Найти в Дзене
Токсичный зритель

"Трон: наследие": фильм 2010 г. спустя 15 лет

Привет киноманам! Через две недели в мировом прокате стартует 3я часть франшизы «Трон» с подзаголовком «Арес». По этому случаю я решил пересмотреть предыдущую часть «Наследие» и обсудить с вами, как этот фильм сморится спустя 15 лет, остался ли он актуальным и, главное, способен ли он сегодня удивлять также как и 15 лет назад своим главным козырем – визуалом? Итак, давайте разбираться. Камера, мотор, начали!

Удивительное дело – Джеймсу Кэмерону понадобилось 13 лет, чтобы явить миру сиквел своего детища «Аватар», и все это время фанаты фильма в нетерпении задавались вопросом «почему сиквел не выходит так долго?». Диснею вовсе потребовалось 15 лет на продолжение «Трона», но все это время никто особенно не судачил на тему ожидания сиквела, и как-то так сложилось, что 15-летней перерыв не воспринялся массами таким долгим периодом, как было с ожиданием сиквела «Аватара». Наверное, в этом нет ничего удивительного, ведь изначально «Аватар» стал неоспоримым хитом с рекордными кассовыми сборами 2 млд. 923 млн. долларов. «Трон: наследие» не снискал подобной популярности и собрал свои скромные 400 млн. долларов. Однако, многие зрители выходили с сеансов «Трона» под большим впечатлением, во многом из-за неповторимого стиля картинки и саунда. Среди этих впечатлившихся был и я.

«Трон: наследие» не является оригинальной картиной, поскольку это уже сиквел «Трона» 1982 года. Забавно, что студия вспоминает о своей франшизе с такими промежутками. Не смотря на то, что «Наследие» является сиквелом, фильм вполне можно смотреть без первой части. Очевидно, что авторы фильма понимали, как жестоко будет заставлять современного зрителя «ломать глаза» об оригинальный фильм, чтобы можно было разобраться в событиях. Поэтому «Наследие» в своем вступлении содержит краткий, но исчерпывающий экскурс по предшествующим событиям, за что сценаристам низкий поклон – у зрителя не остается никаких вопросов по поводу происходящего в фильме.

Сэм находит пульт отца, способный перенести человека в цифровой мир видеоигры
Сэм находит пульт отца, способный перенести человека в цифровой мир видеоигры

Удивительно, но в режиссерском кресле оказался дебютант режиссуры Джозеф Косински. Очень неожиданный выбор кандидатуры. К всеобщему удивлению, дебютант оказался талантливым дарованием – он справился со своей задачей на все сто. Студия выделила на фильм немалый бюджет в 170 млн. долларов и каждый цент из этой суммы чувствуется на экране – все выглядит «дорого, богато». Кстати, Джозеф Косински не стал тем, кому просто повезло снять хорошее кино – позже он еще не раз заявит о своих режиссерских способностях. В 2013 году из-под его пера выйдет прекрасная пост-апокалиптическая фантастика «Обливион» с Томом Крузом, которую, кстати, Джозеф снял по своему собственному одноименному роману. В 2017 году он покажет всем, что может не только в фантастику, и снимет прекрасную драму «Дело храбрых». Но фильм станет неприятным феноменом хорошего кино – коммерческий провал даже при небольшом бюджете это то, что зачастую мешает студиям делать ставку на сюжетные драматичные фильмы. Причем таких примеров полно: знаменитый «Побег из Шоушенка», «Нокдаун» Рона Ховарда или половина фильмов Мартина Скорсезе. Да-да, очень многие фильмы, любимые массами и признанные хитами, в прокате не имели коммерческого успеха. Но следующий фильм Джозефа Косински компенсировал провал «Дела храбрых» с избытком: «Топ Ган: Мэверик» опять же с Томом Крузом собрал без малого 1,5млд. долларов, став самым кассовым фильмом не только в карьере Косински, но и Круза. Ну а прошедшим летом режиссер отметился еще одним хитом – «F1» с Брэдом Питтом, и на сей раз фильм стал самым кассовым в карьере Питта. Другими словами, качество фильмов Джозефа Косински – завидная регулярность. Невольно вспоминается полная противоположность – Шейн Блэк, которому доверили снимать «Железного человека 3». И хотя, по моему глубокому убеждению, 3я часть о супер-герое Роберта Дауни младшего самая слабая во всей трилогии, Шейн Блэк все же худо-бедно справился под присмотром продюсеров. Но в следующий же раз он невероятно облажался, сняв «Хищника» 2018 года. Фильм был не просто плох, его можно смело относить к трешу, которого лучше бы никогда не было, вроде 4ой «Матрицы». По счастью, Джозеф Косински – не такой случай.

Но возвращаемся к «Трону: наследие». Если вы еще не знакомы с этой франшизой, то стоит упомянуть, что название «Трон» не предполагает "трон" в привычном значении этого слова. В контексте фильма это имя одного из главных персонажей. Англоязычному зрителю это понятнее, поскольку на английском языке навание пишется как «Tron», а слово «трон» в смысле «престол» пишется «Thron».

Сюжет закручивается вокруг отца и сына в исполнении Джеффа Бриджеса и Гаррета Хедлунда. Джефф Бриджес играет Кевина Флинна (он же был главным персонажем в оригинальном фильме 1982г.) – создателя одной из первых видеоигр – Tron. У него был клуб с игровыми автоматами, которые были так популярны в Штатах в те годы. В какой-то момент Флинн-старший делает невероятное открытие, но прежде, чем поведать о нем всем, бесследно исчезает, и его маленький сын Сэм остается с бабушкой и дедушкой. Проходит много времени, около 20 лет, и повзрослевший Сэм решает осмотреть старый клуб отца. Там он случайным образом запускает некий аппарат, который переносит Сэма в цифровой мир видеоигры Tron. С этого момента, фильм разделил зрителей на два лагеря: тех, кто завороженно смотрел фильм до конца (как я) и тех, кто отверг идею фильма аргументом, что «Трон: наследие» выглядит не как кино, но как большой ролик из компьютерной игры. Но ведь фильм реально об этом – события переносят героя Гаррета Хедлунда в компьютерную игру. Поэтому я не согласен с этой претензией.

Сэм в изумлении не верит своим глазам – он внутри видеоигры. И оказывается, что мир игры населен множеством AI-персонажей, так называемыми программами. Место действия – некий город. Сэма быстро хватают и отправляют на игровую арену, где персонажи сражаются подобно гладиаторам. Но используют они в своих сражениях разные цифровые приспособления – световое оружие и световые мотоциклы. Визуал просто на высоте. Поэтому сразу отвечаю на вопрос «как фильм смотрится сегодня с визуальной точки зрения?» - по-прежнему великолепно. «Трон: наследие» тот фильм, который легко можно назвать аттракционом.

Сэм в изумлении от того, куда попал. Но ему не дают придти в себя и отправляют на арену
Сэм в изумлении от того, куда попал. Но ему не дают придти в себя и отправляют на арену

Чудом уцелев в паре состязаний, Сэм обнаруживает себя для всех в том, что он не программа, а живой человек – пользователь. После этого его сразу отправляют к тому, кто управляет этим городом и играми. Перед Сэмом снимает шлем его отец, который пропал так давно. При этом он не изменился и не состарился, а выглядит, как прежде. Сэм не верит, что вот таким странным образом отыскал своего отца, но через несколько минут становится понятно, что перед ним не его отец, а еще одна программа, которая сделана по образу и подобию его отца. Его имя Клу, и его программа написана так, что бы он всегда стремился сделать этот мир идеальным. Но поскольку его задача запрограммирована именно таким образом, он действует в попытках все усовершенствовать до идеала бесконечно, и не остановится никогда. Когда-то давно, когда Флинн-старший попал в этот цифровой мир, он сам создал Клу, как своего двойника, чтобы Клу помог ему довести все до идеала. Но Флинн не предполагал тогда, что программа Клу не даст ему самому остановиться. И когда Флинн был уже доволен результатом, Клу восстал против него – ему нужно было продолжать все совершенствовать. Клу поднял мятеж против Флинна – создателя самой игры. Флинн не смог сбежать обратно в мир людей, ведь для этого нужно было открыть портал в центре города (это мог сделать только Флинн), но в таком случае Клу последовал бы за Флинном в мир людей, где также начал бы бесконечно все совершенствовать по своей логике.

Арена готовит Сэму самые разнообразные испытания
Арена готовит Сэму самые разнообразные испытания

В результате последних событий Клу решает бросить Сэма обратно на игры, чтобы выманить Флинна-старшего, но Сэма вовремя спасает Кворра, помощница Флинна в исполнении красавицы Оливии Уайлд. Сэм и Кворра сбегают из города в убежище Флинна, где наконец-то происходит долгожданная встреча отца с сыном.

Сюжет в целом прописан очень хорошо. Такой фильм мог запросто иметь гораздо более простую историю, но сценарно тут все очень и очень хорошо. Персонажи имеют свою историю, свои мотивы, а их поступки и действия логичны и понятны. Наигранностью и не пахнет. Замыкает круг достоинств прекрасное звуковое оформление фильма, за саундтрек отвечала группа электронной музыки Daft Punk, которая помогла фильму не только прекрасно выглядеть, но и невероятно звучать. Треки Daft Punk как нельзя лучше вписались в тематику фильма. Кстати, у самой группы есть камэо – они играют в клубе Кастора. Это персонаж в исполнении Майкла Шина. Как по мне, Майкл Шин – довольно талантливый актер, которому удаются разные роли. «Четыре пера», «Другой мир», «Пассажиры» - все это отличные фильмы, в которых Майкл Шин предстал в совершенно разных амплуа. К моему удивлению, ему удалось это и с ролью Кастора. Его персонаж второстепенен и появляется в фильме не надолго. Его появление можно даже назвать камэо, поскольку экранного времени у него всего несколько минут. Но персонаж Майкла Шина выдался на редкость колоритным, его Кастор – еще один плюс в копилку фильма.

Сэм обращается к Кастору за помощью
Сэм обращается к Кастору за помощью

Ну и нельзя не отметить абсолютно оригинальный и индивидуальный стиль фильма. «Трон: наследие» не похож своим визуалом ни на киберпанковый «Бегущий по лезвию», ни на «Матрицу», с которой у «Трона» есть некоторые сюжетные сходства. По своей оригинальности я могу сравнить его с «Безумным Максом» и «Фуриосой» Джорджа Миллера. Это такие фильмы, увидев всего один кадр которых, вы сразу определите, что за фильм перед вами.

В результате, я могу описать «Трон: наследие» как кино с отличной режиссурой, проработанным сценарием, неповторимым визуальным стилем, отличными спецэффектами и компьютерной графикой, которые сегодня ни капли не устарели. Вскоре в прокате начнется продолжение «Трон: Арес». Если вы видели трейлер фильма и захотели его посмотреть, то убедительно советую вам начать просмотр с «Наследия», фильм до сих пор смотрится просто великолепно. Но такое кино ни в коем случае нельзя смотреть в свободную минутку на своем планшете или упаси-господи смартфоне. Это будет преступлением против фильма. Его просто необходимо смотреть на хорошем экране и желательно с хорошим звуком, потому что, повторюсь, фильм является визуальным аттракционом подобно «Властелину колец», «Аватару» или «Безумному Максу».

Кворра привозит Сэма к отцу
Кворра привозит Сэма к отцу

Я очень надеюсь, что «Арес» не подкачает, не потеряет в качестве и принесет Диснею желаемую прибыль – в таком случае мы получим еще одну прекрасную фантастическую франшизу, части которой заслуживают выходить чаще, чем 1 раз в 15 лет.

На КиноПоиске у фильма довольно невысокий средний балл, а именно 6,9. Мне думается, это потому что фильм немного опередил свое время, слишком уж много зрителей тогда сказали, что «Трон: наследие» это не кино, а ролик из компьютерной игры, и наставили своих невысоких оценок. Примерно такой же критике незадолго до «Наследия» подверглись «300 спартанцев» Зака Снайдера. Сегодня же массовый зритель уже привык к тому, что высокобюджетные фантастические блокбастеры по большей части состоят из компьютерной графики, а не реальных съёмок. Признаюсь, я сам не сильно люблю фильмы с переизбытком графики, потому что не каждому фильму это идет, не каждому фильму это нужно. Но «Трон: наследие» именно такой, каким он и должен быть. От меня 9 баллов из 10. Присоединяйтесь к обсуждению фильма в комментариях и пишите, ждете ли вы «Трон: Арес»?

Одно из первых омоложений (если не первое) актера - омоложение Джеффа Бриджеса в "Троне: наследие" для роли Клу, который не меняется внешне с годами
Одно из первых омоложений (если не первое) актера - омоложение Джеффа Бриджеса в "Троне: наследие" для роли Клу, который не меняется внешне с годами

Смотрите любое кино, какое захотите, но оставляйте в коллекции только хорошее. Такое, как «Трон: наследие». Если вам было интересно, то ставьте лайк и подписывайтесь на канал. Не прощаюсь…

-9