным юмором, с хорошей шуткой. И вот примеры: Симфония № 82 (которые впоследствии получили названия "Медведь") или Симфония № 83 ("Курица").

Лондонская Симфония № 94 - "С ударом литавр, или Сюрприз", (1791).

Чопорным англичанам музыка казалась скучной и навевала на них дремоту. Тогда Гайдн написал для слушателей "сюрприз" - в медленной части симфонии. Заключается "сюрприз" во внезапном ударе литавр прямо по середине части. Это для тех слушателей, которые успели задремать...

"Прощальная симфония" №45 ("Симфония при свечах", 1772).

Князь Миклош Эстерхази проводил лето в своём загородном доме. Вслед за ним переезжал его оркестр. Причём никому из музыкантов не разрешалось привозить с собой свои семьи. В 1772 году Миклош Эстерхази долго не распускал музыкантов в отпуск. Тогда Гайдн написал пятичастную симфонию. В пятой части симфонии, музыканты одни за другим покидали свои места, гася свечи на пультах. В итоге сцена оставалась пустой и погружённой в темноту. После исполнения, князь Эстерхази понял намёк Гайдна и распустил капеллу в отпуск, на отдых.

Князь Миклош Иосиф Эстерхази «Великолепный» в 1762 году.                                                    
Автор неизвестен. Источник:http://www.fjhaydn.com/my-blog/page/2/
Князь Миклош Иосиф Эстерхази «Великолепный» в 1762 году. Автор неизвестен. Источник:http://www.fjhaydn.com/my-blog/page/2/

Благодарю за прочтение!

Если статья понравилась, ставьте 👍😉

Комментируйте! Ваше мнение интересно 📝

Подписывайтесь!

Читайте также:

Терпеливый и жизнерадостный композитор Франц Йозеф Гайдн. Первое 20-летие жизни.