Найти в Дзене
WarGonzo

ВЕБЕР

– Один, один, я всегда один, - горько ответил профессор.

Михаил Булгаков

– Вы мне тут наплели всякого. Вы что, из полиции?

– Еще хуже! Я – частный детектив!

Вернер Тёльке «Он пошел один»

Заявляю заранее – я не видел все фильмы про сыщика Вебера и не являюсь специалистом по кинематографу стран народной демократии. Это всего лишь монолог рядового зрителя в режиме «так совпало». Повод припомнить причудливое многообразие того, что окружало это некогда знаковое имя – частный детектив Вебер.

Картина «Вдвое больше или ничего» вышла на экраны параллельно «Соучастию в убийстве» с Василием Лановым и «Западне» с Отаром Коберидзе, снятой по мотивам старой (1918) новеллы Теодора Драйзера, чье действие переброшено в эпоху твиста, который в этом спектакле (под Let’s Twist Again Чабби Чеккера) весьма умело, без дилетантской ущербности, танцуют наши артисты. Обе постановки отвечают стандартам теленуара капстран.

Силен в «Западне» Аркадий Цинман – неотразимый антигерой таких киношедевров сталинской эпохи, как «Заговор обреченных», «Русский вопрос» и «Суд чести». Как лихо он твистует в «Западне» наравне с молодежью под Good Lovin’ того же Чабби! Правда, щекотливые расовые воззрения классика мировой литературы Драйзера остались за рамками экранизации:

В отель приехал и где-то в нем поселился самодовольный расфранченный еврей, маленький и юркий; он сновал туда и сюда и, казалось, не имел никакого отношения ни к миссис Скелтон, ни к ее друзьям. Но вот однажды, гуляя среди песчаных дюн, окаймляющих залив, Грегори увидел Имоджин с юрким, как муравей, евреем, – они вдвоем шли по берегу. Он был так поражен, что в изумлении остановился.

Но, вернемся к Веберу.

Пересказывать острый сюжет «Вдвое больше» мы, естественно, не будем. В картине присутствуют и саспенс, достойный Хичкока – неудачная попытка столкнуть в пропасть беременную горничную, и психоделическое барокко на уровне Марио Бавы – явление той, кого считают погибшей, из царства теней.

Коломбо не вылезает из плаща, Хамфри Богарт не выходит из офиса без шляпы. Во второй части «Вдвое больше» на голове у Вебера появляется кожаная кепка с хвостиком, которую заметят, а затем забудут вместе с некогда любимым героем и взрослые, и дети.

Сыщик (имени у него, как и у лейтенанта Коломбо, нет) Вебер вернулся следом за польским капитаном Совой, в новом триллере под броским названием «Он пошел один», снятым по книге, так же написанной самим Вернером Тёльке. В середине повествования он тоже появляется с того света.

– Я был в Берлине. В восточном.

– В восточном?

– Да. Можете относиться к коммунистам как угодно, но ведь все-таки они покончили с фашизмом.

– Опомнитесь, Вебер, что вы городите! – огрызается жгучая брюнетка Жанетт, от которой веяло какой-то своеобразной чужеземностью… и только нос, как ему показалось,был немного большим. 

Финальная сцена чертовски напоминает развязку «Мальтийского сокола» и, скажу честно, не уступает ей по силе. За экзотической внешностью Жанетт Мессемер – рептилоидное хладнокровие и вероломство. Опаснейшая ведьма с двойным дном.

Но главные монстры в этом фильме – это ветераны СС, толкающие речи восторженным соплякам с факелами под трибуной, на которой не хватает свастики. Отсюда и нелинейный символизм летающего гроба в кадре.

-2

Как выглядит частный детектив? В книге или в кино.

В романе у Дэшила Хэммита сыщик Сэм Спейд – блондинистый Мефистофель с хищным профилем, а на экране в исполнении Богарта – невысокий брюнет с мимикой конферансье Петросяна. 

Вебер (мы слышим только фамилию) похож только на Вебера. Нам ничего не известно про его романы и хобби. Судя по антенне на кепке, он и вовсе может оказаться пришельцем из параллельной вселенной. Фантазируя на тему возможной экранизации «Почти как люди» Клиффорда Саймака в роли журналиста, раскрывшего шайку безродных космополитов из космоса, я вижу именно Вернера Тёльке.

Здесь, как это часто бывает во время наших погружений в живое прошлое, мы сворачиваем в сторону от основной темы, чтобы вернуться к ней ниже.

ЧАСТЬ (К/П) №6

Разгон полицейскими сидячей демонстрации молодежи – ср., кр.

Выступает певица – ср., кр.

Молодежь кричит, выражая свой восторг – кр.

Женский кетч - ср.

Наркоманы в Гайд-парке Лондона, сидят и стоят курящие – общ., ср.

Девушка курит – кр.

Танцует и беснуется одурманенная молодежь – кр., ср.

Проходят участники группы «The Beatles» - ср.

Полицейские сдерживают толпу молодежи - ср.

Выступают на сцене «The Beatles» – общ., кр.

Слушает и выражает восторг молодежь – кр.

Шьют и примеряют парики – кр.

Обыватель (Адоскин) примеряет перед зеркалом парик (Англия).

По улице проходят священники – ср., общ.

Священники идут в колоннах демонстрантов – кр.

Пустой храм.

Распятие – кр., ср.

Горят свечи.

В храме играет джаз – общ., ср.

Танцующие под джаз в кабачке.

Парень играет на гитаре - ср. пнр.

Парень «играет» на рояле ногой – ср., кр.

Пианист лежит под роялем - ср.

Фото: мужчина закрыл рукой глаза – кр., наезд.

«Склероз совести» Александра Медведкина – забытого гения политической сатиры.

В этом сценарном плане мне знаком каждый кадр. Фильм часто показывали по телевизору и на вечерних, «продленных» киносеансах.

Секундные вкрапления звезд рок-н-ролла и бита запоминались как огни НЛО, как головка плезиозавра над поверхностью водоема, сгенерированная публикациями про чудовище Несси. Померещилось или было на самом деле, как поется в хорошей песне, не имеет значения в данный момент.

Битловский паричок, кстати, примеряет Анатолий Адоскин, не только прекрасный актер театра и кино, но и виртуоз художественного свиста.

Собственно, поп-музыки в фильмах про Вебера не так много. Заслуживает внимания интенсивный серф на титрах «Он пошел один» – композитор Герхард Зибгольц.

Вполне вероятно, что и тему для телефильма с Вебером исполняют те же музыканты, что аккомпанировали ему в «Доме восходящего солнца», прочтение которого не является калькой культовой версии The Animals. И на органе играет автор.

В хорошем смысле напоминает стилизованную под The Ventures, композицию Романа Леденева в телефильме (4 мин. 10 сек.) «Вся королевская рать».

Экранизация шедевра южной готики, осуществленная Наумом Ардашниковым на студии «Беларусьфильм» ничуть не копирует, а во многом и превосходит американский вариант, где Вилли Старка играет «голливудский Борис Андреев» – Бродерик Кроуфорд, а его сына Тома – юный Джон Дерек, под которого изначально был заточен европейский красавчик Делон.

Не стоит идеализировать актерскую приверженность идеям социализма.

Перебежчиков и отъезжантов хватало в каждой из стран Варшавского договора, включая главную. Судьба их складывалась по-разному, за редкими исключениями, как правило, не очень.

- Ну, что тут особенного. Сейчас многие так делают.

- Ну уж «многие»! Делают так как раз очень немногие, Юля.

Вахтанговец Эрнст Зорин – незабываемый фарцовщик Алик Ступин из «Ошибки резидента» прозябал чтецом на радио «Либерти».

Там же приземлился и талантливый Лев Круглый – доктор Ватсон из первой советской «Собаки Баскервилей».

Анатолий Шагинян, успевший выпустить на фирме «Мелодия» замечательный моноспектакль «Песни людские» на стихи Лэнгстона Хьюза и Лорки, трудился в парижском бюро одиозной радиостанции.

В титрах киноподелки некого Джеффа Челентано «Скажи это по-русски» безымянный персонаж постаревшего Олега Видова фигурирует как Russian Drunken Man – коротко и ясно. Хорошо, что хотя бы «мэн».

Такова судьба царевича Гвидона в Америке.

Говорить о каких-либо серьезных проблемах с цензурой у артистов ГДР просто смешно. К примеру, весьма щекотливую статью УК в этой соцстране отменили раньше, чем в ФРГ. И знаменитый панк-левак Том («Красный Роббо») Робинсон долгое время подвизался в толерантном восточном Берлине.

Тем не менее, драпали и оттуда. Как поется в уличной песенке «любопытство, скука или страсть, бросили тебя в чужие руки». 

Очаровательная Ангелика Домрёзе переметнулась на Запад в 1980 вместе с мужем, которому сразу досталась главная роль в «Тоске Вероники Фосс» Райнера-Вернера Фассбиндера. Хотя, по ту сторону берлинской стены коренастый, похожий лицом на Шпаликова, Хильмар Татэ снимался регулярно. Особую ценность представляет «Операция «Гляйвиц» –бесстрастная реконструкция печально известной провокации Гитлера.

Пригодился Фассбиндеру и Армин Мюллер-Шталь, уроженец Калининградской области – будущий «генерал Петя Шаманов», фактический диктатор покоренной Советами Америки в параноидальном сериале. Как говорится, еще не вечер.

Бармен-проходимец Томас Лундас («В 12 часов придет босс») обязан своим обаянием голосу Александра Белявского. Но и реальный актер Райнер Шёне пел вполне прилично, не хуже Нино Феррера, на которого он был очень похож внешне. 

-3

Бармен Лундас оказался его последней работой на киностудии «ДЕФА». Амбициозный Райнер сбежал раньше других – в мае 1968, сразу после концерта в западном секторе. Любителям ретро-эстрады рекомендую поискать видео дуэта Райнер Шёне и Зента Бергер – это «Кабачок 13 стульев» в самом высоком смысле слова.

А что же Вебер?

На старости Вернер Тёльке тихо и незаметно перебрался из восточной Германии в западную, туда, где выводил на чистую воду реакционеров и капиталистов придуманный им сыщик Вебер.

ГДР в солнечных мюзиклах и комедиях совсем не похож на ту смурную «зону», клаустрофобический ад, каким предстает эта страна в «Перебежчике» с живым трупом Монтгомери Клифта, или в «Денди в желе» с обезумевшим от неразберихи Лоренсом Харви.

«Ты и я, и маленький Париж» – превосходный образчик данного жанра, с Вернером Тёльке в роли отца юной Ангелики Лоренц. Выскакивает, словно чертик из табакерки, с трубочкой а ля мистер Кроули. Возможно, Вебер все-таки переметнулся в ГДР и, как принято в таких случаях, сменил фамилию…

-4

В еще одном очень хорошем, перенасыщенном яркими образами и сценами, фильме Вернер Тёльке мелькает чисто эпизодически, но узнать его можно сразу. На месте фуражки офицера СД моментально возникает кожаная кепка с хвостиком.

Дублирует его тот же актер – Николай Александрович, голос агента Смита в «Бей первым, Фредди!».

«Замерзшие молнии» – французы снабдили этот крепкий триллер сенсационным названием «И от Англии ничего не останется» или «Англия будет разрушена». Может и будет.

-5

Телесериал «Таможня», эпизод «Домик на пустыре» (Das Haus in der Heide) – по-бунински сжатый, «парчовый» нуар. Владелец дачи, дамский мастер в салоне красоты, промышляет тем же, чем и его коллега Штенглер («В 12 часов придет босс») – валютой и контрабандой. Под видом интуристки, задержанной в аэропорту с крупной суммой в корпусе фирменного транзистора, его навещает симпатичная сотрудница госбезопасности:

– Какую музыку вы предпочитаете?

– Полагаюсь на ваш вкус. 

Парикмахер-контрабандист ставит фортепианную сонатину и приступает к пересчету купюр.

А если бы с пластинки запел Ободзинский, на которого временами очень похож Вернер Тёльке, получился бы классный клип в аутентичной обстановке тех лет. Одним из парадоксов моды 60-х на темные очки под густой челкой является популярность лысоватых артистов типа Челентано, Тёльке и Ободзинского, наряду с такими очкариками, как советский Шурик и британец Майкл Кейн.

Фильмы-призраки и призрачные роли. Было – не было. Видел – не видел.

Так в тексте иностранного шлягера слышится знакомое выражение, подчас, довольно озорное. А малоупотребимое экзотическое слово гальванизирует память, рассеивая мглу прошедших лет и, как на отмелях в часы отлива, становятся видны положения и лица, о существовании которых не подозревает современный человек.

Прокурор. Но такое предположение ничем не подтверждается.

Адвокат. Почему же? Оно подтверждается логикой, на которую вы любите ссылаться, и некоторыми материалами дела.

Прокурор. Какими именно?

Адвокат. Вот вы здесь говорили, что, по словам моего подзащитного, он смотрел в тот вечер по телевидению фильм «Мамелюк», в то время как, по справке студии, демонстрировался тележурнал «Искусство». Может быть, эта ошибка Шаблина объясняется как раз тем, что супруги ссорились и Шаблину, естественно, было не до телевизора?

Если не ошибаюсь, слушается дело гражданина, который утопил свою жену в ванне, не ведая, что таким же способом в нуаре «Возвращение из пепла» избавляется от знойной, но назойливой падчерицы демонический Максимилиан Шелл.

-6

Я застал людей, способных пересказать «Мамелюк» – любимый фильм их хрущевского детства. 

Сеанс окончен. Медленно оживают лампы, так же медленно погашенные два часа назад. Зрители встают с мест и направляются к выходам с обеих сторон экрана. Какой-то паучок-первоклассник в гэдээровском костюмчике вполголоса пробует изобразить (2ч. 40 мин.10 сек.) саунд инструменталки, которую он запомнит на всю жизнь…  

-7

Вернер Тёльке

(12 сентября 1930 - 19 октября 2017)