Найти в Дзене
Московская беседка

Госпожа Удача

О моноспектакле Григория Антипенко «Старик и море». Государственный академический театр имени Евг. Вахтангова. Премьера 24 сентября 2025

Хотел бы я купить себе немножко счастья,

если его где-нибудь продают…

Э. Хэмингуэй. «Старик и море» (1951)

Каждый человек мечтает о счастье. Собственно, мы живем ради того, чтобы его достичь. Счастье во многом зависит от удачи, а удача — дама капризная. Хэмингуэй написал потрясающей силы повесть о том, как человек в одиночку, до последнего сражается за свое счастье, которое от него с завидной скоростью ускользает. Казалось бы, удача навсегда отвернулась от него, но он все равно не сдается. История старика, который из последних сил пытается завоевать свое счастье — именно завоевать, одолеть весь мир, ополчившийся на него, от собственной немощи до моря и его обитателей, впечатляет. Казалось бы, силы не равные, человек и стихия, но именно удача все-таки дарит ему жизнь.

Фотография предоставлена пресс-службой театра. Фотограф Валерий Мясников
Фотография предоставлена пресс-службой театра. Фотограф Валерий Мясников

Герой Хэмингуэя умеет бороться. И все же, главное для него не удача, которую так трудно поймать за хвост. И даже не счастье. Самое важное в жизни Старика — сохранить свое достоинство и не сдаваться:

Драться, — сказал он, — драться, пока не умру.

Суть его характера состоит в том, чтобы бороться. Именно поэтому«все у него было старое, кроме глаз, а глаза были цветом похожи на море, веселые глаза человека, который не сдается».

Фотография предоставлена пресс-службой театра. Фотограф Валерий Мясников
Фотография предоставлена пресс-службой театра. Фотограф Валерий Мясников

В своем спектакле режиссер Павел Сафонов вычленяет из философской повести главное: потрясающей силы умение бороться. Воля к жизни помогает Старику выжить. Именно это качество исследуют в моноспектакле актер Григорий Антипенко и режиссер Павел Сафонов. Создатели маленького сценического шедевра сохранили и передали главное, за что мы любим и ценим Хэмингуэя: потрясающую волю к жизни, несломленность, веру в себя и свою победу.

Фотография предоставлена пресс-службой театра. Фотограф Валерий Мясников
Фотография предоставлена пресс-службой театра. Фотограф Валерий Мясников

Спектакль минималистичен, и в этом он замечательно совпадает с лаконизмом прозы Хэмингуэя. Маленькая сцена Арткафе Вахтанговского театра превращается в мощную стихию всего несколькими подручными средствами: драпировкой, скамейкой, ведром с водой, изумительным светом (художник по свету Руслан Матвеев) и потрясающей музыкой, превращающей зал в пучину морскую (художник Максим Обрезков).

Фотография предоставлена пресс-службой театра. Фотограф Валерий Мясников
Фотография предоставлена пресс-службой театра. Фотограф Валерий Мясников

Григорий Антипенко не просто играет, не просто качественно читает текст, он полностью перевоплощается в Старика, радуется его радостям, печалится его печалям, болит его ранами. Даже старческие слезы появляются на его глазах именно так, как это бывает со стариками. Полтора часа держать внимание аудитории, сидящей пусть в Арт, но все же кафе, не в зрительном зале, очень непросто. Антипенко это блестяще удается.

Фотография предоставлена пресс-службой театра. Фотограф Валерий Мясников
Фотография предоставлена пресс-службой театра. Фотограф Валерий Мясников

Во многом успех спектакля определен постоянным движением актера по сцене. Многие моноспектакли теряют публику именно из-за того, что все внимание сосредотачивают на монологах, оставаясь статичными — это беда и обычных спектаклей с длительной монологической речью. Григорий Антипенко постоянно находится в движении, ни на секунду не теряя акцента на монологе. Он все время старается разнообразить свою речь: играет реквизитом, и даже ввел остроумный диалог между правой и левой рукой.

Фотография предоставлена пресс-службой театра. Фотограф Валерий Мясников
Фотография предоставлена пресс-службой театра. Фотограф Валерий Мясников

В своем спектакле Павел Сафонов и Григорий Антипенко исследуют феномен мужества, противостоящего немощи, старческой, человеческой, не суть важно. То самое упрямое, благородное американское мужество, которое спустя 10 лет вдохновит Харпер Ли на всемирно известные строки: «Мужество — это когда заранее знаешь, что ты проиграл, и всё-таки берёшься за дело и наперекор всему на свете идёшь до конца». И это умение — идти до конца — самое важное в Старике. А там — как повезет...

Теперь мы опять будем рыбачить вместе.

Нет. Я — несчастливый. Мне больше не везет.

Да наплевать на это везенье! — сказал мальчик. — Я тебе принесу счастье.

Поддержать канал можно здесь.