69 графических произведений 34 американских художников — именно таким был дар Советскому фонду культуры от Марии Шереметевой-Абернези.
Мария Шереметева-Абернези приходилась прапраправнучкой Дмитрию Николаевичу Шереметеву, сыну известной крепостной актрисы Прасковьи Жемчуговой, жены графа Николая Петровича Шереметева.
Родители Марии покинули Россию во время революции. Некоторое время жили в Греции, где и родилась будущая дарительница Фонда, а потом эмигрировали в Великобританию. Мария получила хорошее образование —училась в Англии, Франции и Швейцарии, занималась литературой и историей искусств. Окончила Международную школу Ла Шассот во Фрибурге и Школу искусств в Вашингтоне.
Впервые Мария Шереметева-Абернези приехала в Советский Союз в 1989 году вместе со своим мужем Робертом Абернези, собкором телекомпании Си-Би-Эн.
(Из воспоминаний Марии Шереметевой-Абернези) В жизни происходят самые невероятные вещи. Я и подумать не могла, что приеду в Россию. Ветер революции разметал нашу семью по всему свету. Последней вынуждена была спасаться бегством моя мама в 1934 году. В 1935 году они с отцом поженились в Греции, а в 1937-м родилась я. Мама со слезами на глазах вспоминала пятерых расстрелянных братьев и сестёр. Маленькой девочкой я даже не хотела говорить по-русски, так жалко было маму. Повзрослев, я стала интересоваться Советским Союзом, русским искусством. Мечтала, что когда-нибудь я здесь побываю.
В Союзе, по её словам, графиня Шереметева сразу почувствовала себя как дома.
(Из воспоминаний Марии Шереметевой-Абернези) Мне кажется, что я жила здесь всегда. Со своими русскими друзьями я могу вместе и плакать, и смеяться. Я надеюсь, что сохраню эти крепкие связи до конца своих дней.
B Москве Мария быстро нашла друзей среди людей искусства. Она заметила, что русские неплохо знают западное абстрактное, авангардное искусство. Тогда у неё возникла идея — познакомить советский народ с работами американских графиков. Мария Шереметева-Абернези убедила ряд американских художников и художественные галереи Вашингтона, Нью-Йорка, Бостона, Нового Орлеана и Нью-Гэмпшира предоставить их графические работы реалистического направления для показа в Москве.
Все произведения Мария Шереметева отбирала лично в соответствии со своим вкусом. Она была уверена, что выбранные ею образцы помогут русским людям узнать подлинную жизнь Америки и лучше понять друг друга. Художники с радостью откликнулись на просьбу и безвозмездно передали картины в далёкий и ещё малоизведанный Советский Союз.
А некоторые мастера даже прибыли в Москву на открытие выставки. Например, Питер Столяров, автор гравюры «Горбачёв и перестройка». Внук одного из деникинских офицеров приехал с женой и семимесячным сыном.
(Из воспоминаний Марии Шереметевой-Абернези) Устроить экспозицию в Москве мне помогали муж и пятеро наших детей. Мы не можем жить без искусства, это у нас в крови.
Выставка открылась 1 ноября 1990 года в особняке «Красные палаты» на Остоженке. На ней были представлены офорты, линогравюры, литографии, отражающие важные тенденции жизни Америки.
Бразильский график Элоиза Хелена Тиаре переехала в Вашингтон в 1980 году и начала заниматься гравюрой. Её работы были широко известны в восточной части США. «Я хочу праздновать жизнь» — таков был девиз художницы. В СССР она отправила свою работу «Мир», фотография которой изображена на афише выставки.
Все работы художницы Хелен Дилон неповторимы, они отпечатаны вручную в её вермонтской студии и не восприимчивы к солнечному свету и влаге. Дилон окончила факультет изящных искусств в Государственном колледже Бостона и Бостонском университете. В 1979 году она бросила преподавательскую деятельность и целиком посвятила себя печатной графике. На выставке была представлена её работа «Посёлок в горах».
«Смотрящие в реку» Джона Блума. Искусство этого художника — это опыт восьмидесятилетней жизни в глубинке. Всю свою сознательную жизнь Блум посвятил себя тяжёлому труду и семье, поэтому часто скромные герои его картин наполнены красотой и человеческим теплом.
Джил Хенриод показала «Флаг на Белом доме». Графикой художник увлеклась ещё в Новой Зеландии, где родилась. Путешествия и замужество привели её в Перу, а потом — в США. Выставки художницы по-прежнему проходят по всему миру.
«Архитектура-4» Джеймса Строуда заняла своё достойное место среди картин выставки, устроенной Марией Шереметевой-Абернези в Москве. Художник окончил Йельскую школу искусств с дипломом магистра изящных искусств. Сегодня его работы находятся в Бостоне, Нью-Йорке, Чикаго.
«Собственное отражение в Музее современного искусства». Так называется графическая работа Прентисса Тейлора. Одним из серьёзных увлечений художника было использование искусства в психотерапии. Присланная им на выставку работа — хорошее тому подтверждение. Сегодня работы художника представлены в постоянных коллекциях американских музеев.
Питер Столяров родился в Нью-Йорке в 1941 году. Его дед был участником белого движения, а мать — дочерью итальянских переселенцев. Опыт русского эмигранта сыграл большую роль в определении тем творчества будущего художника.
Айлин Шотинер и «Пятое авеню». Училась Айлин в Университете Карнеш-Мелон, где изучала рисунок, живопись, скульптуру и дизайн. Получила степень бакалавра по истории. Сегодня её работы находятся во многих частных коллекциях.
В чувственной жёлтой обнажённой натуре на полотне «Ню» Джорджа Чанга искусствоведы находят намёк на Матисса. Здесь есть что-то от Пикассо в «Писательском квартале», огромное скучающее лицо в духе Оскара Уайльда. И даже что-то от Шагала. Но тем не менее этот художник — неповторим. Чанг окончил Чикагский институт искусств и вернулся домой в Панаму, чтобы работать в семейной фирме по производству обуви, но через 24 года переехал в Вашингтон, чтобы сменить сапожное дело на печатную графику.
Сюзан Перси передала в СССР «Икону». Мать Сюзан занималась акварелью, отец после выхода на пенсию увлекался живописью. Творчество художника связано с темами феминизма, религии и прав человека.
Выставка американских графиков имела в СССР большой успех, о чём свидетельствовали многочисленные газетные публикации.
После выставки в Москве Мария Шереметева-Абернези передала всю коллекцию в дар Советскому фонду культуры с условием, что работы будут показаны в других городах Союза. Так, ещё в течение нескольких лет их увидели жители более 50 городов страны. Сегодня они хранятся в собрании Российского фонда культуры.
Материал из архива коллекций даров Российского фонда культуры подготовлен главным хранителем О.К. Земляковой.
Фото: Российский фонд культуры, открытые источники