Найти в Дзене
НПК АВТОПРИБОР

Почему перегревается двигатель автомобиля? Разбираемся в причинах.

По статистике СТО, около 40% всех неисправностей автомобильного двигателя связаны с его перегревом. В половине этих случаев причина кроется в некорректной работе радиатора. Его эффективность зависит от множества факторов: материала изготовления трубок и ребер, конструкции оребрения, скорости потока антифриза, интенсивности обдува и чистоты поверхностей. Почему же один радиатор исправно служит 10-15 лет, а другой начинает сдаваться уже через 3-4 года? Попробуем разобраться, что влияет на работу этого узла и как поддерживать его в оптимальном состоянии. Материал имеет значение, но не решающее Когда речь заходит о материалах изготовления радиатора, многие автовладельцы уверены: медь лучше алюминия. И с точки зрения чистой физики они правы – теплопроводность меди выше: 380-400 Вт/(м·К) против 160-220 у алюминия. Но почему тогда современные производители массово перешли на алюминий? Дело в том, что он позволяет создавать более тонкие стенки трубок – толщиной всего 0,3-0,5 мм против 0,8-1,2
Схема автомобиля с радиатором системы охлаждения двигателя
Схема автомобиля с радиатором системы охлаждения двигателя

По статистике СТО, около 40% всех неисправностей автомобильного двигателя связаны с его перегревом. В половине этих случаев причина кроется в некорректной работе радиатора. Его эффективность зависит от множества факторов: материала изготовления трубок и ребер, конструкции оребрения, скорости потока антифриза, интенсивности обдува и чистоты поверхностей. Почему же один радиатор исправно служит 10-15 лет, а другой начинает сдаваться уже через 3-4 года? Попробуем разобраться, что влияет на работу этого узла и как поддерживать его в оптимальном состоянии.

Материал имеет значение, но не решающее

Когда речь заходит о материалах изготовления радиатора, многие автовладельцы уверены: медь лучше алюминия. И с точки зрения чистой физики они правы – теплопроводность меди выше: 380-400 Вт/(м·К) против 160-220 у алюминия. Но почему тогда современные производители массово перешли на алюминий?

Сборные радиаторы охлаждения двигателя
Сборные радиаторы охлаждения двигателя

Дело в том, что он позволяет создавать более тонкие стенки трубок – толщиной всего 0,3-0,5 мм против 0,8-1,2 мм у медных аналогов. Меньшая толщина компенсирует более низкую теплопроводность. Плюс алюминий легче, что очень важно для конструкции современных автомобилей. Согласно исследованиям японского производителя автокомпонентов систем охлаждения, при одинаковых габаритах современный алюминиевый радиатор с оптимизированной конструкцией может быть на 15-20% эффективнее медного аналога старого образца.

Конструкция оребрения: 70% эффективности

Все тепло от антифриза передается трубкам, а затем рассеивается в воздух через ребра. Ребра увеличивают площадь теплоотдачи, обеспечивая до 70-80% от общего рассеивания тепла, что делает их конструкцию критически важной для эффективности работы.

Радиатор охлаждения двигателя производства НПК АВТОПРИБОР
Радиатор охлаждения двигателя производства НПК АВТОПРИБОР

В современных радиаторах могут применяться несколько различных типов оребрения. Самый распространенный – гофрированные ленты между трубками. Однако эта конструкция имеет свои минусы: при небольшом расстоянии между ребрами (менее 2 мм) они быстро забиваются грязью и пухом, а при слишком редком (более 4 мм) – радиатор недостаточно эффективно отводит тепло. Оптимальный шаг оребрения для легковых автомобилей – 2,5-3,5 мм. При таком расположении достигается баланс между теплоотдачей и устойчивостью к загрязнению.

Радиатор охлаждения двигателя производства НПК АВТОПРИБОР
Радиатор охлаждения двигателя производства НПК АВТОПРИБОР

Плотность прилегания ребер к трубкам — ключевой фактор эффективности: микроскопический зазор приводит к падению КПД на 30–40%. Для достижения идеального контакта производители используют вакуумную пайку по технологии Nocolok, которая обеспечивает сплошное соединение и усиливает теплообмен. Однако у паяных радиаторов есть существенный недостаток — склонность к разгерметизации под воздействием постоянной вибрации. Поэтому в условиях вибрационных нагрузок сборная конструкция может оказаться более надежной, хоть и менее эффективной в идеале.

Линия пайки радиаторов по технологии Nocolok Завода климатических систем НПК АВТОПРИБОР в Тольятти
Линия пайки радиаторов по технологии Nocolok Завода климатических систем НПК АВТОПРИБОР в Тольятти

Скорость потока: быстрее не всегда значит лучше

Некоторые полагают, что чем быстрее циркулирует антифриз, тем лучше охлаждение. Это не так. При слишком высокой скорости жидкость не успевает отдать тепло, а при слишком низкой возникают застойные зоны, где антифриз перегревается.

Сборка радиаторов на предприятии НПК АВТОПРИБОР в Тольятти
Сборка радиаторов на предприятии НПК АВТОПРИБОР в Тольятти

Оптимальная скорость потока в трубках радиатора для большинства систем охлаждения – 0,5-1,5 м/с. Она обеспечивает турбулентный режим течения, при котором теплоотдача максимальна. Измерения специалистов разработчиков автокомпонентов для термоменеджмента показывают: отклонение от оптимальной скорости на 30% снижает эффективность охлаждения на 15-20%.

Хотя при сборке современных радиаторов используется в том числе ручной труд, основная часть процессов выполняется в автоматическом режиме
Хотя при сборке современных радиаторов используется в том числе ручной труд, основная часть процессов выполняется в автоматическом режиме

Как понять, что скорость потока не оптимальна? Если верхний патрубок радиатора горячий, а нижний – едва теплый, скорость слишком высокая. Если оба патрубка примерно одинаковой температуры – слишком низкая. В норме разница температур должна составлять 10-15°C.

Радиаторы AVTOPRIBOR готовятся к отгрузке на конвейеры российских автопроизводителей
Радиаторы AVTOPRIBOR готовятся к отгрузке на конвейеры российских автопроизводителей

Воздушный поток: невидимый враг эффективности

Даже идеальный радиатор не будет работать без достаточного обдува. Для эффективного охлаждения через теплообменник должно проходить не менее 2-3 кубометров воздуха в секунду при движении со скоростью 60 км/ч. Однако со временем эффективность обдува снижается. Во-первых, даже небольшое смятие сот радиатора в 10-15% площади снижает воздушный поток на 25-30%. Во-вторых, каждый дополнительный радиатор (кондиционера, АКПП, интеркулера) снижает поток воз духа на 15-20%.

Знак AVT на автокомпонентах НПК АВТОПРИБОР — один из признаков оригинальной OEM-комплектующей
Знак AVT на автокомпонентах НПК АВТОПРИБОР — один из признаков оригинальной OEM-комплектующей

Инженерные исследования показывают: установка защитной сетки с ячейкой менее 5 мм снижает эффективность охлаждения на 10-12%. При этом сетка с ячейкой 8-10 мм практически не влияет на воздушный поток, но хорошо защищает от камней.

Чистота поверхностей: скрытая причина половины всех перегревов

Но самая коварная проблема – загрязнение. Слой пыли, пуха и насекомых толщиной 2-3 мм снижает эффективность охлаждения на 30-35%. А если добавить масляные отложения от негерметичных сальников, падение может достигать 50%.

Грязный радиатор
Грязный радиатор

Особенно опасны органические загрязнения в сочетании с влагой. Они создают плотную корку, которую не пробивает даже мощный поток воздуха от вентилятора. При этом визуально радиатор может выглядеть относительно чистым – грязь скапливается в глубине сот. По исследованиям специалистов немецкого производителя автомобильных масел, внутренние отложения накипи толщиной всего 0,5 мм снижают теплопередачу на 40%.

Практические рекомендации по обслуживанию

На основе анализа данных от ведущих производителей систем охлаждения можно сделать следующие выводы об оптимальном регламенте обслуживания конденсоров:

Промывка радиатора
Промывка радиатора

· Промывка системы охлаждения должна проводиться при каждой замене антифриза или через 60-80 тыс км. Используйте специальные промывочные составы, а не «народные средства» вроде лимонной кислоты – они могут повредить алюминиевые детали.

· Внешняя очистка радиатора необходима через каждые 15-20 тыс км или раз в год. Оптимальный метод – продувка сжатым воздухом изнутри наружу с последующей промывкой слабой струей воды. Мойка под высоким давлением может погнуть соты.

· Замена антифриза должна выполняться строго по регламенту производителя, обычно раз в 3-5 лет. Не смешивайте антифризы разных типов – это приводит к выпадению осадка и засорению системы.

· Применение очистителей для размягчения органических загрязнений оправдано лишь при сильном загрязнении. Используйте только специализированные составы, не содержащие агрессивных кислот и щелочей.

Когда пора менять радиатор

Материал и конструкция теплообменника закладывают базовый потенциал, но реальная эффективность определяется условиями эксплуатации и качеством обслуживания. Регулярный уход за системой охлаждения обеспечивает реальную экономию на дорогостоящем ремонте двигателя.

Признаки, что пришло время замены радиатора: постоянный перегрев при чистой системе охлаждения, видимые повреждения более 20% площади сот, множественные следы пайки и ремонта, сквозная коррозия трубок.

Если вы выбираете новый радиатор для своего автомобиля, также приглашаем ознакомиться с ассортиментом систем охлаждения на нашем сайте.