Экспедиция РГО на Курильские острова «Восточный бастион – Курильская гряда», в которой я принял участие, ставила перед собой прежде всего научные задачи. На необитаемом острове Онекотан я оказался вместе с командой из 90 человек, из них большая часть ученых – от гидробиологов до вулканологов.
Задачи были не только научные. В их числе — поиск и регистрация военно-технических объектов для последующей утилизации. В поиски я посвящен не был. Моей персональной задачей было обеспечение работы вездехода «Феникс» и фиксация его приключений для истории. Тем не менее, некоторые следы военного прошлого Онекотана встретились во время маршрутов, а также вылазок за дровами и питьевой водой.
На Онекотане до Второй мировой стояли японские части. После битвы за Шумшу в августе 1945-го, японский гарнизон Курил капитулировал в полном составе, и места японских военных баз заняли советские.
С восточной стороны Онекотан омывается Тихим океаном, с западной – Охотским морем. Главная японская часть стояла на охотоморской стороне Онекотана, мы же должны были поставить лагерь на противоположной тихоокеанской, недалеко от существовавшей до 90-х годов прошлого века части ПВО СССР.
Высадка экспедиции происходила в бухте Муссель. На берег мы сошли (а водитель-испытатель Александр Колодеев — доплыл) за день до прибытия основной команды экспедиции. Задачей Колодеева стала заброска имущества и оборудования экспедиции для установки лагеря в нескольких сотнях метров вверх по ручью Резвый, который должен был послужить источником пресной воды.
Следы прошлого встретились нам сразу на берегу. Первое, чем встречает Онекотан — вросшие в черный металлический песок остова тракторов С-65 «Сталинец». Первый советский дизельный гусеничный трактор – один из символов советской индустриализации. Первые машины с индексом С-60 пошли в серию в 1933 году, с 1937 по 1941 годы выпускалась модель С-65.
Во время первого же рейса по каменистому руслу пересыхающего ручья, мы буквально упирались колесами в торчащие из размытого каменистого русла ржавые снаряды, судя по всему, 80 летней давности.
Чуть дальше нам встретились другие артефакты военного прошлого сурового острова. Гильзы от снарядов, взрыватели, ружейные гильзы и патроны. Кому-то из коллег патроны попадались в виде цельных упаковок.
Гильзы от снарядов попадались двух типов – как насквозь ржавые, некоторые развороченные взрывом, а некоторые – вполне себе в приличном состоянии – лишь зеленая патина оксидной пленки.
За первые два дня вездеход выполнил десятки рейсов. Здорово помогал вместительный прицеп. У прицепа, к слову, была и вторая функция – в случае необходимости, он послужил бы «донором» запасного колеса для вездехода. Когда появилось немного свободного времени, отправились изучать окрестности.
В бухте Муссель существовала якорная стоянка и, вероятно, причалы, через которой обеспечивалась армейская логистика, сначала японская, потом советская. И теперь приплыли мы – на вездеходе и резиновых лодках. От японских причалов остались лишь несколько камней с вырезанными иероглифами.
Этот камень первым нашел Колодеев. Один из участников экспедиции перевел надписи:
Отомари сю-тэй ко-ти
Корабельный порт Отомари.
Счастливый (удачливый) военный отряд номер — 15390;
15 августа 1944 года.
Было найдено два таких камня. Надписи на втором:
Акацуки самбаси (пристань Акацуки (рассвет));
(неразборчиво) августа 1944 года.
Морской район Одомари Фуно"
Оодомари — японское название (1908 по 1946) города Корсаков на острове Сахалин. Японцы получили южный Сахалин в свое владение по итогам русско-японской войны в 1905 году, обратно земли вернулись уже в СССР — в 1945 году.
Свидетельство военного прошлого – огромное количество ржавых бочек от топлива, что на побережье, что на пути к заброшенной базе ПВО. Большая часть бочек пустая, но находили и полные дизтоплива.
Персонал базы ПВО на Онекотане успешно выживал в цилиндрических ЦУБиках. Такие ЦУБики могли попасть на берег реки Банной в паре километров по дороге от побережья двумя путями – на вездеходе ГТС/МТЛБ, либо на внешней подвеске транспортного вертолета. Еще могли завезти на санях волоком – при помощи той же «моталыги». Но учитывая крутой подъем от побережья и последующий крутой спуск к Банной, вряд ли в ход пошли именно волокуши. Хотя все может быть, некоторые ЦУБики – на подрессоренных санях.
Тропа к базе – мокрая и грязная, карабкаемся по джунглям. Густое разнотравие Онекотана напоминает именно их. Все столь же необычно для жителя средней полосы. Растения незнакомые — борщевик сладкий, шеломайник камчатский, медвежьий корень, какалия копьелистная.
Тут и там сквозь яркую зеленой листвой под мокрым серым небом поблескивают рыжие краски железной смерти.
Экстремальные климатические условия Онекотана оставили от техники лишь остова. Кабины и кузова из недорогой стали и дерева просто сгнили. Кое где сохранились остатки стекол и шин.
Рамы, силовые агрегаты, каркасы сидений, невесть как сохранившиеся руль и педали – в этих останках можно узнать советский полноприводный грузовик ГАЗ-63.
ГАЗ-63 – советский полноприводный грузовик, который выпускался с 1948 по 1969 годы. Фактически, это была полноприводная версия популярного ГАЗ-51, отличавшаяся в том числе односкатными задними колесами. В данной модификации был оборудован лебедкой. Первые машины также комплектовались компрессором для шин, потом конструкцию упростили. Накачивать колеса можно было прямо от двигателя, используя специальное приспособление, которое устанавливалось вместо свечи в один из цилиндров.
Заросли шеломайника скрывают и другую технику, похоже, ГАЗ-51. На шинах маркировка Московского шинного завода.
На некоторых деталях останков трактора сохранилась родная краска. Надписи «Сделано в СССР» за десятилетия под солнцем, осадками и ветрами – хоть бы что. Умели делать!
Почти по всему периметру острова на высоких берегах над бухтами в окопах располагались японские позиции. В неприметных, заросших травой траншеях на уступах на береговой линией можно до сих пор найти ружейные гильзы.
Их находили и ученые-почвоведы на исследуемых квадратах на побережье. Такую же гильзу где-то нашел и Колодеев, сделав из нее брелок для ключей от «Феникса».
Если прорваться сквозь высокие заросли борщевика вдоль Банной, то можно попасть во вторую часть бухты Муссель. По прямой от нашего лагеря – меньше километра, но на пути скалы.
Первопроход к бухте через реку и ее крутые берега занял около четырех часов бесконечных переходов реки и продирания через заросли двухметрового сладкого борщевика, зато потом ученые набили прямую тропу без необходимости погружаться в ледяной поток.
Путь в соседнюю часть бухты сократился до 40 минут. Именно там расположен следующий интересный исторический объект – заброшенный маяк на мысе Лисий. Возможно, он был построен еще японцами – точной информации найти не удалось.
Крепкое железобетонное здание маяка способно было выдержать любой натиск суровой природы. Расположен маяк высоко на мысе, так что о прямом взаимодействии с приливной волной, скорее всего, речи не было, даже в случае цунами.
Но главный враг любой постройки – забвение. В советское время, полагаю, тут кто-то вел службу, ну а потом маяк перевели в автоматический режим. В середине 90-х российские военные ушли с Онекотана, части были переведены на остров Парамушир. Так что не удивительно, что маяк уже давно не работает. Лестница наверх насквозь проржавела; лезть туда не пробуем.
На нижнем ярусе расположены источники питания. Я не исключал вероятности встретить тут другое устройство. Во времена СССР энергия атома использовалась не только для строительства АЭС и создания межконтинентальных ракет. Расположенное в труднодоступных местах навигационное оборудование на побережье Северного ледовитого океана вдоль трассы Северного морского пути питалось от специальных необслуживаемых термоэлектрогенераторов, работающих на базе радиоактивного тепловыделяющего элемента с изотопом стронций-90.
Устройств под названием РИТЭГ (радиоизотопный термоэлектрический генератор) в СССР было выпущено более 1000 штук только для наземной эксплуатации, поэтому шанс встретить его существовал. Вместе с тем, заброшенный РИТЭГ — очень опасный источник радиации. Хорошо, что его мы не нашли!
Лампу маяка питали щелочные никель-кадмиевые аккумуляторы KL 375 P напряжением 1.2 вольта на 375 ампер-часов. Маяк питала сборка из 20 таких батарей, подзаряжаемых от небольшой солнечной батареи — ее обломки лежат рядом.
Рядом валяются необслуживаемые литиевые батареи БУЙ-2Л. Они предназначены для автономного и резервного электропитания светящих плавучих средств навигационного морского оборудования. Емкость 500 А-ч при напряжении 3 В и номинальном токе в 0.5 А. Полагаю, они могли применяться для резервного питания лампы.
Под маяком на камнях облюбовали лежбище тюлени Стейнегера (антуры). Это редкий вид островного тюленя, живущего только в северной части Тихого океана – Курилы, Камчатка, Командорские острова.
Наблюдая за ржавыми остатками прошлого, можно прочувствовать всю мимолетность человеческой жизни – как бытия, так и жизни человечества в целом. Если что-то пойдет на планете не так, пройдет немного времени, во вселенском масштабе – просто миг. И от человека и его деятельности не останется ничего — ни людей, ни машин, ни бочек от топлива.
Только двойной вулкан, и поросший кедрачом и шеломайником зеленый недружелюбный остров с черными вулканическими пляжами и снующими тут и там пушистыми лисами. Природа забирает свое гораздо быстрее, чем кажется, и поддерживает равновесие без участия человека. Который, по сути, просто песчинка титано-магнетитового песка на черном пляже вечности.
По этой теме у меня все. А вам какие объекты военно-технической истории удавалось обнаружить в путешествиях и где? Делитесь своими фотографиями и отчетами в комментариях!
***