Найти в Дзене

7 SEO ошибок интернет-магазинов, которые убивают трафик

Почему у интернет-магазина мало трафика, несмотря на качественные товары и конкурентные цены? 👋 Меня зовут Александр. Я руководитель небольшой команды по продвижению интернет-магазинов prpapa.com. Разберем тут 7 очень частых, но критически важных ошибок в SEO для E-commerce сайтов. Интернет-магазин — это не только Wildberries или магазин косметики.
Любой сайт с каталогом и карточками товаров — металл, мебель, стройка, авто-запчасти или даже завод, производящий детали трубопроводов — для поисковиков выглядит как интернет-магазин и продвигается по тем же принципам. Часто владельцы магазинов обращаются с одинаковой проблемой: "Товары хорошие, бизнес честный, свой реальный склад, вкладываем в различные каналы продвижения, в том числе и SEO, а продажи не растут". 80% проблем в потере трафика, кроются в технических деталях, которые легко исправить. Расскажу о самых частых и серьёзных ошибках, а в конце дам готовый чек-лист для SEO-проверки интернет-магазина. Я решил здесь не погружаться в б
Оглавление

Почему у интернет-магазина мало трафика, несмотря на качественные товары и конкурентные цены?

👋 Меня зовут Александр. Я руководитель небольшой команды по продвижению интернет-магазинов prpapa.com. Разберем тут 7 очень частых, но критически важных ошибок в SEO для E-commerce сайтов.

Интернет-магазин — это не только Wildberries или магазин косметики.
Любой сайт с каталогом и карточками товаров — металл, мебель, стройка, авто-запчасти или даже завод, производящий детали трубопроводов — для поисковиков выглядит как интернет-магазин и продвигается по тем же принципам.

Часто владельцы магазинов обращаются с одинаковой проблемой: "Товары хорошие, бизнес честный, свой реальный склад, вкладываем в различные каналы продвижения, в том числе и SEO, а продажи не растут".

7 критических SEO-ошибок интернет-магазинов на 2025 год
7 критических SEO-ошибок интернет-магазинов на 2025 год

80% проблем в потере трафика, кроются в технических деталях, которые легко исправить. Расскажу о самых частых и серьёзных ошибках, а в конце дам готовый чек-лист для SEO-проверки интернет-магазина.

Я решил здесь не погружаться в большое количество технических подробностей, чтобы не переутомлять вас, а просто задать основные векторы, на которые стоит обратить внимание, объяснить причину этого и подсказать варианты решения.

Информация максимально актуальная на 2025 год в порядке убывания важности и частоты возникновения проблем. 👇

Видео версия этой статьи на YouTube

1. Проблемы индексации и структуры сайта

Неправильная структура сайта существенно затрудняет индексацию поисковыми роботами.

Одна из самых больших проблем интернет-магазинов — это краулинговый бюджет, поскольку поисковые роботы имеют определенный лимит на сканирование сайта за период времени. А ecom сайты — это тысяч товаров.

Проверяем webmaster.yandex.ru - если страниц в поиске намного меньше проиндексрованых, это первый признак технических проблем с сайтом.
Проверяем webmaster.yandex.ru - если страниц в поиске намного меньше проиндексрованых, это первый признак технических проблем с сайтом.

На картинке выше привёл примеры где с индексацией всё ок и сайтов с техническими проблемами.

Поэтому нам нужно облегчить поисковикам задачу, дотянуться до наиболее важных для нас страниц, а также дотянуться до всех страниц сайта с наименьшим количеством кликов от главной. У поисковика должна быть возможность дотянуться до любой страницы сайта, в идеале не более 2-3 кликов от главной страницы.

  • Важно обратить внимание на страницы пагинации. Они могут представлять значительные проблемы при индексировании товаров. И особенно вновь появившихся товаров.
  • Доступность фильтров, которым разрешено индексироваться, теговых страниц, страниц каталога товаров, групп, подгрупп и подподгрупп, чтобы они были доступны в пределах двух-трех кликов от главной.
  • Не стоит сильно надеяться на файл sitemap, поскольку для поисковиков это не инструкция к действию, а рекомендации.
  • Не буду выносить описание sitemap.xml в отдельный пункт. Скажу лишь, что важно сделать генерацию файла такой, чтобы при генерации sitemap указывалась реальная дата обновления страницы. Поисковая система может заинтересоваться более новыми страницами, мы можем подкинуть ей новые товары и обновленные категории. Появляется шанс, что поисковик начнёт приоритетное сканирование именно с них. Это важно для нас, не тратить бюджет сканирования на страницы, которые нам наименее важны или которые не обновлялись.

2. Мобильная оптимизация и адаптивность

С переходом поисковых систем на mobile-first индексацию, качество мобильной версии стало определяющим фактором ранжирования.

В 2025 около 80% пользователей используют мобильные устройства для интернет-покупок, наблюдаю это на интернет магазинах различных тематик: авто, косметика, стройматериалы. В тематиках по типу металлопрокат, производства, некоторые строительные тематики, где большая часть B2B клиенты, цифры поменьше.

Проверил все доступные мне счётчики интернет-магазинов с суммарной посещаемостью около 50 тысяч человек в сутки, они имеют среднюю цифру около 70-80% пользователей с мобильных устройств.

  • Для начала, лучше ручками самостоятельно проверить, как минимум с двух устройств: более-менее современного Android и iPhone, полностью пройти путь клиента от его перехода на сайт через поиск Яндекс. Пробовать максимум функций сайта, такие как поиск, фильтры, отложить в корзину и дойти до оформления заказа. Посмотреть на проблемы, с которыми может столкнуться клиент: все ли элементы видны, все ли корректно отображается, быстро загружается, все ли удобно и правильно работает так, как задумано.
  • Дополнительно стоит воспользоваться сторонними сервисами по поиску ошибок и проблем на сайтах, по типу Ask Users. Где можно дать задание что-то сделать на сайте и получить отклик от пользователя о найденных проблемах и неудобствах.
  • Обязательно выделить время на просмотр записей действий ваших потенциальных клиентов в инструменте «Вебвизор» в «Яндекс.Метрике», желательно начать с пользователей кто бросил корзину, надеюсь у вас настроены цели в metrika и аудитории. Так могут прийти инсайты, почему они бросили корзину или не дошли до неё.
  • Проверить показатели «Отказы», «Глубина просмотра» и «Время на сайте», если значительная разница между десктоп и мобильными клиентами, может указывать на какие-то неудобства мобильных пользователей
Сравните показатели отказов, глубины просмотра и времени на сайте между мобильными и десктоп пользователями, разница в 2 раза может говорить о неудобствах для владельцев смартфонов.
Сравните показатели отказов, глубины просмотра и времени на сайте между мобильными и десктоп пользователями, разница в 2 раза может говорить о неудобствах для владельцев смартфонов.

3. Дублирование контента

Проблема дублированного контента в интернет-магазинах стала одной из наиболее критических для SEO в последние годы. В Яндекс.Вебмастер можно увидеть большое количество страниц с пометкой "НКС" (Недостаточно качественная).

Она особенно актуальна для интернет-магазинов из-за сложной структуры каталогов и фильтрации, мультирегиональности и большого количества товаров и категорий и большого количества товаров с очень похожими названиями.

Основные источники дублей

  • Динамические URL с параметрами остаются основным источником дублей
  • Сортировка по цене, популярности, новизне генерирует отдельные адреса для практически идентичного контента
  • Одинаковые товары в разных категориях с разными URL
  • Открытые для индексации все страницы фильтрации и сортировки товаров
  • Страницы пагинации. CleanParam, или канонизация, или деоптимизация страниц. Вариантов решения несколько, и нужно подбирать под конкретный случай
  • В индекс "залетают" UTM-метки и параметры рекламных систем
  • Копирование описаний товаров от поставщиков на странице товара, на которой нет никакого уникального контента, кроме этого, может привести к пометке страницы как низкокачественной
  • Региональные версии страниц. При изменении региона меняется только адрес, телефон и очень незначительное количество элементов. Такие страницы поисковик может расценить как дубли, могут возникнуть проблемы у всего сайта
  • Встречаю реже, но бывает. Неправильная настройка AJAX-фильтрации приводит к созданию индексируемых страниц без изменения контента

Какие проблемы могут возникнуть из-за дублей?

  • Увеличение времени попадания и удаления страниц из индекса, из-за нерационального использования краулингового бюджета, а значит, важные нам страницы, возможно, попадут в индекс или обновятся намного позже
  • Риск попадания под фильтры поисковых систем. К примеру, фильтр с названием "Ты последний", При накоплении критической массы страниц с неуникальными описаниями товаров, к примеру, это может понизить позиции этих страниц или всего сайта в выдаче
  • Разделение трафика между конкурирующими страницами или вовсе исключение таких страниц из индекса. Так же размытие поведенческих факторов между конкурирующими страницами, поисковые системы не могут определить, какая из них основная
  • Потеря потенциала внешних ссылок: Сторонние сайты могут ссылаться на разные версии одного товара
Снова проверяем вебмастер, при большой разнице между просканированными и добавленными в индекс страницами, может так же говорить и о дублях которые возникли на сайте или НКС страницах.
Снова проверяем вебмастер, при большой разнице между просканированными и добавленными в индекс страницами, может так же говорить и о дублях которые возникли на сайте или НКС страницах.

Какие интересные решения этих проблем бывают?

  • Составление качественных шаблонных title, description, h1, мини-текстов для категорий и товаров.
  • AI генерация описаний товаров, но с ручной модерацией и составлением качественного хорошего промпта
  • Закрытие всех комбинаций SEO фильтров по умолчанию и открытие только комбинаций, у которых есть реальный спрос
  • Создание человекопонятных URL для важных комбинаций фильтров
  • Желательно иметь правило приоритетов фильтров. Строгий порядок

4. Микроразметка и структурированные данные

В 2025 году микроразметка Schema.org стала обязательным элементом технического SEO для интернет-магазинов. Правильно настроенная разметка увеличивает органический трафик в среднем на 30+% и повышает CTR из поиска на 15-30%.

Ну а как известно, с повышением CTR растут шансы повышения позиций, если посетитель совершит действие на сайте и не пойдет искать дальше.

Критичные типы разметки для e-commerce:

Попробуем угадать, на какой результат выдачи будут чаще кликать? Наличие микроразметки не гарантирует это, но даёт повышенный шанс получить красивый сниппет (rich snippet).
Попробуем угадать, на какой результат выдачи будут чаще кликать? Наличие микроразметки не гарантирует это, но даёт повышенный шанс получить красивый сниппет (rich snippet).

5. Скорость загрузки сайта

Скорость загрузки страниц остается критическим фактором ранжирования как в Яндексе, так и в Google. По данным исследований, медленная загрузка приводит к увеличению показателя отказов на 32% уже после трех секунд ожидания.

Как проверить скорость загрузки сайта самому?

  • Нужно оценить, с какой скоростью ваш сервер и сайт могут отдавать страницы. Какой предел нагрузки в секунду?
  • Замерить основные страницы, основные трафиковые страницы 20-30 штук, которые можно взять из Yandex Metrika, и посмотреть, с какой скоростью эти страницы генерируются сервером и загружаются в браузере. Это страницы листинга товаров, фильтров, тегов, категорий, самих товаров, главной страницы.
  • Посмотреть, как генерируются и отдаются вот эти страницы, чтобы понять, есть ли какие-то проблемы на стороне сервера.
  • Запускаем анализатор сайта по типу Screaming Frog, который умеет получать информацию о скорости загрузки страниц. Показатель меньше десяти страниц в секунду, думаю, будет уже не очень хорошим.
  • Важно, чтобы у вас был хороший интернет, кабельный и отключен VPN, чтобы сканирование происходило с IP-адресов этой же страны, в которой физически находится сервер сайта и клиенты вашего интернет-магазина. Это необходимо для того, чтобы информация была наиболее корректной и честной.
  • Просканируйте их и проверьте инструментом Google PageSpeed Insights, чтобы оценить реальную скорость отдачи контента на этих страницах.

Проблемы с оптимизацией сайта и движка могут привести к задержкам в отдаче страниц, и понижении в выдаче. Это не обязательное условие, но очень значимое в условиях высокой конкуренции.

6. Реализация мультирегиональности интернет-магазинов

Мультирегиональность — это техническая задача создания региональных версий интернет-магазина для продвижения по геозависимым запросам в различных городах России.

Правильно реализованные региональные версии сайта, могут увеличить органический трафик на десятки и сотни процентов. В зависимости от количества регионов.

Но техническая реализация часто становится источником серьезных SEO-ошибок, способных катастрофически навредить позициям сайта или практически обнулить его трафик.

Частая проблема при запуске региональных версий сайтов, даже при отсутствии проблем у основной версии.
Частая проблема при запуске региональных версий сайтов, даже при отсутствии проблем у основной версии.

Типичные ошибки создания региональных версий сайта

Неправильный выбор между поддоменами и подпапками. Лучше опираться на реалии вашей ниши, уже существующей выдачи и понять как это сделано у конкурентов: как они это внедряли, как реализовали, когда это внедряли, как долго и как успешно. Попытайтесь раскопать максимум информации, чтобы составить полную картину.

  • Ошибки дублирования контента между регионами. Полное копирование контента без уникализации. Одинаковое описание для всех товаров. Идентичный тайтл, дескрипшн. Отсутствие уникальных региональных предложений
  • Некорректная генерация sitemap для региональных версий
  • Ошибки настройки в Яндекс.Вебмастер и Справочнике. В случае с поддоменами к каждому сайту необходимо отнестись как к отдельным копиям сайта в регионе
  • Использование готовых модулей для популярных CMS-систем без подробного изучения типичных проблем для этого решения или несовместимость его с вашей версией движка или другими модулями. Узнать на специализированных форумах или у сторонних специалистов
  • Проблемы с кэшированием при реализации мульти-региональности. Проверить руками после реализации, что все работает корректно.
  • Недооценка финансовых затрат на реализацию этого функционала. Помимо технической реализации, особенно на начальных этапах в первые два-три месяца требуется усиленный контроль со стороны SEO специалистов для поиска ошибок, их исправления и доработки. Подрядчик должен оповестить вас, что это может выйти за пределы оговоренного бюджета, в пределах которого запланированы работы на этот месяц, чтобы не возникли непоправимые проблемы
  • Попытаться охватить сразу большое количество регионов или всю Россию.
  • Начинать реализацию мульти-региональности, имея проблемы с индексацией даже у основного и пока единственного домена.

Что делать, как снизить риски возникновения проблем?

  • В первую очередь, решить проблемы с индексацией основного домена, если они существуют, поскольку при тиражировании уже неудачного решения - проблемы приумножатся
  • Понять, что нужно именно в вашем случае для внедрения мульти регионов, и каких потребует трудозатрат и инвестиций
  • Провести отдельный аудит, а лучше — силами разных команд специалистов, если неудачное внедрение может убить ваш бизнес.
  • Составить поэтапный план внедрения мульти-региональности, детально просчитать бюджет, необходимый на реализацию доработок, дополнительный контроль со стороны SEO-специалистов и прочие расходы.
  • Лучше попробовать внедрить на малом количестве регионов: 3, 5, 10, и детально их проработать, обкатать на них ваше решение.
  • Создание дашборда для мониторинга всех региональных версий:
    - Статус индексации поддоменов в Яндексе и Google
    - Позиции по ключевым геозависимым запросам
    - Конверсии и заявки по регионам
  • Разработка персонального чек-листа под ваш проект для мониторинга технических ошибок и их предупреждений.

7. Неверная обработка «нет в наличии» и снятых с продажи товаров

Проблема некорректной обработки отсутствующих товаров стала одной из новинок в причинах потери трафика для части интернет-магазинов в 2024-2025 годах.

Проблема обострилась в 2024 году с тем, что многие магазины пытались получить поисковый трафик на товары, которые уже невозможно купить, например, iPhone 6. Яндекс с 2024 года активно применяет фильтр за "неактуальный контент", который специально нацелен на сайты, привлекающие трафик на несуществующие или недоступные товары.

  • Soft 404 ошибки при отсутствии товаров. Самая распространенная ошибка — возвращение статуса HTTP 200 OK для страниц товаров, которых нет в наличии, вместо корректных статусов 404/410 или правильной разметки availability
  • Некорректная разметка availability в микроданных
  • Товары "под заказ" без указания сроков: Страницы показывают кнопку "купить", но при переходе выясняется, что товара нет и непонятно, когда будет
  • Автоматическая переадресация со страниц проданных товаров на главную или категорию.

Какие лайфхаки есть для решения?

  • Своя система предотвращения обмана пользователей - автоматический мониторинг актуальности товаров.
  • Следить за сессией пользователя. Для пользователей, которые вошли на сайт на страницу товара и пробыли там менее 15 секунд, регистрировать такие случаи. При накоплении какой-то критической массы у товара, об этом сообщать модератору.
  • Автоматическое закрытие в noindex: если товара нет N дней, система добавляет noindex, follow или отдаёт статус 404
  • На странице 404 можно предложить аналоги или заменители товара

Важно грамотно разделять временный и окончательный сценарий при исчезновении товара из продажи, чтобы балансировать между SEO трафиком и доверием покупателей.

Чек-лист SEO-ошибок интернет-магазина для самопроверки

Собрали для вас простой чек-лист, чтобы быстро проверить SEO техничку интернет-магазина. Забрать чек-лист по ссылке. Без регистраций и смс 😀

Если после проверки захочется разобраться глубже — можем помочь с аудитом или консультацией. И конечно поможем с комплексным
SEO продвижением интернет-магазина.

Если материал был полезен для вас, не забывайте пожалуйста ставить палец вверх 👍