Найти в Дзене

Решение проблемы оборачиваемости на маркетплейсах

Оглавление

Оборачиваемость - это время, за которое расходуется запас товара на складе.

Допустим, Вы знаете, что товар продаётся со скорость 2 шт/день, а сегодня на складе у Вас 100 шт. За какое время израсходуются эти 100 шт? 100/2 = 50 дней. Это и будет оборачиваемостью. Через 50 дней Вам необходимо будет пополнить склад, чтобы продажи не прерывались.

Почему оборачиваемость - огромная проблема селлеров

  • Нормальный доход на маркетплейса идёт в основном при торговле по схеме FBO, когда товары сначала поставляются на склады маркетплейса по всей стране и уже оттуда доставляются клиентам. Клиенты любят быструю доставку, а со складов доставка очень быстрая - на следующий день
  • Один-два артикула это еще ничего и можно обойтись без оборачиваемости, но когда товар дешевый (а маркетплейсы очень любят дешевые товары), то артикулов приходится держать сотни и тысячи
  • Хранить на складе маркетплейса много артикулов дорого. Оплата хранения становится очень существенной статьей расходов. Если её уменьшить, то это будет очень хороший плюс в карман селлера. И речь идёт о заметной сумме, а не о мелочи
  • Не все артикулы продаются - на некоторые спрос полностью падает через некоторое время. Вывоз артикулов со склада БЕЗУМНО ДОРОГОЙ, просто неоправданно дорогой, поэтому хранить их на складе надо как можно меньшее количество

Плюс сами маркетплейсы дают преимущества Вашим товарам, если они

  • имеют оборачиваемость 30 дней,
  • поддерживается неснижаемый остаток.

Из всего этого следует вывод, что чем меньше товара мы храним на складе, тем больше денег получаем к себе в карман. Плюс, нельзя допустить, чтобы остаток товара кончился на каком-то складе.

Казалось бы, в чем проблема? Выгружай xls с маркетплейса и следи за товаром, однако задача совсем не простая.

Все осложняется тем, что:

  • складов по всей России только у одного маркетплейса десятки
  • У каждого склада своё время доставки (например, из Москвы в Москву доставить быстро, однако из Москвы во Владивосток доставить очень долго)
  • У каждого склада своя скорость продажи товаров
  • если торговля ведется на нескольких маркетплейсах, то задача многократно усложняется
  • плюс сюда накладывается проблема с поставщиками, которые часто нарушают сроки поставки и к моменту отправки на склад товара в наличии может вообще не быть

Как результат у селлеров происходят постоянные сток-ауты (Stock Out / отсутствие товара на складе). Из-за пустоты на складе продажи тупо теряются, а вернее, уходят другим селлерам.

Каких результатов удалось достичь

Было:

  • Постоянные сток-ауты (out of stock)
  • сотни непродающихся артикулов на складах, за которые взимается плата за хранение
  • невероятные траты на вывоз артикулов со складов
  • новые популярные артикулы продаются по FBS вместо FBO из-за боязни новых проблем со складами
  • аналитические отчёты маркетплейсов безбожно врут и не показывают реальной ситуации

Стало:

  • выявили самые продаваемые артикулы
  • поняли с каких складов идут самые большие продажи
  • уменьшили количество складов и сосредоточились на тех, которые дают подавляющее большинство продаж
  • сбыли и вывезли все непродающиеся артикулы
  • обеспечили на складах минимальный неснижаемый остаток
  • получили серьезный буст от маркетплейсов
  • получили снижение стоимости логистики (экономия до 90%)
  • чистая прибыль выросла на 100%

Как решали

Для решения пришлось сделать собственную ИТ-систему, работающую с информацией маркетплейсов.

Основной непоняткой был вопрос: а как быть с разным временем поставки на разные склады когда на один склад товар идёт неделю, а на другой два месяца?

Разное время доставки до складов маркетплейсов
Разное время доставки до складов маркетплейсов

Для решения потребовалось взглянуть на склад "с птичьего полета" и подумать: "если возьмем хотя бы один склад, то как нам обеспечить для него непрерывный подвоз товара?"

Непрерывный подвоз товара на склад для обеспечения неснижаемого остатка
Непрерывный подвоз товара на склад для обеспечения неснижаемого остатка

Всё оказалось очень просто: неважно сколько времени занимает доставка, 2 недели или 2 месяца, главное - выдерживать график отправки.

Отправка должна быть чёткой, например, строго 1 раз в неделю в один и тот же день. В этом случае, если время доставки всегда одно и то же, товар будет появляться на складе с той же периодичностью, с которой происходит отправка.

Время доставки до склада всегда примерно одно и то же, поэтому можно принять это допущение.

Допустим, Вы решили делать поставки на склад один раз неделю. Тогда достаточно будет узнать скорость расходования товаров на этом складе за неделю и затем чётко раз в неделю отправлять туда это количество.

Далее оставалось только сделать из всего этого ИТ-систему.

Seller API позволяет вытащить из маркетплейсов все необходимые данные.

Получившаяся система следит за "расходованием" товаров, сохраняет информацию о складе и регионе, в котором произошла продажа:

Расходование товаров на складе маркетплейса по кластерам (складам)
Расходование товаров на складе маркетплейса по кластерам (складам)

Далее по этим данным элементарно строится простейшая сводная таблица. Колонки - номера недель, строки - артикулы.

Сразу становится понятна скорость расходования артикулов по неделям для одного из складов:

Скорость расходования товаров на выбранном складе
Скорость расходования товаров на выбранном складе

Т.к. скорость расходования меняется от неделе к неделе, то вполне можно использовать среднее. Например, для первого артикула из таблицы средняя скорость расходования будет равна:

(49+13)/2 = 31 шт в неделю

В этом случае, если Вы хотите делать поставки этого артикула на этот склад раз в неделю, то нужно будет поставить 31 штуку.

Проблема решена.

Выводы

Подсчет оборачиваемости на основе реальных данных маркетплейсов реально работает и показывает хорошие результаты.

К сожалению, сделать подобные расчеты с помощью аналитики, предоставляемой маркетплейсами селлерам в их личных кабинетах пока невозможно.

Поэтому приглашаю Вас воспользоваться нашей системой.

В связи с тем, что система пока еще находится в начальной стадии развития, нам интересно понять что на практике нужно селлерам, поэтому цена на подключение снижена в разы, а тем клиентам, которые дадут полезную обратную связь, будем продлевать периоды бесплатно.

Пишите: var@yandex.ru или звоните +7(916) 311-3857