Найти в Дзене
Коротко о фильмах.

Последний романтик на земле: обзор фильма "Дракула: История любви"

Мало какое произведение в мире литературы смогло вдохновить столько режиссеров и сценаристов, сколько получилось у нетленного «Дракулы» Брэма Стокера. Несмотря на популярность романа, он не является первым в "вампирском" жанре. Все началось с 1819 года, когда британец Джон Полидори (врач и писатель по совместительству) выпустил в свет первое художественное произведение о вампирах. Назвал он свою повесть коротко и лаконично - «Вампир». Именно «Вампир» задал тон, которому принято было следовать долгое время, а именно изображение вампира как аристократичного, утончённого, мистическим образом живого мертвеца. Ну а доктор Джон Полидори стал первопроходцем в вампирской теме.  С 1819 года много воды утекло. Мы знаем вампиров, с которыми нас познакомили Энн Райс («Интервью с вампиром»), Шарлин Харрис («Настоящая кровь»), Стефани Майер («Сумерки». Извините). Эти произведения были успешно экранизированы. По ним снимали фильмы, сериалы, но той востребованности, что была и есть у «Дракулы», ни од

Кадр из фильма "Дракула: История любви" (2025 г.)
Кадр из фильма "Дракула: История любви" (2025 г.)

Мало какое произведение в мире литературы смогло вдохновить столько режиссеров и сценаристов, сколько получилось у нетленного «Дракулы» Брэма Стокера. Несмотря на популярность романа, он не является первым в "вампирском" жанре. Все началось с 1819 года, когда британец Джон Полидори (врач и писатель по совместительству) выпустил в свет первое художественное произведение о вампирах. Назвал он свою повесть коротко и лаконично - «Вампир». Именно «Вампир» задал тон, которому принято было следовать долгое время, а именно изображение вампира как аристократичного, утончённого, мистическим образом живого мертвеца. Ну а доктор Джон Полидори стал первопроходцем в вампирской теме. 

С 1819 года много воды утекло. Мы знаем вампиров, с которыми нас познакомили Энн Райс («Интервью с вампиром»), Шарлин Харрис («Настоящая кровь»), Стефани Майер («Сумерки». Извините). Эти произведения были успешно экранизированы. По ним снимали фильмы, сериалы, но той востребованности, что была и есть у «Дракулы», ни одно из них не приобрело. Если верить Гуглу, то в мире существует более 200 экранных воплощений романа. 

Для меня эталонной экранизацией всегда был «Дракула» 1992 года, снятый Фрэнсисом Фордом Копполой. В нем прекрансо все. Игра актеров, декорации, музыка...Венец творения Копполы.

И вот уже в 2025 году я увидела новости про грядущий фильм от Люка Бессона, который закончил с минипутами и решился взяться за прошедший через десятки рук сюжет о смерти и любви. «Дракула» от Люка Бессона завлек трейлером, а артиллерия из подстерегающих в социальных сетях роликов под романтичную музыку не оставила мне никаких шансов устоять перед просмотром. Билеты куплены, фильм просмотрен...Давайте разберемся в сюжете, прежде чем выносить приговор.

Краткий пересказ и куча спойлеров 

История начинается как в фильме Копполы. Жил-был в Восточной Европе князь Влад и была у него княгиня Елизавета. Жили они дружно и любили друг друга. Отличие любовных линий в фильме Копполы и Бессона очень выразительное – что у Копполы любовь, то у Бессона одержимость. В начале фильма нам должны были показать близость мужа и жены, и все действие разворачивалось в спальне. Они вообще оттуда не выходили. И толком не одевались. Даже когда турки напали на земли и нужно было отправляться в военный поход, Влада буквально выдернули из Елизаветы, чтобы одеть в доспехи и отправить уже сражаться за Родину. Перед сражением князь отправился в церковь, чтобы получить благословение и заключить своего рода сделку с небесами – он, конечно, пойдет воевать, но Бог должен сохранить жизнь его жены, которая должна была укрыться в другом замке. Священник обещал молиться за ее здоровье.

Влад сражался как тигр, победил всех нежных турков, которые таких свирепств никогда не видели. Когда враг был разбит, князю сообщили, что его жена со свитой попала в засаду и сейчас бежит в сторону волчьего леса. Откуда это узнали соратники князи и почему не отправили подмогу – неизвестно. Волчий лес, куда во весь опор скачет княжна, славится двумя вещами. Первая – там водятся волки. Вторая – на подходе к нему разбросаны волчьи капканы. В эти капканы попадает сначала лошадь Елизаветы, а потом и она сама. Княгиню уже окружили враги с мечами, но здесь прибыл Влад и раскидал турков, которые, как мы уже поняли, сражаться не умеют. И когда остался последний турок, буквально вплотную подошедший к Елизавете, Влад решил, что проще будет кинуть в него меч, чтобы пронзить мерзавца. И он его пронзил. Вместе со своей женой. Елизавета умерла на руках у Влада, что он воспринял как подставу со стороны Бога.

Кадр из фильма "Дракула: История любви" (2025 г.)
Кадр из фильма "Дракула: История любви" (2025 г.)

Он же румынским языком просил румына о том, что ему в обмен на победу над турками нужно спасение его жены. То, что жена умерла от его меча, который был брошен его рукой, князь решил игнорировать, списав все на несправедливость высших сил. В порыве негодования Влад убивает священника и отрекается от Бога. 

Проходит 400 лет.

Агент по недвижимости Джонатан Харкер отправляется в Трансильванию, в замок местного аристократа Влада Дракулы для того, чтобы перекупить у него одно из владений. Дракула предстает очень пожилым мужчиной, встречающим своего визитёра с меланхоличным гостеприимством.

Кадр из фильма "Дракула: История любви" (2025 г.)
Кадр из фильма "Дракула: История любви" (2025 г.)

Джонатан же в сравнении с Дракулой представлен как неотесанный, самоуверенный, поверхностный и любопытный. Так, ему велено не покидать отведённую комнату, но он не удержался от шатанья по замку, и во время своей вылазки обнаружил гроб. Можно было ограничиться этой находкой. Ну гроб и гроб. Ты графа вообще видел? Ему уже пора готовиться в последний путь. Но Джонатан решил заглянуть внутрь и обнаружил там спящего Дракулу. За свое любопытство Харкер карается ударом по голове. В себя он приходит в то время, когда его подвешивают вверх ногами горгульи. Да. У Дракулы есть оживающие каменные горгульи, словно он горбун из Нотр-Дама.  

Дракула не скрывает своих намерений в отношении провинившегося гостя – он планирует выпить его кровь, но Харкер, хитрый жук, для отсрочки своей участи просит у Дракулы рассказать свою историю. Слушатели к графу, видимо, давно не захаживали, и он начинает свой рассказ о том, как потерял свою любимую жену, как Бог наказал его бессмертием, как искал свою переродившуюся княгиню по земле, как создал духи, способные управлять людьми, как отчаялся, как создал кучу вампиров, цель которых была одна – найти жену Дракулы. 

Харкер стал просить у Дракулы пощады, ведь у него есть невеста Мина, ожидающая его возвращения в Париже. Дракула смотрит на портрет невесты Харкера и узнает в ней свою Элизабет. В воодушевлении он не выпивает Джонатана, но запирает его в замке, а сам собирается в путь-дорогу до городу Парижу, попутно осушив целый женский монастырь.

А в Париже жизнь кипит.

В психиатрическую лечебницу приглашают священника, сыгранного бесподобным Кристофом Вальцем. Ироничный, выпивающий, но очень мудрый, он относится к ордену, который уже 400 лет охотятся на вампиров. В лечебницу его пригласили не просто так. Одна из пациенток – Мария, попала к ним после свадебной церемонии, во время которой она взбесилась от вида священника. Проведя некоторые опыты с крестом и изучив документы Марии, священник приходит к выводу, что девушка вампир, и ей уже 130 лет.

Кадр из фильма "Дракула: История любви" (2025 г.)
Кадр из фильма "Дракула: История любви" (2025 г.)

Сдоив с молодого доктора немного крови для прикормки, священнику удалось узнать, что Мария ищет жену своего господина, князя, который скоро прибудет.

Отправившись домой к Марии, где живет лишь удрученный супруг Генри, священник провел обыск в ее комнате и нашел страницу из книги, на которой была изображена княгиня Елизавета. В лечебнице он демонстрирует свою находку лечащим врачам Марии и молодой доктор узнает на портрете посетительницу, которая пришла узнать о состоянии Марии. Придя в кабинет, троица обнаружила там Мину Мюррей, которая назвалась подругой Марии. 

Мина приезжая, с Марией она познакомилась через своего жениха, который благодаря своей пронырливости знаком фактически со всеми. Мария сразу обратила внимание на Мину и взяла ее под опеку. Сама же Мина поделилась своими чувствами о том, что она словно не в то время живет. Этот факт и портретная схожесть с Елизаветой дают понять собеседникам Мины, что перед ними переродившаяся жена Дракулы. 

Тем временем некая загадочная повозка доставляет в Париж из Трансильвании груз 200 – Дракулу в гробу. Первым делом князь навещает Марию. Он освобождает свою помощницу, которая сразу сообщает, что нашла ту, что Дракула так долго искал.

После освобождения Мария выпивает молодого врача, приводит себя в гламурный вид и отправляется к Мине, которая живет в пансионате. Там она вешает ей лапшу на уши о том, что она уже здорова, ее отпустили, и вообще, у них планы на вечер – они отправляются на праздник в честь годовщины революции, где Мария представит Мину некому князю (или графу? Или принцу? Его титулы меняются так часто, что я не успеваю за ними следить), который давно желает познакомиться с девушкой. Короче, Мария ведет себя как типичная сводница, что совсем не смущает Мину.

И вот потом следует тот самый момент, который поймал всех романтически экзальтированных леди в ловушку (в том числе и меня). Мина идет к Дракуле через весь зал и он узнает в ней свою жену.

Кадр из фильма "Дракула: История любви" (2025 г.)
Кадр из фильма "Дракула: История любви" (2025 г.)

Слезы в глазах у него, у меня, у всего зала.

После прогулки по ярмарке, во время которой Дракула и Мина постоянно прибегают к тесному физическому контакту, компания собирается в роскошных апартаментах князя. Там он дарит Мине шкатулку, которую когда-то запускала его жена. Если он слышал этот звук, это значило одно – пора исполнять супружеский долг. Странно, что Мину не смутили такие интимные подробности от незнакомца. Взяв шкатулку в руки она начала ловить какие-то эротические видения, и это ее немного напугало, но граф убедил девушку, что дурных намерений он не имеет, а шкатулку ей вообще дарит.

Вернувшись в свой пансионат, Мина обнаружила там чудом спасшегося из замка Дракулы Джонатана. Там же были священник с доктором, которые начали опрашивать Мину на предмет ее общения с Дракулой, убеждать ее в том, что он плохой, и Мария плохая, а шею Мины нужно осмотреть на наличие укусов. Девушка расстроилась, что князь, который вел себя как истинный джентльмен, оказался кровосисей. Удалившись в свою комнату она завела шкатулку, погрузившись в воспоминания, которые ей посылала ее пожившая ранее душа. У Дракулы, видимо, сработал какой-то рефлекс, и он пришел на звук музыкальной шкатулки в комнату Мину. После коротких и не убедительных попыток отослать вампира прочь, Мина сдалась нахлынувшим на нее флэшбэкам и вспомнила свою прошлую жизнь. Одежда в сторону! Страсть, поцелуи, просьбы Мины обратить ее. Дракула не смог устоять. Когда священник понял, что главный вампир в доме, все бросились в спальню Мины, но там уже никого не нашли. Повозка уехала назад в Трансильванию, но теперь в гробу спали двое. Семейный гроб, так сказать. 

Слуги Дракулы предупредили его, что за ними идет погоня и скоро преследователи будут у стен замка. Дракулу это вообще не смутило. Он счастлив, что рядом с ним его вновь обретенная супруга.

Кадр из фильма "Дракула: История любви" (2025 г.)
Кадр из фильма "Дракула: История любви" (2025 г.)

Но вот приходит священник, Джонатан и супруг уже покойной Марии со своей артиллерией. У всех своя цель – священник хочет убить Дракулу, чтобы снять проклятие со всех обращенных им вампиров, Джонатан вообще непонятно зачем пришел, а Генри со своими солдатами хочет, судя по всему, разнести древний замок до самого основания.

Дракула защищает свою территорию и женщину, и у него все очень хорошо получается. Но несмотря на победы над грубой силой, он ничего не смог сделать перед силой убеждения священника, который внушил ему то, что он обрекает свою любимую женщину на проклятую жизнь, и пора бы ему уже прекратить топтать землю и сдаться на волю божьего слуги, который приготовил для такого случая кол. 

Дракула запирает Мину-Елизавету в комнате, несмотря на ее отчаянный плач и мольбы, и позволяет священнику вогнать кол в своё сердце. После этого он принимает свой дряхлый вид и вваливается в комнату, чтобы умереть на руках у Мины-Елизаветы. После того, как Дракула обратился в прах, Мина осталась в слезах перебирать то, что осталось от князя. В этом разбитом состоянии ее застал Джонатан. Посмотрев на ее отчаяние он, видимо, понял, что о нём эта женщина так убиваться точно не станет, и ушел, оставив ее. Все ушли, на самом деле. Ушел священник, ушли уцелевшие солдаты, ушли горгульи, которые оказались заколдованными детьми, даже прах Дракулы улетел в небо, к солнцу. И только Мина осталась в разрушенном замке оплакивать любовь и жизнь, которую ее заставили вспомнить для того, чтобы отнять. 

Вывод

Выбесил меня этот фильм, откровенно говоря.

Одним из сценаристов фильма указали Брэма Стокера, но, боюсь, бедный Стокер в гробу сальто крутит от такого обращения с его произведением. 

Вот скажите мне, для чего был добавлена эта сюжетная линия с созданием парфюма, позволяющего Дракуле управлять сознанием людей? Я в этом увидела неуместное и очевидное подражание «Парфюмеру». 

А с чего Дракула взял, что его жена переродится? Объяснение его ожидания тем, что иногда чистые души перерождаются, выглядит уж слишком неубедительным.

С отношением к вампирше Марии, которая вела себя как Харли Квин викторианского времени, я не определилась. С одной стороны, актриса очаровательная и игра ее убедительная, и она чем-то напомнила мне вампира Лестата из «Интервью с вампиром», такая же развращенная. Но когда она начинала вести себя как психопатка, меня это отталкивало. Выглядело слишком не соответствующе времени событий. Вообще, фильм не смог передать дух времени. Не получилось создать у Бессона нужную атмосферу. Увы.

Но главное разочарование фильма это финал. Он обесценивает все то, к чему стремился Дракула на протяжении всего фильма. Он нашел свою жену в новом воплощении, она отринула все, что у нее было, но он собственноручно разбил ей сердце. Опять. В прошлой жизни он пронзил ей сердце мечом буквально, а в новой жизни сделал это фигурально. У нее ничего не осталось кроме воспоминаний о прошлой жизни, которые она приняла, и несбывшихся мечтаний и надежд. Это было очень жестоко.

Есть в этом фильме и прекрасное – игра Калеба Лэндри Джонса. Он замечательный драматический актер. Джонс и его харизма вытащили на себе весь фильм. 

Я для себя отметила, что есть фильмы, которые лучше всего смотреть нарезками. «Дракула: История любви» именно тот самый фильм. 

Да и сам посыл фильма мне не понравился. Это фильм про «больную» любовь. Дракула жил прошлым и любовь для него была вечным ожиданием. 

Пересматривать его точно не буду. Если только по рилсам, шортсам и так далее, ведь некоторые эпизоды действительно вызвали во мне эмоции.

Поставлю этому фильму 6/10 и успокоюсь.