Найти в Дзене
ВЕДОМОСТИ

Портрет города: как историческое прошлое Смоленска определило его современность

Оглавление

25 сентября в Смоленске отмечается День города – ровно 82 года назад, в 1943 г., он был освобожден от фашистских захватчиков. В свои 1162 года Смоленск сохраняет свою историю, самобытность и является уникальным музеем под открытым небом. Урбанист Павел Гнилорыбов – об истории и главных достопримечательностях города.

Древние истоки

Почему Смоленск? По одной из версий, название города связано со смолой – в окрестных лесах добывали сосновую смолу и смоляной вар. Другая гипотеза связывает топоним со «смольной землей» – темным черноземом, характерным для берегов малой реки Смольня (притока Днепра), где и возникли первые поселения.

В IX в. Смоленск стал крупным центром на пути «из варяг в греки». Главными дорогами средневековой Руси были реки, ими зачастую и предопределялось процветание той или иной земли. В будущей Смоленской области находились волоки между Днепром и Западной Двиной – так соединялись Балтика и Византия. Благодаря выгодному положению Смоленск превратился в столицу кривичей – восточнославянского племени, которое сыграло важную роль в формировании древнерусского государства.

Уже к началу XIII в. Смоленское княжество превратилось в одно из сильнейших государственных образований Восточной Европы. Сильная княжеская власть позволяла концентрировать в городе каменное строительство, зримое свидетельство бессмертия правителя.

До наших дней в Смоленске сохранилось сразу три домонгольских храма. Первый – церковь Петра и Павла на Городянке 1146 г. постройки, сложенная из плинфы и известняка. Второй – строгий белокаменный храм Архангела Михаила середины XII в., построенный по заказу князя Ростислава Мстиславича. В его архитектуре читается влияние византийской традиции – зрителя встречают массивные стены и узкие окна-бойницы, примечателен мощный барабан купола.

Третья постройка – церковь Иоанна Богослова на Варяжках 1173 г. Эти три храма вместе дают редкую возможность увидеть, какими были постройки Древней Руси до монгольского нашествия: довольно простыми по декору, но величественными и монументальными. Их суровая красота воспринимается как выражение силы и стойкости Смоленского княжества.

Город-крепость и «ворота Днепра»

Город гордится еще одним выдающимся сооружением – своей крепостной стеной. Она была возведена в 1596–1602 гг. для защиты западных рубежей Московского царства. Проектировал и руководил строительством выдающийся зодчий Федор Конь. Стены из красного кирпича вытянулись на шесть с половиной километров и ощетинились 38 башнями высотой вплоть до 18–19 м. Это была одна из крупнейших крепостей Восточной Европы.

Особое место занимает набережная, один из главных прогулочных маршрутов города. В последние годы ее благоустроили: установили подсветку башен крепости, оборудовали смотровые площадки. Днепр здесь еще относительно невелик, его ширина всего около 200 м. Вопросом, долетит ли птица до середины реки, пока не задаешься – точно долетит.

Но Смоленск справедливо называют «воротами Днепра», исток реки находится всего в 50 км к северо-западу от города. В воде отражаются купола Успенского собора и зубцы крепостной стены. Неспешно гуляешь, кидаешь камешки и думаешь – а ведь ровно таким же маршрутом мог возвращаться домой участник княжеской дружины или губернский предводитель дворянства. До начала Руси можно дотянуться рукой.

В народе крепость зачастую называют кремлем, хотя это не совсем верно. За свою 400-летнюю историю стены крепости не раз выдерживали натиск вражеских атак и осад. Смоленск – это щит России. До наших дней дошли 18 башен и половина крепостных стен, но это дает полное представление о фортификации 17-го столетия. Среди наиболее впечатляющих башен – Громовая, в которой недавно разместили музейную экспозицию «Грозный XVII век», Маховая, Орел, Веселуха. Особенно красива стена ранней осенью и в начале октября, когда багряные листья обрамляют красные кирпичные стены.

Святые ценности

Главная доминанта Смоленска – Успенский собор. Его зеленые фасады и сияющие позолоченные главы видны почти из любой точки города. История собора уходит корнями в 1101 г., когда князь Владимир Мономах заложил на этом месте первый деревянный храм. В XII в. церковь была перестроена в камне, но здание сильно пострадало в Смутное время: в 1611 г., во время польско-литовской оккупации, храм был разрушен.

Современный собор начали возводить в 1677 г., а завершили строительство только в 1772-м – почти спустя сто лет. Архитектурный облик вобрал черты барокко и московской традиции, что делает его уникальным в ряду русских храмов XVIII в. Внутри собора сохранился трехъярусный иконостас высотой около 30 м. Это один из самых внушительных иконостасов России, он поднимается почти до сводов церкви. К счастью, собор сильно не пострадал ни в 1812 г., когда выгорела значительная часть города, ни в Великую Отечественную войну, несмотря то что бои за Смоленск летом 1941 г. были чрезвычайно ожесточенными.

У подножия холма проходит бывшая Успенская улица (ныне Большая Советская). На углу обращает на себя внимание трехэтажный особняк конца XIX в., это дом купца Павлова. С 1918 г. в нем работает Дом книги, главный книжный города. Внутри царит старорежимная атмосфера, продаются краеведческие тома, тут сохранилось много лепного декора и старая вывеска.

Обязательно загляните в музей «Русская старина», это настоящее окно в повседневную жизнь Смоленской губернии XVIII–XIX вв. Княгиня Мария Тенишева, покровительница искусств с мировым именем, в начале ХХ столетия построила неорусский теремок для своей коллекции. Современники восторженно писали: «Древние русские ткани, ручные набойки, рушники, полотенца составляют отдел, равного которому нет ни в одном музее России». Здесь собраны образцы старинной мебели и предметы быта, изделия русских народных промыслов, картины, костюмы, ремесленные изделия.

Очарование искусства: от Глинки до Конёнкова

Смоленская земля подарила России много талантов. В селе Новоспасское в 1804 г. родился композитор Михаил Глинка. Его усадьба в наши дни превращена в музей-заповедник: в главном доме воссоздан интерьер, работает концертный зал, в парке установлен памятник композитору. Глинка считается одним из основоположников русской классической музыки. Смоляне справедливо гордятся тем, что их край дал миру автора опер «Жизнь за царя» и «Руслан и Людмила».

В самом Смоленске имя Глинки носит сад (еще он известен как сад Блонье). Это старейший городской парк, который был основан в XVIII в. на месте вырубленного леса. Сегодня он может похвастаться не только тенистыми липовыми аллеями и цветниками, но и необычной скульптурой бронзового оленя. Монумент был отлит в 1910 г. по заказу германского императора Вильгельма II, он хотел таким образом увековечить свой охотничий трофей – как копию трофейного зверя с редкими по форме рогами. После советские солдаты нашли скульптуру в Восточной Пруссии и привезли ее в Смоленск. С тех пор бронзовый зверь считается одним из символов города.

В Смоленске много знаковых мест, связанных с искусством. Одно из них – музей скульптуры Сергея Тимофеевича Конёнкова. Уроженец смоленской деревни Караковичи прославился на весь мир как «русский Роден». Он был мастером резьбы по дереву, камню и гипсу, создавал как камерные фигуры, так и монументальные композиции. В экспозиции музея, расположенного в особняке XIX в., хранится более ста оригинальных работ – от библейских и крестьянских образов до портретов современников. Здесь можно увидеть «Сову-ведьму», «Птицу Сирин», «Пана, играющего на дуде», Маяковского, Толстого, Горького.

Жемчужины области: усадьбы и древние курганы

Не меньший интерес вызывает усадьба Талашкино, связанная с упоминавшейся выше княгиней Тенишевой. В начале XX в. она превратила свои владения под Смоленском в центр художественной жизни, где собирались крупнейшие мастера эпохи – Николай Рерих, Михаил Врубель, Сергей Малютин. В деревне Флёново сохранился сказочный резной «Теремок», работа художника и архитектора Сергея Малютина. Рядом возвышается небольшой храм Святого Духа с яркой майоликовой отделкой, созданной по эскизам Рериха. Сегодня историко-архитектурный комплекс открыт для туристов, желающих прикоснуться к атмосфере Серебряного века.

Еще одна жемчужина смоленской земли – усадьба Хмелита в Вяземском районе, это родовое гнездо семьи Грибоедовых. Здесь бывал и сам Александр Сергеевич, автор бессмертной комедии «Горе от ума». В барском доме XVIII в., окруженном липовой аллеей, воссоздана атмосфера дворянской усадьбы его времени. Спасение Хмелиты стало одним из достижений позднесоветской реставрационной школы: в 1950-е гг. главный дом «стоял без крыши под снегами, дождями, разрушаясь на глазах», строения усадьбы разбирали на кирпич. Энтузиасты восстановили усадьбу.

На территории расположен храм Казанской иконы Божией Матери 1759 г. постройки. Каждый год в мае в Хмелите проходит Грибоедовский праздник, тут устраиваются театрализованные представления и концерты, собирающие любителей литературы и истории.

Всего в 12 км от Смоленска – у деревни Гнездово – ученые обнаружили крупнейший Европе комплекс курганов. Всего их здесь около 3000! Здесь находили погребения, скандинавские мечи, византийские монеты, славянские украшения. Когда археологические раскопки только начались, местные думали, что в могилах покоятся погибшие солдаты армии Наполеона, а о такой седой древности не задумывался никто. Гнездово подарило нам и древнейший образец славянской письменности, знаменитый глиняный горшок с надписью «гороушна» (видимо, «горчица»). Сегодня на территории действует музейный комплекс, где проходят в том числе и фестивали исторической реконструкции.

Возрождение наследия и дух современности

Отрадно, что город постепенно возрождает и утраченное наследие. Сейчас возрождают костел Непорочного Зачатия Пресвятой Девы Марии. Он был построен в 1891–1893 гг. для польской общины, в XX в. использовался как склад и долго стоял заброшенным. Сейчас идет масштабная реставрация – к 2026 г. планируется восстановить исторический облик и открыть храм для прихожан и туристов. Своим стройным неоготическим силуэтом костел вновь украсит панораму города.

Культурная жизнь не ограничивается памятниками далекого прошлого. В городе сохранились многочисленные здания и артефакты советского периода, барельефы, мозаики. Смоленск традиционно считается стильным университетским центром. Многие приезжают сюда за атмосферой и пейзажами, которые еще не испорчены многоэтажками, – недавно город стал местом действия сериала «Вампиры средней полосы». Город-феникс, город-щит, город-музей – сравнений и эпитетов много. Смоленск не стремится соревноваться с крупными городами. Его ценность – в подлинности.

Смоленск – это город для вдумчивого путешественника. Он не раскрывается на бегу, его нужно разгадывать, приезжая вновь и вновь. Тут ценится размеренность, которая веками определяла характер величавого города на берегах Днепра.

За помощь в подготовке материала автор благодарит городского исследователя и урбаниста Александра Яновского

Подпишитесь на «Ведомости» в Telegram

Читайте также:

Трамп заявил, что больше не станет называть страны «бумажным тигром»

Лавров: НАТО и ЕС руками Украины объявили России войну

Песков: Москва ожидает реакции США на инициативу Путина по ДСНВ